ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/2022 от 05.08.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Кострыкина И.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань 5 августа 2022 г.

Судья Астраханского областного суда

Лаврова С.Е.

при секретаре судебного заседания

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Кондитерская фабрика «Карон» на постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 6 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Кондитерская фабрика «Карон»,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 12 апреля 2022 г. ООО «КФ «Карон» в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» и вступлением в действие с 1 марта 2022 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1846 «Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации», не представило в установленный срок до 20 февраля 2022 г. в территориальный орган МВД России отчет о количестве использованного прекурсора «метилметакрилат», входящего в состав стоматологического материала «<данные изъяты>», нарушив своими действиями частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела районным судом, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 вину признала, просила строго не наказывать.

Постановлением судьи Советского районного суда г. Астрахани от 6 июня 2022 г. ООО «КФ «Карон» признано виновным в совершении административного правонарушения. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением ООО «КФ «Карон» в жалобе просило отменить постановление в виду чрезмерности и несоразмерности размера административного штрафа, заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, ссылаясь на отсутствие ущерба имуществу и/или вреда жизни и здоровью людей, животных, растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или угрозы возникновения данного вреда.

В судебное заседание представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, согласно телефонограмме от 5 августа 2022 г. ФИО2 просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя, поддержав доводы жалобы, просила её удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

ООО КФ «Карон» в 2021 году осуществило приобретение и использование стоматологического материала мономера «<данные изъяты>», содержащего в своем составе в концентрации более 15% химическое вещество «метилметакрилат», относящееся, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу II списка IV перечня.

Частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

Частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственности за те же действия, указанные в части 1 этой статьи, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К одной их общих мер контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка относится установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров (пункт 3 статьи 30).

Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять отчеты в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 37).

В соответствии с пунктом 2 «Правил представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2021 г. № 1846 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке производство, реализацию и использование прекурсоров, внесенных в список I перечня, юридические лица, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в список I или таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом, по установленной форме.

Судом установлено, что ООО «Кондитерская фабрика «Карон» занимается производством кондитерских изделий.

Из объяснений представителя ООО «КФ «Карон» - ФИО2, данными оперуполномоченному ГКЛОН УКОН УМВД России по Астраханской области, следует, что стоматологический препарат «<данные изъяты>», в состав которого входит прекурсор наркотических средств и психотропных веществ «метилметакрилат», приобретался 21 апреля 2021 г. в количестве 10 упаковок (160 г) у ИП ФИО3 для изготовления форм для отлива и замены матриц на роторах для формирования тестовых заготовок сахарного печенья. На момент приобретения им не было известно о том, что в стоматологический материал «<данные изъяты>» входит прекурсор наркотических средств и психотропных веществ «метилметакрилат» в концентрации более 15 %. ООО «КФ «Карон» не знало о том, что юридические лица должны предоставлять отчеты о количестве использованных прекурсоров по форме ежегодно в срок до 20 февраля в УНК УМВД России по Астраханской области.

Отчет предоставлен 12 апреля 2022 г. после выявленного административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее правила оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Факт совершения ООО «КФ «Карон» административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; объяснениями; накладной и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «КФ «Карон» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями этого Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ООО «КФ «Карон» к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения постановления в части назначенного наказания.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Назначая административный штраф, судья районного суда не принял во внимание, что правонарушение совершено обществом впервые, ООО «КФ «Карон» ранее к административной ответственности не привлекалось, сведений о ранее совершенных юридическим лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность общества отсутствуют, а признание вины, категория субъекта предпринимательства, соответственно, финансовое положение субъекта, в данном случае не должно препятствовать снижению размера назначенного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Снижение размера санкции до 50 000 рублей с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует характеру допущенного ООО «КФ «Карон» правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося субьектом малого и среднего предпринимательства.

Объективных оснований признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется..

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Р е ш и л :

постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 6 июня 2022 г. вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «Карон» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «Карон» административного штрафа со 100 000 рублей до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановление судьи Советского районного суда г. Астрахани от 6 июня 2022 г. оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «Карон» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.Е. Лаврова