ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/2022 от 09.08.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кузовлева И.С. Дело № 7А-204/2022 (№ 12-179/2022)

УИД 39RS0001-01-2022-001556-28

РЕШЕНИЕ

9 августа 2022 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Юдиной Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Бойко Ирины Константиновны на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника Калининградской областной таможни Валентиновича Е.М. от 17 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении генерального директора ООО «БИК» Бойко Ирины Константиновны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Калининградской областной таможни от 17 февраля 2022 года генеральный директор ООО «БИК» Бойко И.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Бойко И.К. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Считает, что имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку ранее к административной ответственности не привлекалась и находится в тяжелом материальном положении.

Бойко И.К. в судебном заседании просила жалобу удовлетворить.

Представители Калининградской области таможни Плющева В.В. и Югай И.Ю. в судебном заседании просили в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ определено, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В силу п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 1 ст. 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.

Как следует из п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

При помещении товаров под таможенную процедуру они подлежат таможенному декларированию с применением таможенной декларации (п. 1 и 6 ст. 104 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

В силу подп. 7 и 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Разделом II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, установлен порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию.

В соответствии с подп. 42 п. 15 раздела II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»: в графе 44 «Дополнительная информация/представленные документы» декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ. Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ, в том числе: номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных действующим законодательством. Согласно видам документов коду «01191» соответствует «сертификат соответствия, декларация о соответствии».

Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16.08.2011 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (далее - TP ТС 005/2011).

В соответствии с п. 1 ст. 107 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, если при выпуске товара таможенному органу могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленной срок.

В силу п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294 (действовавшего во время совершения административного правонарушения) к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Как следует из материалов дела, 23.10.2020 на Калининградском таможенном посту (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни зарегистрирована декларация на товары № 10012020/231020/0123176 (далее – ДТ), в соответствии с которой декларант ООО «БИК» в лице генерального директора Бойко И.К. заявил к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ИМ 78) иностранные товары:

- товар № 1 «белье постельное швейное первого слоя из хлопчатобумажных тканей для взрослых, напечатанное, из хлопчатобумажной пряжи, в комплектах»;

- товар № 2 «складывающаяся картонка из негофрированного картона, служащая вкладышем в п/э упаковку для постельного белья, предназначенная для информации о товаре: 1. картонный вкладыш в пластиковую упаковку для постельного белья, служит для поддержания формы товара в упаковке и поддержания его товарного вида, размер 81*94*16, в комплекте с ручкой, 1040 комплектов, производитель: CHANGYI LINRUN TEXTILE CO., LTD, товарный знак: GEKAI, количество: 1040 шт.».

В рамках системы управления рисками таможенными лицами таможенного поста Балтийск Калининградской областной таможни был проведен таможенный досмотр товаров, в ходе которого было установлено, что товаром № 2 являются коробки из гофрокартона в разобранном (раскрытом) виде. В контейнере находится 1 грузовое место с незаявленным товаром, а именно: в полипропиленовом мешке белого цвета находится 3900 шт. изделий из полимерного материала в виде ручек, весом брутто 14,8 кг, весом нетто 14,7 кг.

Товар № 2, заявленный по ДТ № 10012020/231020/0123176, включен в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования технического регламента TP ТС 005/2011. Вместе с тем на момент регистрации ДТ № 10012020/231020/0123176 в графе 44 ДТ на товар № 2 сведения о разрешительных документах, подтверждающих соответствие товаров требованиям TP ТС 005/2011, отсутствовали.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении генерального директора ООО «БИК» Бойко И.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности.

Фактические обстоятельства дела и вина генерального директора ООО «БИК» Бойко И.К. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.02.2022; ДТ № 10012020/231020/0123176; копией ЕВЭС N RU Д-CN.HA39.B.02689.20 от 21.12.2020; выпиской о владельце сертификата ЭЦП; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «БИК»; уставом ООО «БИК» и другими материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Выводы должностного лица, а также суда первой инстанции о виновности генерального директора ООО «БИК» Бойко И.К. в совершении правонарушении сделаны на основании совокупности доказательств, исследованных и оцененных в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Событие и обстоятельства правонарушения по существу генеральным директором ООО «БИК» Бойко И.К. не оспариваются.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено генеральному директору ООО «БИК» Бойко И.К. с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, соответствует принципам справедливости, законности, отвечает признакам индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями и является соразмерным содеянному.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

Между тем, характер допущенного правонарушения генеральным директором ООО «БИК» Бойко И.К. создает возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.

Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.

Приведенные в жалобе обстоятельства с указанием на тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, какими-либо документами со стороны заявителя не подтверждаются, сами по себе не влекут изменение вида наказания.

Нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Калининградской областной таможни Валентиновича Е.М. от 17 февраля 2022 года и решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «БИК» Бойко Ирины Константиновны оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья