ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/2021 от 14.10.2021 Печорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-178/2021

11RS0004-01-2021-002410-28

Р Е Ш Е Н И Е

14 октября 2021 года г. Печора

Судья Печорского городского суда Республики Коми Филиппова И.В., (<...> каб. № 415), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 – председателя Кредитного ФИО2 «Печора» на постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №... по ********** от 23 июля 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении должностное лицо ФИО1 – председатель Кредитного Потребительского Кооператива Граждан «Печора» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, так как отсутствует событие правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 настаивал на доводах, изложенных в жалобе. В судебном заседании указал, что КПКГ «Печора» предоставляет финансовую взаимопомощь членам кредитного кооператива (пайщикам) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств, предоставляет им потребительские займы. Какие-либо услуги пайщикам не оказывает.

Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми возражала против удовлетворения жалобы. В судебном заседании пояснила, что в действиях КПКГ «Печора» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку при выдаче ФИО3 **.**.** денежных средств по договору потребительского займа № 1147 наличными денежными средствами в размере 103 500 рублей не использовало контрольно-кассовую технику. Использование контрольно-кассовой техники было обязательным, поскольку договор потребительского займа от 01.02.2021 № 1147 является целевым - выдан на ремонт, т.е. в целях оказания услуг.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 09 июля 2021 года Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми в отношении должностного лица ФИО1 – председателя Кредитного Потребительского Кооператива Граждан «Печора» составлен протокол об административных правонарушениях по ст. 14.5 ч. 2 КоАП РФ.

Установлено, что КПКГ «Печора» зарегистрировано 29.01.2010 в качестве юридического лица. ФИО1 является председателем КПКГ «Печора».

КПКГ «Печора» в Единый реестр юридических лиц внесен основной вид деятельности предоставление займов и прочих видов кредита.

01.02.2021 между КПКГ «Печора» и ФИО3 заключен договор потребительского займа № 1147, согласно п. 11 которого предусмотрено предоставление ФИО3 денежных средств на потребительские нужды - ремонт, процентная ставка по кредиту 29,993 % годовых.

В ходе административного расследования Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми выявила, что 01.02.2021 кассиром КПКГ «Печора» ФИО4 в помещении, расположенном по адресу: <...>, не применена контрольно-кассовая техника при выдаче наличных денежных средств в размере 103 500 рублей из кассы КПКГ «Печора» ФИО3 по договору потребительского займа № 1147 от 01.02.2021.

Согласно выписке из реестра членов КПКГ «Печора» с 28.08.2014 ФИО3 является действующим членом кооператива.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Следовательно, лицо может быть привлечено к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае установления факта реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения ККТ.

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" устанавливаются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Согласно положениям статьи 1.1 Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В соответствии с частью 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Таким образом, в силу прямого указания закона, контрольно-кассовая техника подлежит применению при осуществлении денежных расчетов.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно части 2 ст. 4 Федерального закона кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).

Применение лицами Федерального закона N 54-ФЗ осуществляется при продаже товаров, выполнения работ и оказания услуг, при этом в силу п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ под реализацией товаров, работ, услуг понимается передача на возмездной либо безвозмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Договором потребительского займа от 01.02.2021 № 1147 не предполагается выполнение работ или оказание услуг непосредственно КПКГ «Печора».

Таким образом, предоставление КПКГ «Печора» потребительского кредита ФИО3 на ремонт не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники, поскольку в силу применения положений ст. 39 НК РФ рассматриваемые отношения не могут быть квалифицированы как передача на возмездной либо безвозмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

В отсутствие доказательств, подтверждающих факт реализации КПКГ «Печора» товаров, работ либо услуг, выводы об обязанности применения контрольно-кассовой техники нельзя считать обоснованными и правомерными.

С учетом изложенного оснований для привлечения КПКГ «Печора» к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми № 2 от 23 июля 2021 года о привлечении должностного лица ФИО1 – председателя Кредитного Потребительского Кооператива Граждан «Печора» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица события вменяемого административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми № 2 от 23 июля 2021 года о привлечении должностного лица ФИО1 – председателя Кредитного Потребительского Кооператива Граждан «Печора» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения либо получения копии данного решения через Печорский городской суд.

Судья И.В. Филиппова