КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Вольтер Г.В. УИД 39RS0004-01-2021-002494-46
№ 12-179/2021
№ 7А-258/2021
Р Е Ш Е Н И Е
7 сентября 2021 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.
при помощнике судьи Киячко А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Балтийская мраморная компания»
по жалобе ООО «Балтийская мраморная компания» на решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 5 июля 2021 года
Выслушав объяснение представителя ООО «БАМКО» Высоцкой Н.Н., исследовав материалы дела, судья,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Казакова В.Ю. № 164/2021 от 15.04.2021 ООО «Балтийская мраморная компания» (далее ООО «БАМКО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Калининграда от 5 июля 2021 года (с внесенными определением суда от 16 июля 2021 года исправлениями в части даты принятия решения «6 июля 2021 года») вышеуказанное постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО «БАМКО» без удовлетворения.
ООО «БАМКО» с принятыми постановлением и решением суда не согласилось, подало жалобу, в которой ставит вопрос об отмене, прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В судебном заседании представитель ООО «БАМКО» Высоцкая Н.Н. поддержала доводы жалобы.
Изучив материалов дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно указанному закону водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Условия водопользования установлены в главе 5 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1). Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается (ч. 2).
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.
Как следует из материалов дела, ООО «БАМКО» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый объект - Производственная площадка №1, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Печатная, д. 56, код объекта 27-0239-001166-П, тип объекта - площадной, дата ввода объекта в эксплуатацию 05.06.2008; категория негативного воздействия на окружающую среду - 1П, что подтверждается Свидетельством №DKZNM8T5 от 05.11.2019.
ООО «БАМКО» предоставлен в пользование водный объект рыбохозяйственного значения 2 категории - канал МП-103-1А с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод; вид и способ использования водного объекта или его части: совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (решения Министерства о предоставлении водного объекта в пользование № 39-01.01.00.002-К-РСБХ-С-2016-00606/00 от 03.06.2016). Определено, что сброс хозяйственно-бытовых, ливневых и талых сточных вод осуществляется на участке водопользования, расположенном по адресу: ГО «Город Калининград», географические координаты выпуска: 54° 40" 02,58" С.Ш., 20° 28" 05,43" В.Д.
В соответствии с Отчетом по форме 3.3 за 4 квартал 2020 ООО «БАМКО» допустило превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в канал МП-103-1А, а именно в таких водах содержится: нитрат-анион - 55 мг/дм куб.; нитрит-анион - 0,22 мг/дм куб.; аммоний-ион - 2,449 мг/дм куб.; фосфат-ион - 0,87694 мг/дм куб.; жиры/масла - 0,5 мг/дм куб.; марганец - 0,014 мг/дм куб.; медь - 0,0041 мг/дм куб.; цинк - 0,012 мг/дм куб.
При этом, согласно положениям нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, пп. 10,136 п. 2.3 Решения, предельно допустимые концентрации вышеуказанных вредных веществ в водах не должны превышать установленные нормативы, которые составляют: нитрат-анион - 40,0 мг/дм куб.; нитрит-анион - 0,08 мг/дм куб.; аммоний-ион - 0,5 мг/дм куб.; фосфат-йон - 0,2 мг/дм куб.; жиры/масла - -; марганец - 0,01 мг/дм куб.; медь - 0,001 мг/дм куб.; цинк - 0,01 мг/дм куб.
Кроме того, согласно Отчету по форме № 3.3 за 4 квартал в сбрасываемых ООО «БАМКО» сточных водах в канал МП-103-1А содержатся жиры и масла в объеме 0,5 мг/дм куб. Для указанного вредного вещества не установлены нормативы предельно допустимых концентраций, а потому сброс сточных вод с содержанием жиров не допускается.
17.03.2021 в 11:00 ведущим консультантом отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Желтковой О.Р. составлен протокол № 164/2021 об административном правонарушении по факту того, что ООО «БАМКО» допустило нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект – канал МП-103-1А, пользование которым ООО «БАМКО» осуществляет в соответствии с Решением, выразившееся в осуществлении сброса сточных вод в водный объект с фактическим превышением концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, что следует из представленной в Министерство отчетности ООО «БАМКО» о выполнении условий водопользования за 4 квартал 2020 года.
Таким образом, ООО «БАМКО» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выявлены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции пришли к выводу, что общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного и водного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, изложенные в жалобе, не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Доводы жалобы о неправильной квалификации вмененного ООО «БАМКА» административного правонарушения, со ссылкой на необходимость квалификации деяния общества не по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, а по статье 7.6 КоАП РФ, являются ошибочными.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс загрязняющих веществ в водные объекты относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
В жалобе ООО «БАМКО» просит отменить постановление административного органа и решение суда, поскольку в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Полагаю, что доводы Общества о том, что в рассматриваемом случае действующее законодательство не возлагает на субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории, обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, являются несостоятельными, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Факт превышения ПДК в сточных водах, подтверждается представленными Обществом отчетами. Такое превышение ПДК установлено относительно нормативов, регламентированных в Приказе Минсельхоза N 552.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
Таким образом, действия ООО «БАМКО» по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ квалифицированы верно.
Административное наказание ООО «БАМКО» назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.И. Ткач