ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/18 от 11.12.2018 Костромского районного суда (Костромская область)

12-179/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 11 декабря 2018 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В. с участием законного представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Жалиной Н.А.,

защитника Простокишина О.Л.,,

представителей государственной жилищной инспекции Костромской области Тараканова В.В., Суховерской В.М.,

рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района от 28.09.2018, которым товарищество собственников жилья «Минское 11», юридический адрес: *****

привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Минское 11» (далее - ТСЖ «Минское 11», ТСЖ) признано виновным в том, что в срок до 01.08.2018 не исполнило требования предписания государственной жилищной инспекции Костромской области от 19.06.2018 обеспечить надлежащее аварийно-диспетчерское обеспечение при использовании и содержании внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями п.п. «б» п. 4, п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, п.п. «а», «б», «г», «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п. «а» п.6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 5.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Не согласившись с постановлением, юридическое лицо обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить по тем основаниям, что ТСЖ приняты все зависящие от него меры для соблюдения закона. В частности, имеется договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования с ООО «Газтехобслуживание 44», предметом которого, в том числе является аварийно-диспетчерское обеспечение. Государственной жилищной инспекцией было выдано 2 предписания от 19.06.2018 и от 15.08.2018 со сроками исполнения до 01.08.2018 и 01.10.2018 соответственно, но в ходе рассмотрения дела не выяснялось, исполнено ли предписание от 15.08.2018. В качестве доказательства по делу судом учтены объяснения представителя ТСЖ «Минское 9», которая не имеет отношения к данному делу.

В судебном заседании законный представитель юридического лица и защитник доводы жалобы поддержали, пояснили, что в качестве специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выбрано ООО «Газтехобслуживание 44» в связи с более низкой ценой и указанием на официальном сайте госжилинспекции данной организации в качестве имеющей право осуществлять данную деятельность. Тем самым самой инспекцией ТСЖ было введено в заблуждение. 21.06.2018 ООО «Газтехобслуживание 44» в адрес АО «Газпром газораспределение Кострома» было направлено соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, но оно было подписано с учетом протокола разногласий, которые не были урегулированы сторонами. В то же время ТСЖ не должно было выяснять дальнейшую судьбу этого соглашения. Кроме того, в акте проверки от 15.08.2018 указано на неисполнение предписания, однако также отмечено отсутствие нарушений. В настоящее время предписание исполнено. Поэтому постановление подлежит отмене.

Представители государственной жилищной инспекции Костромской области возражали против удовлетворения жалобы, пояснили, что инспекцией по результатам внеплановой проверки выдано предписание, в соответствии с которым юридическое лицо должно было обеспечить надлежащее аварийно-диспетчерское обеспечение при использовании и содержании внутридомового газового оборудования, которое является обязательным условием надлежащего содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Аварийно-диспетчерское обеспечение может выполняться только газораспределительной организацией. В случае если деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования осуществляется не газораспределительной организацией (в данном случае - ООО «Газтехобслуживание 44»), то она должна иметь соглашение с газораспределительной организацией на аварийно-диспетчерское обеспечение. Соглашение от 21.06.2018 не является заключенным в связи с неурегулированием возникших разногласий. Это подтвердило АО «Газпром газораспределение Кострома» в письме от 15.08.2018. На сайте госжилинспекции располагается только перечень специализированных организаций, имеющих право осуществлять деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, но не указывается, что они имеют соглашение с газораспределительной организацией. Всем юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами в области, направлялась информация об указанных требованиях закона, проводились различные совещания, в том числе при участии ТСЖ «Минское 11», которое, как ответственное лицо за надлежащее содержание имущества дома, обязано обеспечить безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Допрошенный в качестве свидетеля представитель АО «Газпром газораспределение Кострома» А,А.. показал, что их организация является газораспределительной организацией, имеющей право, в том числе на аварийно-диспетчерское обеспечение. 22.06.2018 в адрес компании поступил проект соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении от ООО «Газтехобслуживание 44» от 21.06.2018. Данное соглашение АО «Газпром газораспределение Кострома» подписало с учетом протокола разногласий, поскольку проект договора предусматривал бесплатность услуг. Однако АО «Газпром газораспределение Кострома» несет расходы на организацию аварийно-диспетчерского обеспечения и предложило свой тариф за услугу. Именно на таких же условиях было заключено аналогичное соглашение с данной организацией в г. Буе. Данная информация с протоколом разногласий была им лично отнесена нарочным в ООО «Газтехобслуживание 44», представитель организации расписался в получении документов на 2 экземпляре и поставил штамп. На данный протокол разногласий ООО «Газтехобслуживание 44» не ответил и до сегодняшнего дня соглашение не является заключенным. 31.07.2018 ООО «Газтехобслуживание 44» направило письмо о том, что якобы в их адрес не поступал протокол разногласий, в своем ответе от 03.08.2018 АО «Газпром газораспределение Кострома» опровергло данную информацию. АО «Газпром газораспределение Кострома» относится к субъектам естественных монополий и тариф на аварийно-диспетчерское обеспечение является единым для всех потребителей. Правилами пользования газом именно газораспределительная организация определена в качестве имеющей право осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению в связи с тем, что у такой организации имеется вся документация на сети, имеется аварийная служба, которая выезжала и выезжает по всем сообщениям в газовую службу.

Допрошенный в качестве свидетеля представитель ООО «Газтехобслуживание 44» М.М. показала, что протокол разногласий к соглашению об аварийно-диспетчерском обеспечении руководство организации не видело. АО «Газпром газораспределение Кострома» прислало лишь само соглашение с записью о наличии протокола разногласий. Поэтому 31.07.2018 ООО «Газтехобслуживание 44» направило письмо в АО «Газпром газораспределение Кострома» с указанием того, что протокол разногласий не поступал, но ответа на него не получили. Представленный ответ АО «Газпром газораспределение Кострома» от 03.08.2018 она видит в заседании впервые и не готова прокомментировать, было ли оно получено.

Судья, исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, пунктом 10 которого установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области установлен постановлением администрации Костромской области от 09.12.2011 № 484-а «О порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области».

Согласно п. 16 Порядка основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, являются поступления обращений и заявлений граждан и юридических лиц о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 № 187 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Костромской области, в соответствии с которым инспекция осуществляет на территории Костромской области региональный государственный жилищный надзор; для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций инспекция (инспекторы) имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (п.п. 1, 58, 69 Положения).

Аналогичные положения указаны в административном регламенте исполнения государственной жилищной инспекцией Костромской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденном приказом государственной жилищной инспекции Костромской области от 28.06.2012 № 719.

Приложением № 3 к административному регламенту утверждена форма предписания об устранении выявленных нарушений.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в рамках предоставленных полномочий приведенных нормативных правовых актов и в связи с обращением АО «Газпром газораспределение Кострома» государственной жилищной инспекцией Костромской области на основании приказа руководителя инспекции от 23.05.2018 проведена внеплановая проверка, по результатам которой 19.06.2018 выдано предписание № 14-07 об устранении выявленных нарушений, согласно которому юридическому лицу предписано в срок до 01.08.2018 в отношении дома обеспечить надлежащее аварийно-диспетчерское обеспечение при использовании и содержании внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями п.п. «б» п. 4, п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, п.п. «а», «б», «г», «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п. «а» п.6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 5.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Вопреки требованиям предписания в установленный срок оно не исполнено.

Доводы жалобы об отсутствии у ТСЖ ответственности за неисполнение предписания несостоятельны.

В соответствии с ч. 2 ст. 138 ЖК РФ одной из обязанностей товарищества собственников жилья является осуществление управления многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.

Согласно ст.ст. 161, 162 УК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, другого оборудования для предоставления коммунальных услуг.

Согласно п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы.

В целях обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

Согласно п.п. «б» п. 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в том числе аварийно-диспетчерского обеспечения.

Из п. 7 Правил следует, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией.

В случае если деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляет специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, то она должна заключить с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, у юридических лиц, в управлении которых находится многоквартирный дом, к каким относится ТСЖ «Минское 11», имеется обязанность по организации аварийно-диспетчерского обеспечения дома, которое согласно установленным требованиям является надлежащим при условии его осуществления газораспределительной организацией либо иной специализированной организацией, имеющей соответствующее соглашение с газораспределительной организацией.

Как следует из материалов дела, на момент проведения проверки и истечения срока исполнения предписания техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирного (адрес) осуществляло ООО «Газтехобслуживание 44», которое не являлось газораспределительной организацией и вопреки требованиям Правил пользования газом не имело соответствующего соглашения с газораспределительной организацией

Соглашение от 21.06.2018, направленное в адрес АО «Газпром газораспределение Кострома», не было заключено и не действовало в силу следующего.

Согласно ст. 445 ГК РФ в случаях, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ).

Согласно представленным суду материалам и показаниям свидетеля А.А,. 22.06.2018 ООО «Газтехобслуживание 44» направило в адрес АО «Газпром газораспределение Кострома» проект соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении от 21.06.2018. Данное соглашение АО «Газпром газораспределение Кострома» подписало с учетом протокола разногласий, как того требует ст. 445 ГК РФ. Доказательством получения данного протокола разногласий является штамп ООО «Газтехобслуживание 44» и подпись его сотрудника на втором экземпляре сопроводительного письма. Оснований не доверять данным материалам и показаниям свидетеля у суда не имеется.

Правом передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, а также обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соглашение ООО «Газтехобслуживание 44» не воспользовалось.

При таких обстоятельствах имеющееся в деле соглашение от 21.06.2018 не является заключенным.

О том, что соглашение подписано с учетом протокола разногласий, ТСЖ было достоверно известно из соответствующей записи представителя АО «Газпром газораспределение Кострома» на соглашении.

Тот факт, что ТСЖ не может повлиять на урегулирование разногласий и заключение соглашения, не освобождает его от обязанности обеспечить надлежащее аварийно-диспетчерское обеспечение, отвечающее требованиям Правил пользования газом, проверить соответствие контрагента условиям предоставления данного вида услуг.

К тому же, как ранее указывалось, заключение такого соглашения не является единственным способом исполнения нормативных требований.

Таким образом, по состоянию на 01.08.2018 ТСЖ «Минское 11» не обеспечило надлежащее содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и не исполнило предписание госжилинспекции. За продлением исполнения предписания юридическое лицо не обращалось.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки и другими письменными доказательствами, показаниями допрошенных свидетелей.

Доводы об исполнении предписания от 15.08.2018 не влияют на доказанность вины ТСЖ и обоснованно не приняты во внимание при рассмотрении дела, поскольку объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет неисполнение другого предписания (от 19.06.2018).

Указание в акте проверки от 15.08.2018 на отсутствие нарушений также не влияют на доказанность факта неисполнения предписания. Как следует из пояснений представителей административного органа, данное указание обусловлено унифицированной формой акта. Факт же нарушения в нем отражен и ясен.

Доводы о том, что в качестве доказательства по делу судом учтены объяснения представителя ТСЖ «Минское 9», которая не имеет отношения к данному делу, не являются основанием для отмены постановления.

Данная ошибка явно является технической и исправлена мировым судьей в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, при рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.

Наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ и в минимальном размере.

Оснований для признания правонарушения малозначительным мировым судьей не установлено. Вывод об этом является мотивированным и районный судья с ним согласен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района от 28.09.2018, которым товарищество собственников жилья «Минское 11» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья А.В. Чудецкий