судья - Калашникова Н.Н.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 12-178/2023 7 сентября 2023 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Степанова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1, по жалобе директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 на постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 31 июля 2023 года, которым должностное лицо - директор департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Согласно постановлению суда первой инстанции (дата) департаментом, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в лице директора департамента (ФИО)1, находясь по адресу: (адрес), допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, путем возмещения затрат ИП Мустафина в сумме 172 910,68 руб., которые в соответствии с Примерным перечнем к числу технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, игр, игрушек не относятся. Соответственно, произведенные на них расходы не относятся к числу затрат на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В жалобе на указанное постановление суда директор департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 выражает несогласие с постановлением суда, просит его отменить и прекратить производство по делу, мотивируя жалобу тем, что приобретение канцелярских товаров и контейнеров для игрушек ИП Мустафина является целевым расходованием бюджетных средств, поскольку данное приобретение обеспечивает достижение цели реализации образовательных программ дошкольного образования; ИП Мустафина осуществила все предусмотренные Порядком (номер) условия предоставления субсидии, оснований для отказа Департаментом в предоставлении субсидии не имелось; законодательством и нормативными правовыми актами РФ и ХМАО-Югры не определен четкий перечень средств обучения; канцелярские товары и контейнеры для игрушек приобретались в целях организации учебного процесса художественно-эстетического направления и включены в примерный Перечень; Счетная палата полномочиями по осуществлению финансового контроля исполнения бюджета автономного округа, в том числе использования субвенций их получателем, не наделена; в материалах дела не имеется доказательств наличия умысла в нецелевом использовании бюджетных средств; вина в нецелевом использовании бюджетных средств не является доказанной.
В судебное заседание (ФИО)1 и представитель административного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлены.
В соответствии с частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрении дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Оснований для признания обязательным присутствия (ФИО)1 и представителя административного органа, не имеется. В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие (ФИО)1 и представителя административного органа, в порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, связанными, в том числе с обеспечением результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует их материалов дела, (дата) начальником юридического отдела контрольно-счетного органа муниципального образования – счетной палаты города Нижневартовска в отношении директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-5).
Согласно выводам должностного лица, изложенным в протоколе об административном правонарушении, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка предоставления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов ХМАО-Югры для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных отдельных государственных полномочий в области образования, утвержденного постановление правительства ХМАО-Югры от 30 декабря 2016 года № 567-п (далее - Порядок № 567-п), органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа возмещают расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, на оплату труда работников, занятых на содержании зданий и оказании коммунальных услуг) частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, путем предоставления субсидии.
В силу пункта 6.1 Порядка № 567-п субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между органами местного самоуправления и частной организацией.
Пунктом 6.2 Порядка № 567-п указано, что Порядок предоставления субсидии и рассмотрения документов на ее получение устанавливает орган местного самоуправления самостоятельно.
Подпунктом 5.2 пункта 5 приложения 13 Думы города Нижневартовска от 10 декабря 2021 года №45 «О бюджете города Нижневартовска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Решение № 45) определено, что субсидия из бюджета города предоставляется в случае возмещения затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования.
В силу Решения (номер) полномочиями главного распорядителя бюджетных средств по указанному направлению расходов наделен Департамент. Подпунктом 3 пункта 1 раздела 3 Положения о департаменте образования администрации (адрес), утвержденного решением Думы (адрес) от (дата)(номер) (далее - Положение (номер)), также предусмотрено выполнение Департаментом в соответствии с возложенными на него задачами функции по осуществлению бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по отрасли образования.
В силу пункта 1 раздела 5 Положения № 851 Департамент возглавляет директор Департамента.
На основании трудового договора с муниципальным служащим администрации города от (дата)(номер), распоряжением администрации (адрес) от (дата)(номер)-лс «О назначении», руководство Департаментом осуществляется (ФИО)1, директором Департамента.
Из содержания пункта 1.1 Порядка предоставления субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации (адрес) от (дата)(номер) (далее - Порядок (номер)) следует, что субсидия частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, предоставляется на возмещение затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий, и оплату коммунальных услуг), что соответствует требованиям Закона (номер)-оз.
Согласно пункту 2.24 Порядка (номер) субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченным органом и частной образовательной организацией.
В силу пункта 2 постановления администрации города Нижневартовска от 18 августа 2021 года № 690, уполномоченным органом по организации предоставления субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, определен Департамент.
Между Департаментом и ИП Мустафина заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, на возмещение затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования от (дата)(номер) (далее - Соглашение (номер)).
Пунктом 1.1.1 Соглашения №404 предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат получателя субсидии, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий, и оплату коммунальных услуг), что соответствует требованиям Закона № 123-оз, Порядка № 690.
Согласно пункту 3.1.1 Соглашения №404 Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 указанного Соглашения.
Во исполнение Закона № 123-оз приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 29 мая 2020 года № 782 утвержден примерный перечень технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, расходных материалов, игр, игрушек для обеспечения организаций, реализующих программы дошкольного образования (далее - Примерный перечень).
Из содержания пункта 2.27 Порядка №690, пункта 3.1.2 Соглашения №404 для получения Субсидии получатель Субсидии представляет в Департамент в том числе: заявку по форме, определенной соглашением; копии договоров, счетов, акты выполненных работ (оказанных услуг), счета- фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные документы, документы, подтверждающие факт оплаты, а именно: фискальные чеки, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности (товарный чек), свидетельствующий о фактически произведенных расходах; копии платежных документов с отметками банков, подтверждающих произведенные затраты за счет Субсидии.
В соответствии с заявкой и документами, предоставленными ИП Мустафина в адрес Департамента 26 декабря 2022 года, указанный получатель субсидии в течение декабря 2022 года осуществил приобретения, в составе которых в том числе канцелярские товары (бумага, пластилин, бумага цветная, картон, альбом для рисования, карандаши, краски и т.п.), картриджи, корзины для игрушек на общую сумму 172 910,68 рубля.
28 декабря 2022 года Департаментом на основании платежного поручения от 27 декабря 2022 года № 27966 ИП Мустафина произведено перечисление субсидии в сумме 10 386 622,55 руб., в том числе с учетом фактически произведенных расходов в сумме 172 910,68 руб. за вышеуказанные товары, приобретение и получение которых ИП Мустафина подтверждено соответствующими документами, предоставленными в адрес Департамента указанным получателем субсидии.
Должностное лицо и суд первой инстанции сделали выводы о том, что описанные в приложении к протоколу товары в соответствии с Примерным перечнем к числу технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, игр, игрушек не относятся, а, соответственно, произведенные на них расходы к числу затрат на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек отнесены быть не могут, целям использования средств бюджета города, полученных в форме субвенции из бюджета ХМАО-Югры, не отвечают.
Таким образом, 28 декабря 2022 года Департаментом осуществлено возмещение затрат ИП Мустафина в сумме 172 910,68 рубля в нарушение требований подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Закона № 123-оз, пункта 1.1 Порядка № 690, пункта 1.1.1 Соглашения № 404, следовательно, приобретенные (ФИО)1 товары, были использованы не по целевому назначению в нарушение Соглашения №404.
Привлекая директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о доказанности её вины в совершении вменяемого правонарушения. При этом исходил из того, что должностное лицо допустило нецелевое расходование бюджетных средств, поскольку канцелярские товары (бумага, пластилин, бумага цветная, картон, альбом для рисования, карандаши, краски и т.п.), картриджи, корзины для игрушек, приобретенные получателем субсидии на сумму 172 910,68 руб., к числу технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, игр, игрушек, предусмотренных Примерным перечнем, не относятся.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат; наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья должен выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения. Выяснение таких обстоятельств является обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
В ходе производства по делу об административном правонарушении (ФИО)1 приводила доводы о том, что департаментом не было допущено нецелевое использование денежных средств.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 декабря 2023 года № 123-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования и о субвенциях местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии со статьей 1.1 Порядка предоставления субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Нижневартовска от 18 августа 2021 года № 690, Порядок определяет цели и условия предоставления субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, на возмещение затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий, и оплату коммунальных услуг) (далее - Субсидия), в рамках реализации мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования», муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска».
Субсидия предоставляется в целях повышения доступности услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
Постановлениям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2016 года № «Об отдельных вопросах реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 декабря 2013 года № 123-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области образования и о субвенциях местным бюджетам для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» утвержден Порядок предоставления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных отдельных государственных полномочий в области образования.
На основании статьи 1 указанного выше Порядка, предоставление субвенций из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных отдельных государственных полномочий в области образования (далее также - Субвенции, муниципальные образования) осуществляется по следующим направлениям: на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях; на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях; на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования; на финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре; на финансовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Как предусмотрено статьями 6, 6.1 данного Порядка, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) возмещают затраты путем предоставления субсидии на возмещение затрат на: расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, на оплату труда работников, занятых на содержании зданий и оказании коммунальных услуг) - частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования; расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к сети Интернет (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) - частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам. Субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между органами местного самоуправления и частной организацией.
По смыслу приведенных выше норм закона, перечень расходов, предусмотренных Порядком предоставления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных отдельных государственных полномочий в области образования, не является исчерпывающим. Так, расходы на приобретение средств обучения, игр, игрушек, понесенные частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования частным организациям, и частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, могут быть возмещены путем предоставления им субсидии.
Приказом департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 мая 2020 года № 782 утвержден Примерный перечень технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, расходных материалов, игр, игрушек, приобретаемых за счет средств Единой субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных органам местного самоуправления муниципальных образований (л.д. 25 – 32).
В данный Примерный перечень, среди прочих, включены бумага, картон, ватман, карандаши, ручки, краски и иные канцелярские товары, картриджи, тонеры, игрушки, контейнеры для игрушек, карты, плакаты, атласы, альбомы, иллюстрационные материалы, репродукция, ученическая мебель, сетки для мячей. При этом буквальное содержание Примерного перечня свидетельствует о том, что он является открытым: средства обучения и иное учебное оборудование, прямо не перечисленные в приведенном Перечне, могут быть приобретены за счет средств субвенции, если они обладают совокупностью свойств, признаков и характеристик декларируемых в нём средств обучения.
Согласно Перечню приобретенных ИП Мустафина (получателем субсидии) расходных материалов за декабрь 2022 года (л.д.5), получатель субсидии приобрела: картриджи, бумагу, песок, карандаши, пластилин, фломастеры, гуашь, пленки, ручки, альбомы, клей-карандаш, корзины для игрушек, краски, ножницы, ящики для игрушек, комоды для игрушек, органайзер, бокс на колесиках, на сумму 172 910, 68 руб.
Таким образом, как Перечень материалов, приобретенных получателем субсидии, так и Примерный перечень технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, расходных материалов, игр, игрушек, содержат одно и тоже описание товаров, приобретаемых за счет средств субсидии. Следовательно, подобные товары соответствуют цели, определенной пунктом 1.1.1 Соглашения от (дата)(номер), в соответствии с которым возмещению затрат получателя субсидии подлежат, в том числе расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Отсюда следует, что доказательствами, представленными по делу, не подтверждается факт нецелевого использования средств бюджета Департаментом при возмещении затрат ИП Мустафина на сумму 172 910, 68 руб. Соответственно, вывод суда первой инстанции об обратном не основан на представленных доказательствах, что свидетельствует о необоснованности вынесенного постановления. Отсутствие доказательств нецелевого использования средств бюджета исключает возможность привлечения директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении от 04.06.2023 (стр. 4) указано, что описанные в приложении к протоколу товары в соответствии с Примерным перечнем, утвержденным приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 29.05.2020 № 782 к числу технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, игр, игрушек не относятся, а, соответственно, произведенные на них расходы к числу затрат на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек отнесены быть не могут, целям использования средств бюджета города, полученных в форме субвенции из бюджета ХМАО-Югры, не отвечают.
Вместе с тем, напротив, товары, перечисленные в приложении к протоколу, расходы на приобретение которых не приняты контролирующим органом, соответствуют Примерному перечню, утвержденному приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 29.05.2020 № 782.
При таких обстоятельствах постановление суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными и влекут отмену постановления суда.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что директор департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 при осуществлении вменяемых ей в вину действий не нарушила требования действующего бюджетного законодательства и не допустила нецелевое расходование бюджетных средств, дело подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 31 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора департамента образования администрации города Нижневартовска (ФИО)1 – прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Степанова М.Г.