ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/2017 от 21.09.2017 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 12-179/2017 г. Выкса 21 сентября 2017 года.

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Скучилина Е.И., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Выкса «Стоки» (МУП «Стоки»), расположенного по адресу: ………………………

по жалобе МУП «Стоки» на постановление по делу об административном правонарушении»,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Никитиной О.Н. от …. года МУП «Стоки» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Стоки» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, считая его незаконным и необоснованным. Из жалобы следует, что на момент проверки закончен срок действия проекта нормативов образования отхода и лимитов на их размещение. Поскольку в старом утвержденном проекте нормативов образование отходов: спецодежда, утратившая потребительские свойства, брезентовые перчатки, утратившие потребительские свойства, обувь кожаная, утратившая потребительские свойства, данных отходов не было поэтому и не были разработаны паспорта на данный вид отхода. С учетом технологического процесса очистки сточных вод, иловые карты не являются специализи- рованными объектами размещения отходов, а являются частью системы очистных сооружений. В отчете по форме №. … (отходы) нет отходов, которые не образовывались на предприятии. В ходе проверки была отобрана проба для определения содержания нефтепродуктов в обтирочном материале, загрязненный нефтью и нефтепродуктом. По результатам количественного химического анализа установлено, что содержание масел(нефтепродуктов) в обтирочном материале превышает ….%. Однако, отбор пробы произведен неверно, взята проба для проведения анализа менее … кг обтирочного материала, должен проводиться усредненный анализ обтирочного материала.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Страхов В.В. жалобу поддержал.

Изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

При рассмотрении дела установлено, что основные виды деятельности МУП «Стоки», в результате которых происходит образование отходов производства: прием, транспортировка, очистка, обеззараживание хозяйственно - бытовых сточных вод на очистных сооружениях.

МУП «СТОКИ» располагается на трех промышленных площадках:

-.. -ая площадка - основные производственные корпуса и БОС (проммикрорайон ………...);

-.. -ая площадка - площадка биологических очистных сооружений (…. …….);

- …-я площадка - площадка биологических очистных сооружений (……),

имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

В ходе проведения плановой комплексной выездной проверки МУП «Стоки» в период с …………….. года Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу установлено, что … года закончен срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) МУП «СТОКИ» (Решение об утверждении нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение от …….). Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за ….. не предоставлялся в связи с отсутствием необходимости продлевать действие Лимитов.

В соответствии со статьями 11 и 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На момент проверки инвентаризация проведена, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, что является нарушениемп. 1 ст. 22, ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 11, п. 1-4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.2002 № 89-ФЗ, которыми установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, иметь согласованный Проект образования отходов и лимитов на их размещение и Лимиты на размещение отходов.

Количество и перечень отходов, образующихся на МУП «СТОКИ», отражены Акте инвентаризации отходов производства и потребления, произведенной … составляют всего.. вида отходов … классов опасности из них:

… класса опасности - … вид отходов;

… класса опасности - … вид отходов;

…класса опасности - … видов отходов;

…класса опасности - … видов отходов;

…класса опасности - … видов отходов.

Инвентаризация была проведена в рамках Договора от ….. (с ООО «ЭкоМир»), с целью разработки проекта нормативов образования отходов лимитов на их размещения.

На момент проверки, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) МУП «СТОКИ» находится в стадии рассмотрения в Департаменте Росприроднадзора по ПФО (заявление от ……………………..

Однако, в ходе проведения проверки при осмотре производственных территорий МУП «СТОКИ» было установлено образование отходов, не включенных Инвентаризацию:

- спецодежда, утратившая потребительские свойства. В связи с тем, что на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие отнесение видов отходов конкретному классу опасности, сделать вывод о принадлежности к конкретному классу) опасности данного отхода не представляется возможным;

- брезентовые перчатки, утратившие потребительские свойства. Указанный отход может соответствовать отходу: спецодежда из брезентовых хлопчатобумажных огнезащитных тканей, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (ФККО …….), либо спецодежда из брезентовых тканей, утратившая потребительски свойства (ФККО ……..). В связи с тем, что на предприятии отсутствую документы, подтверждающие отнесение видов отходов к конкретному классу опасности, сделать вывод о принадлежности к конкретному классу опасности данного отхода не представляется возможным;

-обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (ФККО ………).

Также в Инвентаризации отсутствуют отходы: мусор с защитных решеток хозяйственно - бытовой и смешанной канализации малоопасный, код по ФККО ……; осадок с песколовок при очистке хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод малоопасный, код по ФККО …..; ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод, код по ФККО ……., смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно- бытовых и смешанных сточных вод аэробно стабилизированная, обезвоженная практически неопасная, код по ФККО ……., которые образуются согласно Технологическим регламентам работы биологических; очистных сооружений, что является нарушением п. 3 ст. 67 ФЗ«Об ох окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

МУП «СТОКИ» представлены статистические отчеты по форме № …. (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за ……..

Согласно указанному отчету в … году (от ….) на МУП «СТОКИ» образовалось …. тонн отходов, в том числе … класса опасности - … тонны; …… класса опасности — … тонны; … класса опасности — … тонны; … класса опасности - … тонн; … класса опасности - … тонны.

Согласно данному отчету и Решению об утверждении нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение от ….., информация представлена искаженной и не в полном объеме, а именно:

- не показано образование, использование, обезвреживание и размещение отходов … класса опасности - отходы оргтехники (код по ФККО ……..); клавиатура, манипулятор «мышь», соединительные провода (код по ФККО …..); картриджи отработанные (код по ФККО ………..);

- не показано образование, использование, обезвреживание и размещение отходов … класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО ………….),

что является нарушением ч.2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В ходе проверки были представлены разработанные и утвержденные паспорта на …видов отходов … класса опасности. Материалы паспортизации направлены в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по ПФО (заявление «О регистрации паспортов отходов, включенных в ФККО» от ……………..

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В ходе проведения проверки ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (аттестат аккредитации …………) был произведен отбор проб … видов отходов на -химические и токсикологические исследования, с целью подтверждения заявленного класса опасности (протокол взятия проб и образцов от …………..

Определено содержание нефтепродуктов в обтирочном материале, загрязнении нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее …%) код по ФККО ………). По результатам количественного химического анализа, установлено, что содержание масел (нефтепродуктов) в обтирочном материале загрязненном маслами (содержание масел менее.. %), превышает …%, что не соответствует заявленному …-му классу опасности. Фактическое количество нефтепродуктов составляет ….%, что соответствует отходу - обтирочный материал загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродукта.. % и более) - код по ФККО …..) (протокол количественного химического анализа отходов от ………..).

Также в ходе проведения проверки при осмотре производственных территорий МУП «Стоки» было установлено образование отходов, не включенных в Инвентаризацию:

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (ФККО …

- мусор с защитных решеток хозяйственно - бытовой и смешанной канализации малоопасный, код по ФККО …..

- осадок с песколовок при очистке хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод малоопасный, код по ФККО …..

- ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод, код по ФККО ….

Паспорта на данные виды отходов отсутствуют, что является нарушением 4.1, ч.2, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, недра и почву запрещен.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы, по делу имеется достаточно доказательств нарушения природоохранного законодательства.

Виновность МУП «Стоки» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № ………….. протоколом взятия проб и образцов от …… года, актом отбора проб № …….. года, протоколом количественного химического анализа отхода, данными инвентаризации отходов производства и потребления на предприятии МУП «Стоки».

Как следует из акта № … отбора проб от … года, масса пробы обтирочного материала, загрязненного нефтепродуктами, составляла … кг, в связи с чем доводы жалобы о неверном отборе проб не состоятельны.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося постановления судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Наказание юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере. Оснований для снижения наказания не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р е ш и л :

Постановление старшего государственного Инспектора РФ в области окружающей среды по Приволжскому федеральному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа города Выкса «Стоки» оставить без изменения, а жалобу МУП «Стоки»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении десяти дней с момента получения его копии.

Судья- Скучилина Е.И.