Дело № 12-179/2021
РЕШЕНИЕ
г. Усть-Илимск
(ул. Братская, д. 45, каб. 206) 01 сентября 2021 года
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Бухашеев Денис Анатольевич, с участием ведущего аналитика территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО1,
рассмотрев жалобу защитника Тарасова О.А. на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 № 89 от 17 июня 2021 года, вынесенного в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника территориального отдела министерства Иркутской области по Илимскому лесничеству – главного государственного лесного инспектора ФИО2 №89 от 17июня 2021 года Акционерное общество «Группа «Илим» (далее - АО «Группа «Илим») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Защитник Тарасова О.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что постановление № 89 от 17 июня 2021 года противоречит нормам применимого процессуального права. При составлении протокола и принятии решения не выявлены причины и условия, способствующие совершению правонарушения, не установлено лицо, фактически совершившее правонарушение, не доказана вина Общества, а также причинно-следственная связь между выявленным правонарушением и неправомерными действиями заявителя жалобы, иные обстоятельства для правильного разрешения дела.
АО «Группа «Илим» на указанном лесном участке не осуществляло деятельности по заготовке древесины, не складировало заготовленную древесину, не размещало объекты производственной деятельности, не засоряло отходами производства рассматриваемые лесные участки. Напротив, оборот автомобильных шин и порядок их утилизации регламентирован рядом локальных нормативных документов Общества – Положение по эксплуатации и учету шин. Заключен договор об утилизации автомобильных шин. Таким образом, Общество не складирует автомобильные шины на участках леса, утилизирует их. Как следует из материалов дела - засорение отходами было обнаружено на лесной дороге, использование которой осуществляется неограниченным количеством лиц. Соответственно, засорение бытовыми отходами произошло вследствие несанкционированной свалки отходов неустановленными лицами. В связи с тем, что в силу договора аренды лесного участка на Общество не возлагается обязательства по охране лесного участка от неправомерных действий сторонних лиц. соответственно, контроль за состоянием всей площади арендованного лесного участка АО «Группа «Илим» объективно не может. Общество может осуществлять контроль только за теми лесными участками, которые заявлены к использованию в соответствии с лесной декларацией. Данным обстоятельствам при административном разбирательстве оценка дана не была, вина АО «Группа «Илим» во вменяемом правонарушении не установлена.
Как ответственный лесопользователь, АО «Группа «Илим» очистило лесной участок от засорения, совершенного сторонними неустановленными лицами. Привлечение к ответственности за правонарушение, которое Общество не совершало, считают необоснованным и несправедливым.
На рассмотрение жалоба защитник Тарасова О.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена заблаговременно надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, ознакомлении с материалами дела защитника оставлено без удовлетворения, поскольку при вынесении оспариваемого постановления представитель Общества участвовал, юридическое лицо заблаговременно извещалось о месте и времени судебного заседания. Участие защитника при рассмотрении жалобы признается необязательным, позиция относительно обстоятельств дела изложена в жалобе, в связи с чем участие при рассмотрении жалобы не признано обязательным.
Ведущий аналитик территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО1 возражала по доводам жалобы, указала на законность и обоснованность постановления.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ закрепляет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 142-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации № 1614 от 7 октября 2020 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
В соответствии с пунктом 9 частью 2 (Общие требования пожарной безопасности в лесах) Постановления Правительства Российской Федерации № 1614 от 7 октября 2020 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 36 частью 4 (Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог) Постановления Правительства Российской Федерации № 1614 от 7 октября 2020 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 23 апреля 2021 г. N 287-пп «Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима 17 мая 2021 года до 08.00 часов 30 июля 2021 года установлен особый противопожарный режим на территории муниципального образования «Усть-Илимский район», муниципального образования город Усть-ИлимскИркутской области.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО «Группа «Илим» к административной ответственности на основании названных выше норм послужили следующие обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении.
При производстве по делу установлено, что 2 июня 2021 года в отношении Акционерного общества «Группа Илим» главным специалистом – экспертом Усть-Илимского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО3 составлен протокол № 145-38-10/21 об административном правонарушении со ссылкой на нарушение Постановление Правительства РФ от 07 октября 2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»: ч. 2 п.9 (запрещается засорение леса отходами производства и потребления), ч. 7 п. 36 (вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов).
На основании указанного протокола 17 июня 2021 года в отношении АО «Группа «Илим» начальником ТУ МЛК Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 вынесено Постановление № 89 о назначении административного наказания, в соответствии с которым АО «Группа «Илим» признано виновным в нарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
Приходя к выводу о виновности АО «Группа «Илим» в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо указало, что согласно протоколу об административном правонарушении, 17 мая 2021 года в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда, расположенных на территории Иркутской области Илимского лесничества служебное задание №119 от 30.04.2021г.), в соответствии с распоряжением № 17 от 19 апреля 2021 года, был осуществлен выезд в составе: Д. - главный специалист - эксперт отдела по Воробьевскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Илимскому лесничеству, государственный лесной инспектор. Е. старший специалист 1 разряда отдела по Воробьевскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству, государственный лесной инспектор.
В ходе проверки 17 мая 2021 г. в 17 часов 00 минут установлено, что на участке Бадарминской лесовозной магистрали, расположенном в квартале 63 Ревунской дачи Усть-Илимского участкового лесничества, координаты участка N - 57° 52" 50.1, Е - 102° 26" 21.2 обнаружено засорение леса, вдоль магистрали отходами производства и потребления (грузовые автошины около 25 шт., бытовой мусор). Произведена фотофиксация.
Как указано ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 23 апреля 2021 года № 287-пп, с 08.00 часов 17 мая 2021 года до 08.00 часов 30 июля 2021 года установлен особый противопожарный режим на территории муниципального образования «Усть-Илимский район», муниципальное образование город Усть-Илимск.
Установлено, что АО «Группа Илим» является арендатором участка, квартал 63 Ревунской дачи Усть-Илимского участкового лесничества, в соответствии с договором аренды лесного участка №91-12-9/08 от 23.12.2008 года.
Исходя из вышеизложенного АО «Группа «Илим» в квартале 63 Ревунской дачи Усть-Илимского участкового лесничества допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в засорении леса отходами производства и потребления, а именно грузовыми автошинами около 25 шт., бытовым мусором, а также не содержании лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги очищенными от горючих материалов.
Делая вывод о виновности АО «Группа «Илим» в совершении административного правонарушения, должностное лицо полагает, что все обязанности по соблюдению лесного законодательства на указанном арендованном участке несет именно АО «Группа «Илим», в соответствии с договором аренды № 91-12-9/08 от 23.12.2008 года.
АО «Группа «Илим» нарушено Постановление Правительства РФ от 07 октября 2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»: ч. 2 п.9 (запрещается засорение леса отходами производства и потребления), ч. 7 п. 36 (вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.).
Данные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3статьи 8.32 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Как правильно указано в постановлении должностного лица, Акционерное общество «Группа «Илим» является стороной в договоре аренды, заключенном с территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству имело за собой обязанность содержать объекты лесной инфраструктуры в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов, а также не допущение нарушений правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в засорении леса отходами производства и потребления, а именно грузовыми автошинами около 25 шт., бытовым мусором.
Доводы жалобы защитника о неосуществлении деятельности на лесных участках, не складировании древесины, не размещении объектов производственной деятельности, не засорении отходами производства лесной участок опровергаются материалами дела, а именно актом осмотра лесного участка, согласно которого установлено складирование автомобильных грузовых шин 25 штук, бытовой мусор. Также материалами дела подтверждается, что засоренный автомобильными шинами и бытовым мусором лесной участок в квартале 63 Ревунской дачи Усть-Илимского участкового лесничества находится в пользовании АО «Группа «Илим» на основании договора аренды №91-12-9/08. То обстоятельство, что данный участок не используется для производства, не умаляет выводов должностного лица о виновности юридического лица, поскольку наличие такого количества грузовых шин, позволяет суду, как и ранее должностному лицу прийти к выводу именно о виновности юридического лица в совершении правонарушения.
Участвовавший при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель АО «Группа «Илим» Н. каких-либо доводов несогласия с правонарушением не высказывал, не указывал о наличии документов Общества, регулирующих оборот автомобильных шин и порядок их утилизации. Данных, подтверждающих принятие данных документов в указанный в них период, материалы дела не содержат.
Также не влияют на выводы суда и доводы о возможности контроля за лесными участками, заявленными в лесной декларации, поскольку как указано ранее, имеется договор аренды лесного участка, согласно которого Арендатор (АО «Группа «Илим») обязано использовать лесной участок в соответствии с условиями договора, т.е. в том числе и не засорять отходами производства (автомобильными грузовыми шинами). В данном случае форма вины, предусматривающая ответственность за совершение правонарушения может быть допущена в виде бездействия.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами должностного лица не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Группа «Илим» в пределах, установленных санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 от 17 июня 2021 года, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ
Постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО2 № 89 от 17 июня 2021 года в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Акционерного общества «Группа Илим» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Бухашеев Д.А.Решение не вступило в законную силу 23.09.2021г.