ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/16 от 30.08.2016 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело 12-179/16 30 августа 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Приб Я.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

дело по жалобе Закрытого акционерного общества артель старателей «Золотой полюс»

на постановление от 08.12.2015 года, которым Закрытое акционерное общество артель старателей «Золотой полюс» юридический адрес: <...> привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.25 ч.4 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда в Кемеровской области от 08.12.2015 года Закрытое акционерное общество «Золотой полюс» привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

ЗАО артель старателей «Золотой полюс» обратилось в суд с жалобой на постановление от 08.12.2015 года, просят восстановить срок для обжалования, отменить постановление, указав, что 24.11.2015г начальником территориального отдела по Междуреченскому лесничеству К. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО а/с «Золотой полюс».

В протоколе содержится указание на неисполнение Обществом мероприятий по предупреждению лесных пожаров. Указанный вывод административный орган сделал на основании анализа Проекта освоения лесов разработанного к договору аренды от 12.10.2012г, заключенного между Обществом и Департаментом лесного комплекса Кемеровской области. Так Департамент полагает, что в проекте освоения лесов к договору аренды от 12.10.2012г неверно указано место расположения пункта сосредоточения противопожарных средств (ПСПИ), что это образует по мнению административного органа состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4. ст.8.25 КоАП РФ. Однако это не так.

В соответствии со ст.88 Лесного Кодекса РФ «Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса».

В соответствии со ст.89 Лесного Кодекса РФ: Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Пунктом 4.2. Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области (утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области 31 июля 2014г. №303 "Об утверждении Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области") установлено, что к полномочиям департамента относится: «Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;»

В соответствии с п.3 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов": Целью Экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.»

В соответствии с п.8 Приказа №545 «В процессе проведения Экспертизы у Лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.»

В соответствии с п.9 Приказа №545: Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

В соответствии с п.10 Приказа №545 Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п.11 Приказа №545 Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Проект освоения лесов к договору аренды от 12.10.2012г. прошел экспертизу, указанная экспертиза была положительная.

В настоящее время Проект освоения лесов к договору аренды от 12.10.2012г. в законном порядке не обжалован, не изменен. Положительная экспертиза действует на протяжении всего срока действия Проекта освоения лесов.

Обществом отвергается как необоснованный довод административного органа о преднамеренной ошибки в Проекте освоения лесов.

Проект освоения лесов был передан на экспертизу как раз с целью выявления и устранения ошибок, в случае выявления ошибок проект дорабатывается вносятся изменения и экспертиза в таком случае отрицательная. Указанная обязанность по проверке соответствия полностью ложится на Департамент лесного комплекса. Обществом преднамеренно не допускались ошибки. Доказательством готовности устранять технические ошибки в проекте является незамедлительная реакция Общества на выявленные недостатки проекта: Обществом были предприняты меры к устранению ошибок - поданы заявления на изменения в проекты освоения лесов с целью указания места ПСПИ, кроме того отсутствие указания на верное место ПСПИ не стало поводом Обществу его не создавать, оно было создано и фотоматериалы это подтверждают. Таким образом, само наличие ПСПИ не опровергается материалами дела, есть лишь указание на несоответствие местонахождения указанного в проекте фактическому.

Согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. На основании вышеизложенного полагаем, что событие административного правонарушения отсутствует, так как проект освоения лесов соблюдается, то и условия договора аренды не нарушались.

Факт нарушения Обществом условий договора аренды лесных участков не подтвержден, в тоже время невиновность Общества подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: договором аренды, протоколом об административном правонарушении.

В пункте 5 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" установлено, что Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

ЗАО а/с «Золотой полюс» в полной мере исполняет обязанности по договору аренды лесного участка и осуществляет меры пожарной безопасности в соответствии с Проектом освоения лесов.

В соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 04.03.2015 на территории Кемеровской области установлен пожароопасный сезон на период с 1 апреля по 20 октября 2015 г. Таким образом, на момент проверки (11.11.2015) ЗАО а/с «Золотой полюс» пожароопасный сезон был уже завершен и требования, установленные в пп. в п.13 «Правил пожарной безопасности в лесах», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 не применимы.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются…. «статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,». Однако в протоколе содержались указания на ч.4. ст. 8.25.КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.32. КоАП РФ, в Постановлении о назначении административного наказания, действия Общества были квалифицированы по ч.4.ст.8.25. КоАП РФ, почему административный орган решил, что ответственность Общества предусмотрена в соответствии с ч.4 ст.8.25. КоАП РФ, а не в соответствии со ст.8.32. КоАП РФ обоснования нет никого.

Кроме того, постановлением на Общество наложено максимально возможное наказание - 80 000 рублей, в то время как санкция ч.4. ст. 8.25. КоАП РФ предусматривает следующие пределы от 40 000 до 80 000 рублей, в постановлении же указано: обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено. При этом мотивированного обоснования избранной меры административной ответственности в оспариваемом постановлении не дано. Таким образом, избрав максимальное наказание без наличия отягчающих ответственность обстоятельств, департамент лесного комплекса существенно нарушил законные права и интересы Общества и допустил неустранимые нарушения закона.

В соответствии с п.1 ст.24.5. КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения;»

Согласно ч. 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как указано в части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Постановлением от 08.12.2015 г о назначении административного наказания ЗАО а/с «Золотой полюс» (далее по тексту Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.4.ст.8.25. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Указанное постановление было обжаловано Обществом в Арбитражный суд Кемеровской области.

21.01.2016г. Арбитражный суд Кемеровской области вынес определение о принятии заявления и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (дело№А27-25734/2015). В Определении судом было установлено: «Заявление подано с соблюдением правил подведомственности и подсудности..».

Однако 16.03.2016г. Арбитражный суд Кемеровской области вынес Определение о прекращении производства по делу, мотивируя, что спор не подведомственен арбитражному суду.

Общество не согласилось с таким выводом суда, в том числе и в силу непоследовательности решений арбитражного суда (21.01.2016г. вынесено Определение о принятии заявления и рассмотрения его в упрощенном порядке, 16.03.2016г. вынесено Определение о прекращении производства). Вынесенные определения арбитражного суда дали повод усомнится в объективности при вынесении Определения о прекращении производства и, считая определение от 16.03.2016г., необоснованным и незаконным Общество, обжаловало Определение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

14.04.2016г Седьмой арбитражный апелляционный суд постановил оставить апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2016г. по делу № А27-25734/2015 оставить без изменения.

Общество обоснованно полагало, что спор подведомственен арбитражному суду, что подтверждается вынесенным Кемеровским арбитражным судом Определения о принятии заявления от 21.01.2016г. последовательно доказывало свою позицию в последующем. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда указано, что «прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует апеллянту обратиться с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности в суд общей юрисдикции».

Таким образом, срок для обращения в суд общей юрисдикции был пропущен по уважительной причине. Общество незамедлительно после оглашения постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда приняло решение об обжаловании решения в суд общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 3) в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.

Исходя из приведенных положений, а также обязанности органов публичной власти обеспечить гражданину условия для реализации его прав и свобод, в том числе конституционного права на судебную защиту, следует признать, что обращение Общества с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в арбитражный суд, к подведомственности которого не отнесено рассмотрение такой жалобы, и которым после принятия дела к производству было вынесено решение о прекращении дела, не может рассматриваться как обстоятельство, которое является препятствием для восстановления судом срока обжалования и рассмотрения жалобы по существу.

Кроме того, учитывая, что вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами статей 30.1 - 30.9 КоАП Российской Федерации означал бы невозможность для Общество реализовать свое право на судебную защиту.

Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Европейский суд по правам человека, рассматривая дело «Безымянная против Российской Федерации», указал на факт нарушения в деле заявительницы пункта 1 статьи 6 Конвенции, отметив недопустимость ситуации, при которой национальные суды, отказываясь рассмотреть дело в силу предполагаемых ограничений их подведомственности, фактически оставляют заявителя без какой-либо вины с его стороны в судебном вакууме.

Представитель заявителя ФИО1, действующий на основании доверенности от 21.03.2016 года, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента Лесного Комплекса Кемеровской обл.., ФИО2, действующий на основании доверенности от 15.12.2015 года, в судебное заседание представил письменный отзыв, доводы которого поддержал и пояснил, что постановление считает законным и обоснованным.

Выслушав представителя ЗАО артель старателей «Золотой полюс», представителя Департамента Лесного Комплекса Кемеровской обл., изучив материалы дела, материалы административного дела, представленного Департаментом Лесного Комплекса Кемеровской области, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, наступает по ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ.

Статья 8.25 часть 4 КоАП РФ предусматривает наказание за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В судебном заседании установлено, что Постановлением от 08.12.2015 года, Закрытое акционерное общество «Золотой полюс» привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, а именно за неисполнение Обществом мероприятий по предупреждению лесных пожаров.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Настоящая жалоба поступила в Междуреченский городской суд 25.04.2016года, то есть по истечении срока обжалования.

Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26.04.2016г. в восстановлении срока подачи жалобы отказано.

Решением Кемеровского областного суда от 11.07.2016г. определение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26.04.2016г. отменено.

Таким образом, суд считает восстановить срок обжалования настоящего постановления в суд общей юрисдикции, поскольку указанное постановление было обжаловано Обществом в Арбитражный суд Кемеровской области. 21.01.2016г. Арбитражный суд Кемеровской области вынес определение о принятии заявления и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (дело№А27-25734/2015). 16.03.2016г. Арбитражный суд Кемеровской области вынес Определение о прекращении производства по делу, мотивируя, что спор не подведомственен арбитражному суду. 14.04.2016г Седьмой арбитражный апелляционный суд постановил оставить апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2016 года по делу № А27-25734/2015 оставить без изменения. На основании этого, суд считает, что срок обжалования пропущен по уважительной причине.

Согласно обжалуемого постановления, ЗАО а/с «Золотой полюс» не выполняются мероприятия по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), а именно: проектом освоения лесов по договору аренды от 12.10.2012г., положительное заключение государственной экспертизы по которому утверждено приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 13.10.2015г., предусмотрено использование существующего пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, расположенного в квартале Ольжерасского участкового лесничества Междуреченского лесничества согласно проекту освоения лесов к договору аренды от 05.05.2012г. , а также эксплуатация и подновление существующего противопожарного аншлага в квартале Междуреченского участкового лесничества (раздел 5.2, стр. 21; таблица 5.2.1, стр. 23). Однако договор аренды от 05.05.2012г. расторгнут с 2014г. в соответствии с актом приема-передачи (возврата) лесных участков в аренду от 12.12.2013г. . Таким образом, ЗАО а/с «Золотой полюс» нарушаются требования пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных становлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Факт административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 08.12.2015 года, копией договора аренды лесного участка от 12.10.2012г., приложением к договору (схема расположения и границы лесного участка), приложением к договору (характеристика лесного участка и его насаждений), приложением к договору (цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке), актом приема – передачи лесного участка в аренду от 12.10.2012г., приложением , дополнительным соглашением к договору аренды -н от 12.10.2012г. от 03.12.2013г., дополнительным соглашением к договору аренды -н от 12.10.2012г. от 22.12.2014г., приложением к дополнительному соглашению (схема расположения и границы лесного участка), приложением (цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке), приложением (акт приема – передачи лесного участка в аренду от 12.10.2012г.), приложением (объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке), дополнительным соглашением к договору аренды -н от 12.10.2012г. от 26.08.2015г., приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 25.12.2012г. , приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 25.12.2013г. , приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 20.07.2015г. , приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 13.10.2015г. , приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 25.12.2015г. , актом приема – передачи (возврата) лесных участков в аренду -в от 12.12.2013г., приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от 21.08.2014г. , регламентом выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляемых лицами, использующими леса на праве аренды (приложение к приказу департамента лесного комплекса Кемеровской области от 21.08.2014г. ), проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации - лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

В соответствии со ст. 88 Лесного Кодекса РФ «Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса».

В соответствии со ст.89 Лесного Кодекса РФ: Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В проекте освоения лесов по договору аренды лесного участка от 12.10.2012 проектируется использование ПСПИ по договору аренды от 05.05.2012г. , который с 2014 года расторгнут. Таким образом, в проекте освоения лесов по договору аренды от 12.10.2012г. запроектировано использование несуществующего ПСПИ.

Обязанность Общества разрабатывать проект освоения лесов и вносить в него соответствующие изменения установлена статьей 88 Лесного кодекса РФ, пунктами 28 и 33 Состава проекта освоении лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 , а также пунктами 12.3 и 12.15 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Общество вносило изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Н в части продления срока его действия и изменения предмета аренды в 2013, 2014 и 2015 годах. Изменения в проект освоения лесов по указанному договору аренды вносились в 2013 и 2015 годах. И именно в 2015 году, после прекращения действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Н, ПСПИ которого предполагалось использовать, соответствующие изменения должны были быть внесены Обществом и в проект освоения лесов по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Н.

Суд соглашается с доводами представителя лесничества о том, что общество, являясь одновременно арендатором лесных участков, и разработчиком проектов освоения лесов по заключенным им договорам аренды лесных участков, не могло не знать, что при разработке проекта освоения лесов по договору аренды от 12.10.2012г. -Н проектирует использование ПСПИ по договору аренды, который расторгнут с 2014 года. То есть, проектируя использование несуществующего ПСПИ, Общество, тем самым, нарушало требования пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Не состоятельны доводы жалобы о том, что отсутствие указания на верное место ПСПИ не является доказательством, что ПСПИ не было создано, что подтверждается фотоматериалами. Однако, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют фотоматериалы, подтверждающие наличие ПСПИ на лесном участке по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Н. На фотографиях ПСПИ, представленных Обществом при составлении протокола об административном правонарушении от 24.11.2015 , отсутствует указание на дату, время и место съемки, фотографии не имеют пояснений, на них не имеется объектов или данных, по которым можно было бы определить местоположение ПСПИ. В связи с этим, предоставленные Обществом фотоматериалы при рассмотрении дела об административном правонарушении правомерно должностным лицом не были приняты в качестве доказательства выполнения Обществом своих обязательств по организации ПСПИ. Соответственно, они также не могут служить доказательством наличия ПСПИ и на лесном участке по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-Н. В соответствии с пунктом 24 Регламента выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляемых лицами, использующими леса на праве аренды, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, приемка выполненных Работ осуществляется путем обследования места проведения Работ. Таким образом, Регламентом не предусмотрено использование фотоматериалов, предоставленных Арендатором, в качестве подтверждения выполнения Арендатором условий договора аренды по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов. В соответствии с пунктом 25 Регламента, Арендатор обязан обеспечить доставку специалистов Лесничества от конторы Лесничества к месту приемки работ и обратно.

Согласно подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом не уточняется, что только в пожароопасный период, а в пожароопасный период - содержать их в готовности, обеспечивающей возможность немедленного использования. На момент проведения приемки мероприятий проектом освоения лесов предусматривалось использования несуществующего ПСПИ. Данных о наличии на арендованном лесном участке других средств предупреждения и тушения лесных пожаров в распоряжении Департамента не имеется. Таким образом, Обществом было нарушено требование пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах о соблюдении норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Следовательно, доводы жалобы о том, что пожароопасный сезон на момент проведения проверки был уже завершен и требования, установленные пунктом 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2007 № 417, не применимы, не состоятельны.

В соответствии с «Регламентом выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществляемых лицами, использующими леса на праве аренды» (утвержденному приказом от 21.08.2014 , размещенном в свободном доступе на сайте Департамента) пункт 36: в случае если работы арендатором выполнены, но до конца отчетного периода арендатором не направлено в Лесничество ходатайство о приемке выполнения работ на арендованном участке, не произведена приемка выполненных работ и посредством обследования места проведения работ в натуре, работы признаются невыполненными.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем правонарушителя в суде, соответствующих сведений (ходатайства) в Департамент от общества не поступало, в связи с чем была организована Департаментом рассматриваемая проверка приемки работ по охране, воспроизводству лесов в ноябре 2015 года.

Доводы жалобы на необоснованность утверждений Департамента об отсутствии аншлагов, установка которых производится в соответствии с проектом освоения лесов, на отсутствие натурного обследования места установки аншлага со стороны Департамента, на предоставление Обществом Департаменту фотоматериалов, подтверждающих наличие аншлага, не могут быть принято во внимание судом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 24 Регламента, приемка выполненных Работ осуществляется путем обследования места проведения Работ. Таким образом, Регламентом не предусмотрено использование фотоматериалов, предоставленных Арендатором, в качестве подтверждения выполнения Арендатором условий договора аренды по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Кроме того, на фотографии аншлага, представленной Арендатором при составлении протокола об административном правонарушении, отсутствует указание на дату, время и место съемки, фотография не имеет пояснений, на ней не имеется объектов или данных, по которым можно было бы определить местоположение сфотографированного аншлага. В связи с этим, предоставленные Обществом фотоматериалы при рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты в качестве доказательства выполнения Обществом своих обязательств по установке противопожарного аншлага.

В соответствии с пунктом 25 Регламента, Арендатор обязан обеспечить доставку специалистов Лесничества от конторы Лесничества к месту приемки работ и обратно.

В соответствии с пунктом 36 Регламента, в случае если Работы Арендатором выполнены, но до конца отчетного периода Арендатором не направлено в Лесничество ходатайство о приемке выполненных Работ на арендованном участке, не произведена приёмка выполненных Работ посредством обследования места проведения Работ в натуре, Работы признаются невыполненными.

На основании изложенного, суд признает законными и обоснованными выводы должностного лица о нарушении обществом условий договора аренды и в действиях ЗАО артель старателей «Золотой полюс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.25 ч.4 КоАП РФ. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Доводы жалобы о безосновательном обвинении со стороны Департамента о воспрепятствовании обследованию места установки аншлага и непредоставлении доступа к аншлагам, а также об имевшейся у должностных лиц Департамента возможности самостоятельно без использования транспорта Общества дойти до места установки аншлага необоснованны поскольку.

В протоколе об административном правонарушении от 24.11.2015 г. не имеется указаний на воспрепятствование со стороны Общества выполнению специалистами Департамента обследования места установки аншлага, а указано, что Общество «не предоставило доступ специалиста территориального отдела по Междуреченскому лесничеству к арендованному лесному участку, мотивируя это отсутствием автомобильного сообщения с участком, что не позволило подтвердить натурным обследованием установку противопожарного аншлага».

Других доводов, заслуживающих внимание и имеющих правовое значение, жалоба не содержит.

Тем самым, суд считает, что должностное лицо правомерно пришло к выводу о виновности ЗАО артель старателей «Золотой полюс» на основании допустимых доказательств, поскольку из представленных материалов следует, что к выводу о виновности ЗАО артель старателей «Золотой полюс» в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.

Достоверность и допустимость всех доказательств судьей проверены, их совокупность, а также доводам ЗАО артель старателей «Золотой полюс» дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 ч.1, 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, на основании имеющихся в деле материалов, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований отмены постановления. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было

Вместе с тем, суд признает обоснованными доводы представителя правонарушителя о чрезмерности наказания в размере 80 000 рублей как максимального, вынесенного в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но без учета требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Суд, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, исходя из характера совершенного административного правонарушения, считает изменить постановление в части назначенного наказания, уменьшив сумму взысканного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Восстановить срок обжалования постановления начальника территориального отдела по Междуреченскому лесничеству от 08.12.2015 года о привлечении Закрытого акционерного общества «Золотой полюс» к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ

Постановление начальника территориального отдела по Междуреченскому лесничеству от 08.12.2015 года о привлечении Закрытого акционерного общества «Золотой полюс» к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания: снизить размер ранее назначенного наказания в виде административного штрафа 80 000 рублей до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ЗАО артель старателей «Золотой полюс» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии этого решения.

Судья: подпись Я.Я. Приб

Копия верна

Судья Я.Я. Приб