ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/20 от 27.11.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-178/2020

Дело № 72-330/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 27 ноября 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в бюджете Шадринского района на 2019 г. было предусмотрено софинансирование на проектирование, строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет собственных средств бюджета. Обращает внимание, что Соглашение, а также Порядок предоставления и расходования субсидий из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 31 января 2012 г. № 18, не устанавливают специальных требований к тому, как средства местного бюджета на указанные цели (дорожная деятельность) должны быть закреплены в местном бюджете (отдельно строкой расходов или в группе с иными расходами). Указывает, что освоение данных расходов не состоялось по вине <...> в связи с непредоставлением данным подрядчиком полного пакета документов оказанных услуг строительного контроля, в связи с чем данные средства были перенесены на следующий финансовый год и оплата услуг состоялась в апреле 2020 г.

Кроме того, приводит доводы о малозначительности административного правонарушения, в связи с чем, он может быть освобожден от административной ответственности.

Для рассмотрения жалобы ФИО1 не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района Курганской области в Управлении жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации Шадринского района Курганской области, которой установлено, что администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области заключено соглашение «О направлении в 2019 г. в бюджет муниципального образования Шадринский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области» от 7 мая 2019 г. № 32 (далее также – Соглашение от 7 мая 2019 г.). Проверкой установлено, что Законом Курганской области от 27 декабря 2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.» на реализацию государственной Программы Курганской области «Развитие автомобильных дорог», утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 473, в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 27 марта 2019 г. № 81 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на дорожную деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в 2019 г.» бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферты в виде субсидии на дорожную деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области в сумме 24 980 000 рублей (КБК 133-0409-2900315030-520).

Решением Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 (с изменениями) «О бюджете Шадринского района на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.» Управлению жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области на прочие расходы, не включенные в муниципальные программы Шадринского района, предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств дорожного фонда Курганской области по направлению расходов «Дорожная деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области в сумме 24 980 000 рублей (КБК 136-0409-5090015030-200).

Администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом строительства, госэкпертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области заключено соглашение «О направлении в 2019 г. в бюджет муниципального образования Шадринский район Курганской, области субсидий из дорожного фонда Курганской области» от 7 мая 2019 г. № 32.

Согласно пункту 1.3 раздела 1 Соглашения от 7 мая 2019 г., администрация района обеспечивает направление в 2019 г. из средств бюджета муниципального образования Шадринский район Курганской области на долевое финансирование на виды работ на объектах дорожной деятельности и иные мероприятия 252 324 рубля, указанных в Приложении 1 к Соглашению. В соответствии с пунктом 2.3.6 администрация района обязуется перечислить денежные средства в соответствии с уровнем софинансирования согласно пункту 1.3 Соглашения. Пунктом 1.40 Приложения 1 к Соглашению установлено, что за счет средств местного бюджета должен быть оплачен строительный контроль на сумму 252 324 рубля.

Решением Шадринской районной Думы от 19 декабря 2019 года № 21 «О внесении изменений и дополнений в решение Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.» внесены изменения в бюджет Шадринского района, в соответствии с которыми бюджетные ассигнования на прочие расходы, не включенные в муниципальные программы Шадринского района по направлению расходов «Средства местного бюджета на проектирование, строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения», не предусмотрены в 2019 г.

В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.

Как указано в части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 31 января 2012 г. № 18 «О регулировании отдельных отношений в сфере дорожной деятельности» утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из дорожного фонда Курганской области бюджетам муниципальных районов, городских округов Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (далее также - Порядок предоставления субсидий), пунктом 4 которого установлено, что условиями предоставления субсидий является, в том числе обеспечение долевого финансирования расходов за счет средств местных бюджетов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия, на которые направляются субсидии, в размере не менее 1% от общих годовых расходов, направляемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия за счет субсидий местных бюджетов.

Между тем, фактически, за счет местного бюджета, расходы на оплату услуг по осуществлению строительного контроля в 2019 г. не производились, что является нарушением пункта 1.3 раздела 1 Соглашения от 7 мая 2019 г. и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из него.

Поскольку ФИО1, являвшийся на момент совершения административного правонарушения (31 декабря 2019 г.) Главой Шадринского района Курганской области, в обязанности которого входило осуществление полномочий по организации составления проекта бюджета района, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, должностное лицо и судья районного суд пришли к обоснованному вводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2020 г.; актом от 24 марта 2020 г. по результатам выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района; решением Шадринской районной Думы от 19 декабря 2019 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в решение Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.»; ведомственной структурой расходов бюджета Шадринского района на 2019 г.; соглашением о направлении в 2019 г. в бюджет муниципального образования Шадринский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области от 7 мая 2019 г. №32; отчетами об исполнении бюджетных обязательств по субсидиям из дорожного фонда Курганской области; отчетом об исполнении бюджета на 1 января 2020 г.; уставом муниципального образования Шадринского района Курганской области; решением Шадринской районной Думы от 16 июля 2009 г. № 141 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Шадринском районе»; решениями Шадринской районной Думы от 25 января 2018 г. № 1, от 28 сентября 2017 г. № 22, от 28 мая 2015 г. № 8, от 17 декабря 2015 г. № 20, от 27 ноября 2013 г. № 23, от 28 апреля 2011 г. № 11 «О внесении изменений в решение Шадринской районной Думы от 16 июля 2009 г. № 141 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Шадринском районе»; решением Шадринской районной Думы от 14 декабря 2017 г. № 57 «О вступлении в должность главы Шадринского района», информацией Шадринской районной Думы и документами, согласно которым оплата софинансирования на дорожную деятельность не была проведена в 2019 г. в связи с отсутствием средств местного бюджета и поставлена в задолженность, оплата по договору на проведение строительного контроля, заключенного с АО «Центр технического контроля и качества» фактически проведена 1 апреля 2020 г., которые получили судебную оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, из содержания Соглашения от 7 мая 2019 г. следует, что оно заключено в соответствии с Порядком предоставления субсидий.

Таким образом, администрацией Шадринского района Курганской области должно быть соблюдено условие, предусмотренное пунктом 4 Порядка предоставления субсидий.

Доводы о том, что Соглашение, а также Порядок предоставления и расходования субсидий из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 31 января 2012 г. № 18, не устанавливают специальных требований к тому, как средства местного бюджета на указанные цели (дорожная деятельность) должны быть закреплены в местном бюджете (отдельно строкой расходов или в группе с иными расходами), а также о том, что освоение данных расходов не состоялось по вине АО «Центр технического контроля и качества» в связи с непредоставлением данным подрядчиком полного пакета документов оказанных услуг строительного контроля, в связи с чем данные средства были перенесены на следующий финансовый год, подлежат отклонению, поскольку за счет местного бюджета, расходы на оплату услуг по осуществлению строительного контроля в 2019 г. не производились, что является нарушением пункта 1.3 раздела 1 Соглашения от 7 мая 2019 г. и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из него.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, данных о личности ФИО1, и является минимальным.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения ФИО1 от административной ответственности.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правильность выводов должностного лица и судьи.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков