ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/2022 от 28.01.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИН 11RS0012-01-2020-000536-69 Дело № 12-179/2022 (12-1978/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

28 января 2022 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Дульцева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации МР «Прилузский» на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управлении Россельхознадзора по Республике Коми от 17 июня 2020 года по делу ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.7 ч.2 КоАП РФ

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управлении Россельхознадзора по Республике Коми от 17 июня 2020 года по делу ... администрация МО МР «Прилузский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением, администрация МО МР «Прилузский» подала на постановление жалобу, где просит его отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель заявителя участия в судебном заседании не принял, извещён о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Должностное лицо административного органа в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пп.1 п.1, 2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение

рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.3 ст.72 Земельного Кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В силу ст.77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этик целей.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-Ф3 «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-Ф3 «Об охране окружающей среды», запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи в том числе арендаторы земельных

участков обязаны: информировать соответствующие органы исполнительной власти о актах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актам субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п.9,14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с «Федеральным классификационными каталогом отходов», утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.20 17 № 242, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).

Из материалов дела следует, что 13 мая 2020 года на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, расположенных на территории МО СП «Спаспоруб» и МО СП «Лойма» Прилузского района Республики Коми, выявлены нарушения требований земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия.

На земельном участке сельскохозяйственного назначения с КН ..., площадью 465 кв.м., расположенном на 4 км. автодороги с.Спаспоруб – п.Кулига, справа от дороги по ходу движения несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы (стеклянная и пластиковая тара, полиэтилен, обломки старой техники, мебели, обломки деревянных зданий, старая одежда, ветошь), географические координаты расположения земельного участка ...

Также твердыми коммунальными отходами (стеклянная, пластиковая ара, упаковки из под молока и кефира, полиэтиленовая пленка, рубероид, банки из под краски, полиэтиленовая пленка, старая обувь, одежда, ветки от деревьев, старые доски, рамы, изношенные старые диваны), полностью перекрыт плодородный слой на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 9145 кв.м., примыкающий к землям промышленности с ... (земли промышленности для размещения бытовых отходов, по документу для строительства площадки складирования и хранения отходов промышленности площадью 5000 кв.м.) и с ... (земли промышленности, по документу заготовка древесины и хранение площадью 5000 кв.м.). Географические координаты места захламления: ...

Согласно Генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Спаспоруб» Прилузского района данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Участок не отмежеван, на кадастровый учёт не поставлен. Общая площадь несанкционированного захламления ТКО на территории МО СП «Спаспоруб» составила 9600 кв.м.

На территории МО СП «Лойма» Прилузского района Республики Коми, на 1,7 км. дороги, ведущей от поворота с автодороги с.Лойма – пст. Коржинский в сторону д.Запольская на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в южной части кадастрового квартала 11.01.9201001, на площади 5100 кв.м. выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (стеклянная, пластиковая тара, упаковки из-под молочных продуктов, полиэтиленовая пленка, рубероид, банки из-под краски, полиэтиленовая пленка, старая обувь, одежда, старые доски). Географические координаты места захламления: ...

Согласно Генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Лойма» Прилузского района Республики Коми, данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, без координации границ. Общая площадь несанкционированных свалок ТКО на землях сельскохозяйственного назначения составила 14700 кв.м.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 закона Республики Коми от 01.03.2016 N 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми» на органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Республике Коми в пределах своей компетенции, установленной федеральным законодательством, уставами муниципальных образований, возложены обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе благоустройства и озеленения территорий, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесных и иных насаждений.

Нарушение требований земельного законодательства послужили основанием для составления должностным Управления Россельхознадзора по Республике Коми в отношении Администрации МО МР «Прилузский» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения в дальнейшей к административной ответственности.

Согласно Генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Лойма» Прилузского района Республики Коми, данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, без координации границ.

Общая площадь несанкционированных свалок ТКО на землях сельскохозяйственного назначения составила 14700 кв.м.

Размещение отходов на несанкционированных свалках на открытых участках территории оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы бытовыми отходами; загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков; загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Несанкционированная свалка нарушает естественньп3 природный ландшафт, ухудшает экологическую и санитарную обстановку, также может служить источником возникновения болезнетворных организмов, способных причинить вред здоровью.

На территории сельских поселений «Спаспоруб» и «Лойма» Прилузского района Республики Коми ответственность за выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель, в том числе по защите земель сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, несут органы местного самоуправления муниципального района «Прилузский».

МО МР «Прилузский» не является собственником земельного участка, но на него, как на публично-правовое образование, возложено исполнение ряда обязанностей в целях охраны окружающей среды, в том числе с целью защиты земельных участков сельскохозяйственного назначения от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно п. 1 ст. 39 Устава МО МР «Прилузский», принятого решением Совета МО «Прилузский район» от 29.11.2005 № 1, администрация муниципального района является органом местного самоуправления муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения. Согласно п. 1.2 Постановления администрации муниципального района «Прилузский» от 17.06.2015 №716 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений» функция муниципального земельного контроля за объектами земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений района, исполняется администрацией муниципального района «Прилузский».

Таким образом, администрацией муниципального района «Прилузский», допущено захламление земель сельскохозяйственного назначения и не принятие мер по ликвидации свалок, тем самым совершиено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, а именно не выполнение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении ... от 11.06.2020, протоколами осмотра земельного участка №..., где на момент осмотра установлено захламление земель сельскохозяйственного назначения, а также фототаблицей к протоколу осмотра от 13.05.2020, выкопировками с генплана, с указанием места расположения земельных участков, решением Прилузского районного суда Республики Коми от 27.02.2019, решением Прилузского районного суда Республики Коми от 29.11.2018, выпиской из распоряжения администрации муниципального района «Прилузский» от 12.12.2016, должностной инструкцией и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вывод административного органа о наличии в деянии привлекаемого юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности с ограничением в виде устного замечания, если совершенное административное правонарушение является малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Размещение отходов на несанкционированных свалках на открытых участках территории сельских поселений «Спаспоруб» и «Лойма» Прилузского района Республики Коми негативно влияет не только на качественное состояние земель, но и представляет угрозу жизни и здоровью человека.

Исключительные обстоятельства, которые бы послужили основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, в данном случае отсутствуют. Вменяемое в данном случае должностному лицу правонарушение
совершено в области охраны окружающей среды и природопользования, существенная угроза охраняемым отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в отношении ответственным лицом к исполнению своих обязанностей, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.7 ч.2 КоАП РФ и соразмерно целям административного наказания и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений (ст.3.1 КоАП РФ).

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу п.2-5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

р е ш и л

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике коми от 17 июня 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.7 ч.2 КоАП РФ в отношении администрация МО МР «Прилузский» оставить без изменения, жалобу администрация МО МР «Прилузский» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.А.Дульцева