Административное дело № 12-179/2019
УИД: не присваивался
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - администрации Азовского района Ростовской области, действующего по доверенности, ФИО1, ведущего специалиста сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РО ФИО2дело об административном правонарушении по жалобе администрации Азовского района Ростовской области на постановление мирового судьи судебного участка №3 Азовского судебного района Ростовской области ФИО3 от 15.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Азовского района Ростовской области, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): <...>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка №3 Азовского судебного района Ростовской области ФИО3 администрация Азовского района Ростовской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, ввиду нарушения п. «д» ч.2 ст.11, ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 и п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, п.2 и п.4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 №1340, абз.7 п.4,6,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом МЧС России №422, Министерства информационных технологий и связи РФ №90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ №376 от 25.07.2006, ч.5 ст. 25 Федерального закона «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 №151- ФЗ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник администрации Азовского района Ростовской области, действующий на основании доверенности, ФИО1 обратился с жалобой на данное постановление и просил его отменить, а производство по административному делу прекратить, ввиду отсутствия в действиях администрации Азовского района Ростовской области состава административного правонарушения.
В жалобе ФИО1 указал, что мировой судья не принял во внимание, что резерв материальных ресурсов администрацией Азовского района Ростовской области создан в полном объеме, вполне достаточен для ликвидации чрезвычайных ситуаций, исходя из их прогноза, вида и масштабов на территории района.
ФИО1 так же сослался на то, что региональный надзор не вправе определять за администрацию Азовского района Ростовской области номенклатуру и объем резерва, между тем региональный надзор фактически вменил администрации обязанность включить в номенклатуру резерва продовольствие, пищевое сырье, транспортные средства, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Кроме того, ФИО1 указал, что на территории Азовского района Ростовской области обеспечение циркулярного и группового доведения сигналов оповещения и информации в автоматизированном режиме осуществляется из единой диспетчерской службы района с помощью 29 линейных комплектов радиоканальной системы оповещения «ГРОМ-С», четырехканальной системы оповещения «Градиент 128 –ОП», а в неавтоматизированном режиме доведение сигналов осуществляется с помощью 17 электросирен оповещения С-40 и С-28, при этом, в Азовском районе Ростовской области созданы так же запасы мобильных технических средств оповещения.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП администрации Азовского района Ростовской области, действующий на основании доверенности, ФИО1 в судебное заседание явился, поддержала доводы жалобы и просил суд отменить постановление мирового судьи судебного участка №3 Азовского судебного района Ростовской области ФИО3 от 15.05.2019, а производство по делу прекратить. При этом, ФИО1 пояснил, что совместным Приказом МЧС России №422, Министерства информационных технологий и связи РФ №90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ №376 от 25.07.2006 предусмотрена передача информации или сигналов оповещения как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме, в связи с чем, то обстоятельство, что сирены не включены в автоматизированную систему оповещения не свидетельствует о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Кроме того, ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальная система оповещения была демонтирована, что исключает техническую возможность ее сопряжения с региональной системой оповещения РО.
ФИО1 так же сослался на то, что питание спасателей организуется не администрацией Азовского района РО, а МКУ «Аварийно-спасательная служба Азовского района», а, следовательно, данное нарушение не может быть вменено администрации Азовского района РО.
Ведущий специалист сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РО ФИО2в судебном заседании полагал, что оснований для отмены постановления, принятого мировым судьей не имеется, дал пояснения аналогичные изложенным в письменном нормативно-правовом обосновании позиции должностного лица.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, должностное лицо Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РО ФИО2, составившего протокол об АП,исследовав представленные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление исрока привлечения администрации Азовского района Ростовской области к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
Согласно пункту "д", части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (ст.25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства от 10 ноября 1996 года N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно пункта 3, 4 порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Согласно п.6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Как следует из материалов дела, проведенной ДПЧС РО проверкой исполнения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что администрацией Азовского района РО в нарушение положений п. «д» ч.2 ст.11, ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 и п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, п.2 и п.4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 №1340 в муниципальном образовании - "Азовский район" не создан в необходимом объеме резерв, установленный Номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны на территории МО "Азовский район"; в нарушение положений абз.7 п.4,6,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом МЧС России №422, Министерства информационных технологий и связи РФ №90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ №376 от 25.07.2006 не организованы мероприятия по сопряжению технически и программно муниципальной системы оповещения Азовского района с региональной системой оповещения РО, не обеспечивается циркулярное и групповое доведение сигналов, имеющиеся сирены не включены в автоматизированную систему оповещения; в нарушение положений ч.5 ст. 25 Федерального закона «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 №151- ФЗ не организовано питание спасателей аварийно-спасательной службы Азовского района при несении ими дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательного формирования.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением администрации Азовского района РО от 01.03.2019 №253 «О порядке и использовании районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Азовского района» в номенклатуру Азовского районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций из указанного перечня включены только часть продовольствия (300 сухих пайков на 50 человек), средства связи, спасательное оборудование, медицинское имущество и медикаменты, но не включены запасы основного продовольствия, пищевого сырья, транспортных средств, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты, наличие которых прямо предусмотрено п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, система оповещения Азовского района не представляет собой организационно – техническое объединение средств связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения, при этом, для обеспечения автоматизированной работы сирен администрации Азовского района необходимо дополнительно установить блоки управления.
Таким образом, в ходе проверки выявлено, что юридическое лицо не выполняет предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РО ведущим специалистом сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций был составлен протокол об административном правонарушении №3 от 01.04.2019, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Данный протокол был вручен защитнику администрации Азовского района РО ФИО4, о чем свидетельствует его подпись.
Факт совершения указанного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом № об АП, актом проверки № приказом органа государственного надзора о проведении плановой, выездной проверки ОМСУ администрации Азовского района РО №5 от ДД.ММ.ГГГГ, уставом МО –«Азовский район», постановлением администрации Азовского района РО от ДД.ММ.ГГГГ №253 «О порядке и использовании районного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Азовского района» с приложениями, планом организационно –технических мероприятий Азовского района по оповещению населения, предприятий, организаций, учреждений и их работников на 2019 и другими доказательствами.
Оценка мировым судьей имеющихся в деле доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Все выводы судьи о правомерности привлечения администрации Азовского района Ростовской области к административной ответственности должным образом мотивированы.
При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности администрации Азовского района Ростовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Что касается доводов жалобы о том, что региональный надзор не вправе определять за администрацию Азовского района Ростовской области номенклатуру и объем резерва, между тем региональный надзор фактически вменил администрации обязанность включить в номенклатуру резерва продовольствие, пищевое сырье, транспортные средства, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы, нахожу несостоятельными, поскольку действительно, Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливаются создавшим их органом, в данном случае администрацией Азовского района РО, однако они должны соответствовать требованиям, установленным п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, должностным лицом Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РО правомерно было указано на неисполнение администрацией Азовского района обязательств в части включения в Номенклатуру запасов основного продовольствия, пищевого сырья, транспортных средств, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты.
Доводы ФИО1 о том, что питание спасателей организуется не администрацией Азовского района РО, а МКУ «Аварийно-спасательная служба Азовского района», а, следовательно, данное нарушение не может быть вменено администрации Азовского района РО, нахожу несостоятельными, поскольку МКУ «Аварийно-спасательная служба Азовского района» входит в состав МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Азовского района», учредителем которого и распорядителем финансовых средств является администрация Азовского района, а, следовательно, администрация Азовского района несет ответственность за организацию питания спасателей аварийно-спасательной службы Азовского района при несении ими дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно –спасательного формирования.
Не могут повлечь отмену оспариваемого постановления и доводы ФИО1 о том, что передача информации или сигналов оповещения возможна либо в автоматизированном, либо в неавтоматизированном режиме, а, так как в Азовском районе сигналы оповещения работают в неавтоматизированном режиме, то в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ не имеется.
Пунктом 14 совместного Приказа МЧС России №, Министерства информационных технологий и связи РФ №, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена передача информации или сигналов оповещения как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме, при этом, автоматизированный режим является основным.
Таким образом, данные положения не предусматривают альтернативы режима оповещения, а говорят о том, что наряду с автоматизированным режимом оповещения может быть использован и неавтоматизированный режим, в связи с чем, то обстоятельство, что сирены не включены в автоматизированную систему оповещения свидетельствует о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Кроме того, тот факт, что муниципальная система оповещения демонтирована, а, следовательно, отсутствует техническая возможность ее сопряжения с региональной системой оповещения РО, не освобождает администрацию от обязанности, возложенной абз.7 п.4,6,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным Приказом МЧС России №422, Министерства информационных технологий и связи РФ №90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ №376 от 25.07.2006 по сопряжению технически и программно муниципальной системы оповещения Азовского района с региональной системой оповещения РО, а, следовательно, муниципальная система оповещения Азовского района должна не только находиться в рабочем состоянии, но и быть сопряжена с региональной системой оповещения РО.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что им были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание юридическому лицу назначено мировым судьей в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений данных в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". При этом, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность администрации Азовского района РО, мировым судьей установлено не было.
Административное наказание назначено администрации Азовского района Ростовской области в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и отвечает принципам соразмерности и справедливости, при этом, не является максимальным.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении администрации Азовского района Ростовской области не установлено, прихожу к выводу о том, что принятое по делу об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №3 Азовского судебного района Ростовской области ФИО3 постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным и не отмене, не изменению не подлежит.
Оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении, так же не усматриваю.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Азовского судебного района Ростовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Азовского района Ростовской области, ОГРН <***> оставить без изменения, а жалобу администрации Азовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Судья Н.Б. Комова