ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/19 от 23.05.2019 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело 12-179/2019

РЕШЕНИЕ

г. Рыбинск 23 мая 2019 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Громова А.Ю., рассмотрев жалобу защитника МУП «Коммунальные системы» по доверенности Овчинниковой Н.Б. на постановление, вынесенное 06 марта 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 Рыбинского судебного района Ярославской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальные системы»,

установил:

Мировому судье судебного участка № 6 Рыбинского судебного района Ярославской области поступил протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, вынесенный государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 в отношении МУП «Коммунальные системы» по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 6 Рыбинского судебного района Ярославской области вынесено постановление о привлечении МУП «Коммунальные системы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 100 000 руб.

Защитником МУП «Коммунальные системы» по доверенности Овчинниковой Н.Б. на указанное постановление мирового судьи подана жалоба. В обоснование незаконности постановления и наличия оснований для его отмены указано, что заявитель режима ограничения электрической энергии не вводил, т.к. обслуживает социально-значимые объекты: учреждения образования, здравоохранения, культуры. Введение режима ограничения энергии могло бы привести к неблагоприятным экономическим, экологическим и социальным последствиям. Ввиду изложенного, автор жалобы полагает, что необходимости направления уведомления о введении режима ограничения не имелось.

Законный представитель МУП «Коммунальные системы» ФИО2 и защитник Овчинникова Н.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, сведений о причинах неявки суду не представила.

Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Из материалов дела следует, что МУП «Коммунальные системы» в соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) включено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций в силу абзаца 1 пункта 7 указанной статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт «б» пункта 2 Правил ограничения).

В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

Перечень мероприятий, а также сроки и проведения определены в пункте 16 Правил ограничения.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

ДД.ММ.ГГГГ между МУП Рыбинского муниципального района «Коммунальные системы» (Потребитель) и Филиалом <данные изъяты> заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно п. 2.1 которого Сетевая организация обязуется оказывать Потребителю услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, ТСО, ИВЭС, бесхозяйных объектов, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Сетевой организации в порядке и сроки, установленные настоящим Договором (л.д.27).

Обстоятельства по оказанию услуги по передаче электрической энергии подтверждаются актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также счетами-фактурами к ним, выставленными филиалом <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между филиалом <данные изъяты> и МУП «Коммунальные системы» составлен акт сверки взаимных расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ за услуги по передаче эл/энергии, согласно которому задолженность в пользу Филиала составляет <данные изъяты> руб.

Согласно платежным ордерам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» производилась оплата текущих платежей по договору от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность не погашалась.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом <данные изъяты> в адрес исполнительного директора МУП «Коммунальные системы» направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии на объектах МУП «Коммунальные системы», в котором Сетевая компания сослалась на наличие задолженности в размере <данные изъяты> руб. с НДС и просила ее погасить в течение 5 дней с момента получения уведомления. А также Сетевая компания уведомила Потребителя, что в случае непогашения задолженности будет произведено полное ограничение режима потребления по факту получения уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления в отношении точек поставки, указанных в приложении в уведомлению. Кроме того, предложено представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования, произвести самостоятельное ограничение режима потребления энергии (л.д.59)

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» направило в адрес филиала <данные изъяты> информацию о невозможности погасить задолженность и ввести режим ограничения электрической энергии (л.д. 69).

Из материалов дела также следует, что МУП «Коммунальные системы» план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не разработало, каких-либо мер к безаварийному прекращению технологического процесса не предприняло, самостоятельно ограничение режима потребления энергии не произвело.

При таких обстоятельствах вина МУП «Коммунальные системы» верно установлена административным органом и мировым судьей. Доводы заявителя жалобы о сложном финансовом положении, признании должника банкротом подлежат отклонению, поскольку в силу закона на МУП «Коммунальные системы» лежит обязанность по разработке плана и установление для себя достаточного срока для выполнения соответствующих мероприятий. При этом доказательств того, что тяжелое финансовое положение предприятия препятствует выполнению указанных действий, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного в действиях МУП «Коммунальные системы» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, который составляет 1 год, на момент рассмотрения дела мировым судьей не истек.

Вместе с тем, судья приходит к выводу, что назначенное мировым судьей наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей подлежит снижению по следующим основаниям.

Санкция части 3 ст. 9.22 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Данная информация является общедоступной и подлежала оценке мировым судьей при назначении наказания.

Материалы дела об административном правонарушении сведений о привлечении ранее юридического лица к административной ответственности не содержат.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Следовательно, размер наказания, равный 100 000 руб. и более, может быть снижен судьей при наличии соответствующих оснований.

С целью недопустимости избыточного ограничения прав юридического лица, принимая во внимание соблюдение баланса частных и публичных интересов, судья полагает возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела до границ, определенных пунктом 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, - до 50 000 руб.

Руководствуясь 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Рыбинского судебного района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальные системы», изменить на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить назначенное юридическому лицу наказание в виде штрафа до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Судья А.Ю. Громова