ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/2016 от 24.10.2016 Томского районного суда (Томская область)

№12-178/2016

РЕШЕНИЕ

г. Томск 24 октября 2016 года

Судья Томского районного суда Томской области Дубовик П.Н., рассмотрев жалобу защитника Городского благотворительного фонда «Добрые руки» З. на постановление мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 16.09.2016 о назначении наказания по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Городского благотворительного фонда «Добрые руки» (),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 16.09.2016 Городской благотворительный фонд «Добрые руки» признан виновным в том, что не выполнил в установленный срок до 01.09.2016 п. 4 предупреждения должностного лица управления Министерства юстиции РФ С. от 08.07.2016, а именно не представил документы, подтверждающие проведение аудита за 2012-2014 г.г., чем нарушил п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Городскому благотворительному фонду «Добрые руки» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Городского благотворительного фонда «Добрые руки», действующей на основании доверенности от 04.02.2016, обратилась в суд с жалобой. В обоснование требований жалобы указала, что провести аудит за 2013-2014 года не представляется возможным, поскольку в соответствии с Правилами (стандартом) №26 «Сопоставимые данные финансовой отчетности», утв. Постановлением Правительства РФ №696 от 23.09.2002 п.п.8 п.1 ст. 23 НК РФ, документы бухгалтерского и налогового учета должны храниться в течение четырех лет, а при проведении аудита за указанный период должны быть сопоставлены финансовые документы за 2011-2012 года, которые в виду истечения обязательного срока их хранения и ликвидации большинства контрагентов Фонда, восстановить не представляется возможным. Вместе с тем из содержания указанного письма также следует, что при проведении аудита Фонда за 2015 год, были выполнены аудиторские процедуры в отношении данных баланса на 31.12.2013 и 31.12.2014, а также отчета о финансовых результатах Фонда за 2014 год, тем самым аудитор получил аудиторские доказательства в отношении отчетных данных за 2013, 2014 года и сопоставил эту информацию с данными финансовой деятельности Фонда за 2013 - 2014 года. 23.08.2016 Фондом представлена копия аудиторского заключения за 2015 год и письма ООО «» вышеприведенного содержания. Таким образом, Фондом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм. Кроме того, согласно ч.2 ст.9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Таким образом, учитывая, что Управлением осуществлялась проверка деятельности Фонда за предшествующий проверке период, в том числе за 2015 год включительно, требование Управления о предоставлении аудиторского заключения за период более чем 3 года, то есть в том числе за 2012 год является незаконным, что также не было учтено мировым судьей при вынесении обжалуемого постановления. Просит постановление отменить.

В судебное заседание законный представитель Городского благотворительного фонда «Добрые руки» В.., защитник З. должностное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, суд в соответствии с положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Протокол об административном правонарушении от 02.09.2016 по факту совершения Городским благотворительным фондом «Добрые руки» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составлен главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области К.., то есть надлежащим лицом, в пределах компетенции, установленной ст. 28.3 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.

Факт совершения Городским благотворительным фондом «Добрые руки» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, подтверждается:

-протоколом об административном правонарушении от 02.09.2016 (л.д. 3-7);

-копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 02.09.2016 (л.д.8-11);

-копией распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по Томской области С. от 08.09.2015 о проведении плановой документарной проверки в отношении Городского благотворительного фонда «Добрые руки» (л.д.12-14);

-копией предупреждения Министерства Юстиции РФ по Томской области в адрес Городского благотворительного фонда «Добрые руки» от 28.10.2015 (л.д.15-17);

-копией ответа на предупреждение, поступившим в адрес Управления Министерства России по Томской области 09.12.2015 (л.д.18);

-копией ходатайства от заместителя директора Городского благотворительного фонда «Добрые руки» в адрес Управления Министерства России по Томской области от 10.03.2016 (л.д.19);

-копией предупреждения Министерства Юстиции РФ по Томской области в адрес Городского благотворительного фонда «Добрые руки» от 05.05.2016 (л.д.20-22);

-копией ходатайства в адрес Управления Министерства России по Томской области от 05.07.2016 (л.д.24);

-копией договора на оказание аудиторских услуг от 20.06.2016 и приложение к нему, заключенным между ООО «» и Городским благотворительным фондом «Добрые руки» на оказание услуг по осуществлению аудита за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (л.д.25-32);

-копией сообщения Управления Министерства юстиции РФ по Томской области в адрес Городского благотворительного фонда «Добрые руки» от 08.07.2016 (л.д.33);

-копией предупреждения Министерства Юстиции РФ по Томской области в адрес Городского благотворительного фонда «Добрые руки» от 08.07.2016 (л.д.34-36);

-копией аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности за 2015 год (л.д.38-39);

-копией бухгалтерского баланса на 31.12.2015 (л.д.40);

-копией отчета о целевом использовании средств за 2015 год (л.д.41);

-копией пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2015 год Городского благотворительного фонда «Добрые руки» (л.д.42-45).

При этом у судьи не имеется оснований сомневаться относительно полноты и правильности фиксирования в вышеуказанных документах содержания и результатов процессуальных действий.

Все вышеприведённые доказательства полностью соответствуют требованиям КоАП РФ, согласуются между собой, оснований не доверять им не имеется. Каких-либо противоречий не установлено.

При принятии решения, судья исходит из следующего.

Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях» ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, в том числе, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

На основании вышеизложенного Управлением Министерства юстиции по Томской области в адрес Городского благотворительного фонда «Добрые руки» было вынесено законное предупреждение об устранении допущенных нарушений.

Таким образом, должностное лицо обосновано пришло к выводу о виновности Городского благотворительного фонда «Добрые руки» в совершении административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, судья приходит к выводу, что действия Городского благотворительного фонда «Добрые руки» квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Наказание Городскому благотворительному фонду «Добрые руки» назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем судья считает возможным обсудить вопрос о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства дела, а именно то, что Городской благотворительный фонд «Добрые руки» ранее к административной ответственности не привлекался, в настоящий момент исполнил требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, а именно Городским благотворительным фондом «Добрые руки» представлено аудиторское заключение за 2015 г., а также получено письмо ООО «», согласно которому при проведении аудита Городского благотворительного фонда «Добрые руки» за 2015 г., были выполнены аудиторские процедуры в отношении данных баланса, в том числе и на 31.12.2013 и 31.12.2014. При этом иные компетентные органы нарушений в части расходования денежных средств Городским благотворительным фондом «Добрые руки» в 2013 г. и 2014 г. также не установили. Кроме того, судья учитывает и отсутствие реального вреда и тяжких последствий, в связи с чем считает, что имеются основания для признания правонарушения совершенного Городским благотворительным фондом «Добрые руки» - малозначительным.

Кроме того, судья при решении данного вопроса учитывает имущественное и финансовое положение Городского благотворительного фонда «Добрые руки», который осуществляет свою деятельность в рамках благотворительной деятельности.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 16.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению на основании положений ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 16.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Городского благотворительного фонда «Добрые руки», отменить, производство по делу прекратить с освобождением Городского благотворительного фонда «Добрые руки» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в порядке ст. 30.12 КоАП РФ. Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья: П.Н.Дубовик

Копия верна: судья: П.Н.Дубовик