ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/19 от 19.09.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12-178/2019

27RS0020-01-2019-001708-78

РЕШЕНИЕ

по протесту на определение по делу

об административном правонарушении

г. Николаевск-на-Амуре 19 сентября 2019 года

Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края А.С.Новосёлов,

с участием

старшего помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бывалиной Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании протест Николаевского-на-Амуре городского прокурора на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля и закупок Ильченко Л.А., № 166 от 23.07.2019 года о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь Анны Васильевны в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с протестом на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля и закупок Ильченко Л.А., № 166 от 23.07.2019 года о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование заявленного протеста, ссылаясь на то, что 23.07.2019 года заместителем руководителя - начальника отдела контроля закупок Ильченко Л.А., вынесено постановление № 166 о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2, ст. 7.29 КоАП РФ, возбужденного Николаевским-на-Амуре городским прокурором в отношении должностного лица - главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считают указанное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Постановлением администрации Николаевского муниципального района от 06.09.2018 года № 460-па на территории района с 06.09.2018 года введен режим «чрезвычайная ситуация», в связи с прохождением тайфуна «Джеби». Из Постановления следует, что в срок до 07.09.2018 года организовано проведение обследований поврежденных объектов с обязательной фотофиксацией причиненного ущерба с предоставлением информации в отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального района, однако точная дата направления данной информации в указанный отдел ГО и ЧС администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» не установлено. Кроме того, в Постановлении отсутствуют сведения о том, когда именно и своевременно ли, МКУ «Служба заказчика Николаевского района» подготовлены и направлены на экспертизу в Комитет по ГО и ЧС Правительства Хабаровского края локальные сметные расчеты для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, указано лишь то обстоятельство, что администрация после экспертизы получила локальные сметные расчеты только 26.10.2019 года, причины получения результатов экспертизы по истечении 51 дня с момента объявления режима «чрезвычайная ситуация» должностным лицом не установлено. Также из содержания Постановления следует, что 20.11.2018 года для ускорения проведения неотложных аварийно-восстановительных работ администрацией поселения на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и решения комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 06.09.2018 года № 5 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» с ИП Хараишвили Г.А., (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № 3-ЧС-2018 (Контракт), срок выполнения работ по которому 30.04.2019 года, цена контракта 4008675 рублей. Согласно п. 1.1. Контракта его предметом является выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». Решением Николаевского-на-Амуре городского суда от 20.11.2018 года № 2- 919-2018 администрация городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» обязана провести ремонтные работы по восстановлению кровли здания котельной, расположенной по адресу: ул. Советская, 46, поселок Лазарев, Николаевский район. При этом, данное решение обращено к немедленному исполнению. Однако, должностным лицом не дана оценка тем обстоятельствам, что работы, предусмотренные Контрактом должны были выполняться не только на объекте - здание котельной, в том числе в целях выполнения решения суда, но и на иных объектах, указанных в Приложении № 1 к технической части Контракта, а также не дана оценка тому факту, что окончательный срок выполнения работ по Контракту является - 30.04.2019 года, что не может свидетельствовать о неотложности выполнения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». При этом, в постановлении Николаевского-на-Амуре городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2019 года указано на тот факт, что вышеуказанный Контракт был расторгнут сторонами по мировому соглашению, а 25.02.2019 года администрацией поселения заключен аналогичный контракт с ООО «Партнер», работы по которому выполнены только в апреле 2019 года, данным обстоятельствам должностным лицом оценка также не дана не смотря на то, что они свидетельствуют об отсутствии неотложного характера всего комплекса работ, выполнение которых предусмотрено на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». Кроме того, из содержания Постановления следует, что закупка не может быть осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, а также указано на то, что лимиты бюджетных обязательств на выполнение работ были доведены лишь 17.12.2018 года, однако при этом Контракт на выполнение работ на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» заключен 20.11.2018 года, то есть в отсутствие лимитов, а следовательно Заказчик мог в более ранний срок заключить контракт, в случае, если все работы, выполнение которых предусмотрено Контрактом и которые необходимо было выполнить в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, действительно носили неотложный характер. При этом установлено, что Контракт был заключен лишь по истечении 76 дней после объявления чрезвычайной ситуации, что не указывает на неотложность проведения работ. Должностным лицом также не установлено, выполнялись ли Подрядчиком в рамках Контракта в период с 20.11.2018 года по 25.02.2019 года какие-либо работы по ликвидации последствий режима «чрезвычайная ситуация» на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». В постановлении Николаевского-на-Амуре городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2019 года указано, что, Контракт между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» и ИП Хараишвили Г.А., заключен 20.11.2018 года, то есть по истечении 76 дней после объявления чрезвычайной ситуации, что не указывает на неотложность проведения работ, однако данным обстоятельствам оценка должностным лицом не дана. Также, в постановлении Николаевского-на-Амуре городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2019 года указана ссылка на Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № ВАС-9962/13 согласно которому, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем возникают в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Таким образом, заключение контракта способом закупки у единственного подрядчика, по смыслу ч. 1, ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и отсутствия возможности контролировать сложившуюся ситуацию. При этом, обстоятельства указанные прокурором в постановлении от 29.11.2019 года свидетельствуют о том, что у Заказчика имелась возможность контролировать сложившуюся ситуации в период действия режима «чрезвычайная ситуация» на территории городского поселения «Рабочий поселок Лазарев», данным обстоятельствам должностным лицом оценка не дана. Кроме того, учитывая, что контракт № 1-ЧС-2019 от 25.02.2019 года, заключенный администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» с ООО «Партнер», в рамках которого предусмотрено выполнение работ на объектах, предусмотренных ранее заключенным контрактном № 3- ЧС-2018 (пункты 5.2. данных контрактов), окончательные работы были выполнены в апреле 2019 года, а лимиты бюджетных обязательств доведены 17.12.2018 года, у Заказчика была возможность провести конкурсные процедуры, по результатам которых заключить контракт на выполнение необходимых работ, при этом данным обстоятельствам должностным лицом оценка не дана. Выявленные городским прокурором нарушения и их последствия были существенными и значимыми; в результате этих нарушений устранялась возможность добросовестной конкуренции между участниками, другие участники лишались работы и искусственно удалялись с рынка работ, нарушались открытость и прозрачность контрактной системы в сфере закупок; создавались предпосылки и условия для коррупции. Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ должностного лица - главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» не истек, что соответствует требованиям ст. 4.5 КоАП РФ. При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Ильченко Л.А. от 23.07.2019 года № 166 о прекращении административного дела № 7-4/124 об административно правонарушении, предусмотренном ч. 2, ст. 7.29 КоАП РФ, возбужденного Николаевским-на-Амуре городским прокурором в отношении должностного лица - главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

В судебном заседании старший помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бывалина Л.В.. протест об отмене постановления поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства указанные в протесте.

Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

23.07.2019 года заместителем руководителя - начальника отдела контроля закупок Ильченко Л.А., вынесено постановление № 166 о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2, ст. 7.29 КоАП РФ, возбужденного Николаевским-на-Амуре городским прокурором в отношении должностного лица - главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, постановлением Николаевского-на-Амуре городского прокурора от 29.04.2019 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАп РФ - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона в отношении должностного лица - главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., по тем основаниям, что постановлением администрации Николаевского муниципального района от 06.09.2018 года № 460-па на территории района введен режим «чрезвычайная ситуация», в связи с прохождением тайфуна «Джеби». Прокуратурой установлено, что администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» (Подрядчик) на основании п. 9 ч.1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и решения комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 06.09.2018 года № 5 с ИП Хараишвили Г.А., (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № 3-ЧС-2018, срок выполнения работ по которому 30.04.2019 года, цена контракта 4008675 руб. Согласно п. 1.1. Контракта его предметом является выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев». Однако, оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком у заказчика не было, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для заключения контрактов, не обладали признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий. Кроме того, контракт между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» и ИП Хараишвили Г.А., заключен 20.11.2018 года, то есть по истечении 76 дней после объявления чрезвычайной ситуации, что не указывает на неотложность проведения работ, а также свидетельствует об имевшейся у заказчика возможности контролировать ситуацию в течение неопределенного периода времени, что в свою очередь, позволяло заказчику провести закупку конкурентными способами. Вместе с тем, 04.02.2019 года администрацией вышеуказанный контракт расторгнут по мировому соглашению, работы подрядчиком не были выполнены. В связи с чем, только 25.02.2019 года администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» заключен аналогичный контракт с ООО «Партнер». Окончательные работы, в рамках вышеуказанных контрактов фактически выполнены только в апреле 2019 года. Таким образом, администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» нарушена ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ, выразившаяся в принятии решения о способе осуществления закупки, влекущего необоснованное ограничение участников закупки.

В соответствии с п. 1, ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

В ч. 1, ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5, ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).

Часть 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относит конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно ч. 2, ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Закона.

Однако в силу п. 9, ч. 1, ст. 93 названного выше Федерального закона заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

За принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, ч. 2, ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что п. 1 постановления Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 06.09.2018 года № 460-па введен режим чрезвычайной ситуации на территории Николаевского муниципального района с 06.09.2018 года.

Главам городских и сельских поседений района, пострадавшим от последствий тайфуна согласно п. 3.1 постановления Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 06.09.2018 года № 460-па необходимо ввести режим чрезвычайной ситуации на территории поселений.

В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 06.09.2018 года № 5 на территории городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» введен режим чрезвычайной ситуации.

В срок до 07.09.2018 года организовано проведение обследований поврежденных объектов с обязательной фотофиксацией причиненного ущерба с предоставлением информации в отдел по делам ГО и ЧС администрации Николаевского муниципального района.

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровскою края от 30.09.2015 года № 318-пр «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций па территории Хабаровского края» в течение семи дней подготовлен перечень документов для возмещения расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

МКУ «Служба заказчика» Николаевского района подготовлены и направлены на экспертизу в Комитет по ГО и ЧС Правительства Хабаровского края локальные сметные расчеты для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ. Администрация после экспертизы получила локальные сметные расчеты 26.10.2018 года. Лимиты бюджетных обязательств поступили 17.12.2018 года.

Принимая решение о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2, ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь А.В., в связи с отсутствием в ее действии состава административного правонарушения заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Ильченко Л.А., сделан вывод о том, что для ускорения проведения неотложных аварийновосстановительных работ 20.11.2018 года администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и решения комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 06.09.2018 года № 5 с ИП Хараишвили Г.А., был заключен муниципальный контракт № 3-ЧС-2018 срок выполнения работ, по которому 30.04.2019 года, цена контракта 4008675 руб.

Согласно п. 1.1. Контракта его предметом является выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев».

Решением Николаевского-на-Амуре городского суда от 20.11.2018 № 2- 919-2018 администрация городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» обязана провести ремонтные работы по восстановлению кровли здания капельной, расположенного по адресу: ул. Советская, 46. поселок Лазарев Николаевский район.

При этом, как следует из решения суда, учитывая, что не устранение повреждения кровли котельной может привести к срыву отопительного периода 2018-2019 годов в результате чего возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории городского поселения «Рабочий поселок Лазарев», суд пришел к выводу о том, что решение следует обратить к немедленному исполнению.

Заключая указанный муниципальный контракт от 20.11.2018 № 3-ЧС- 2018 Лебедь А.В., предприняла действия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и исполнение решения Николаевского-на-Амуре городского суда от 20.11.2018 года № 2-919-2018.

Кроме того, лимиты бюджетных обязательств на оплату неотложных аварийно-восстановительных работ администрацией городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» до 17.12.2018 года отсутствовали. При таких обстоятельствах у Лебедь А.В., отсутствовала возможность провести конкурс или аукцион на выполнение аварийно-восстановительных работ.

При этом, финансирование контрактов, заключенных для целей ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций происходит в специальном порядке, который не предусматривает заблаговременного планирования бюджетных расходов.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 81 БК РФ финансирование деятельности по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется из резервного фонда муниципального бюджета. Средства резервного фонда местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению местной администрации в установленном ею порядке.

Заключение вышеуказанного муниципального контракта невозможно было запланировать своевременно в плане-графике закупок для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год во исполнение ч. 2 ст. 72 БК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 21 Закона о контрактной системе.

В данном случае подлежал применению иной порядок планирования закупок. Такой порядок установлен п. 12 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 года № 554, согласно которому в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе внесение изменений в план-график закупок осуществляется в день заключения контракта.

Таким образом, в данном конкретном случае заключение контракта с единственным поставщиком являлось обоснованным и законным при совокупности неблагоприятных условий, ввиду того, что на территории Николаевского муниципального района, в том числе поселения, действовал режим чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных ч.7 и 12 ст. 82 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а. напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Данную цель и преследовала администрация поселения, руководствуясь результативностью и эффективностью осуществления закупок.

Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. 9 ч. 1 ет. 93 Закона о контрактной системе является потребность в ликвидации наступление последствий, возникших вследствие аварии, иных, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Согласно п. 3, ст. 401 ГК РФ непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимое наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности.

Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить. Признаки чрезвычайности и непредотвратимое наступление последствий должны присутствовать в совокупности.

Вместе с тем, должностным лицом в постановлении не дана оценка тем обстоятельствам, что работы, предусмотренные Контрактом должны были выполняться не только на объекте – здании котельной, в том числе в целях выполнения решения суда, но и на иных объектах, указанных в Приложении № 1 к технической части Контракта, а также не дана оценка тому факту, что окончательный срок выполнения работ по Контракту является - 30.04.2019 года, что может не свидетельствовать о неотложности выполнения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев».

Кроме того, в постановлении Николаевского-на-Амуре городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2019 года указано на тот факт, что вышеуказанный Контракт был расторгнут сторонами по мировому соглашению, а 25.02.2019 года администрацией поселения заключен аналогичный контракт с ООО «Партнер», работы по которому выполнены только в апреле 2019 года, данным обстоятельствам должностным лицом оценка также не дана не смотря на то, что данные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии неотложного характера всего комплекса работ, выполнение которых предусмотрено на объектах городского поселения «Рабочий поселок Лазарев».

Так же должностным лицом в постановлении не дана оценка тем обстоятельствам, что Контракт был заключен лишь по истечении 76 дней после объявления чрезвычайной ситуации, что может не указывать на неотложность проведения работ, а также может свидетельствовать об имевшейся у заказчика возможности контролировать ситуацию в течение неопределенного периода времени, что в свою очередь, позволяло заказчику провести закупку конкурентными способами.

Выяснение данных обстоятельств имеет важное значение для квалификации предполагаемого административно наказуемого деяния, поскольку только исходя из данных сведений, возможно установить, наличие или отсутствие состава административного правонарушения.

При установленных обстоятельствах суд признает допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решения, принятого административным органом, которым эти обстоятельства оставлены без внимания вопреки положениям ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КОАП РФ не истек, то суд считает необходимым отменить постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля и закупок Ильченко Л.А., № 166 от 23.07.2019 года и направить дело на новое рассмотрение в связи с допущенными существенными нарушениями, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля и закупок Ильченко Л.А., № 166 от 23.07.2019 года о прекращении административного дела № 7-4/124 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Лебедь Анны Васильевны в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, а именно в Федеральную Антимонопольную службу Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения решения по жалобе.

Судья А.С. Новосёлов