ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/17 от 14.03.2017 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 12-17/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Емва 14 марта 2017 года

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Даниловой О.К.,

при секретаре судебного заседания Лакатош Э.Л.,

с участием:

представителей юридического лица ООО «Энерготрейд» ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица ООО «Энерготрейд» на постановление начальника Управления лесного хозяйства – старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО6., № <№> от 30 ноября 2016 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства – старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО6, № <данные изъяты> от 30 ноября 2016 года юридическое лицо ООО «Энерготрейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ООО «Энерготрейд» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указано, что акт осмотра от 31.05.2016 составлен с нарушением требований законодательства, без участия понятых и законного представителя ООО «Энерготрейд», копия данного акта Обществу не направлялась. Не отрицая факт выполнения работ по расчистке трассы и расширению просеки в целях использования линейных объектов электросетевого хозяйства в период с 25.08.2012 по 25.12.2012, указывает, что после выполнения данных работ ООО «Энерготрейд» надлежащим образом уложило порубочные остатки на волоки, вырубленная древесина была складирована в штабеля. Поскольку заготовленная древесина является собственностью РФ, то решение вопроса о ее вывозе и хранении возложено на Росимущество. ООО «Энерготрейд» надлежащим образом уведомило Комитет лесов об окончании работ. С момента окончания работ и до 31.05.2016 со стороны Комитета лесов не производилось никаких проверок по указанным объектам, в связи с чем принадлежность порубочных остатков к работам ООО «Энегротрейд» считает недоказанным.

Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных возражениях на жалобу находят постановление о привлечении ООО «Энерготрейд» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ обоснованным и просят оставить его без изменения.

В судебном заседании представители ООО «Энерготрейд» ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что согласно п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 обязанность по содержанию просек в пожаробезопасном состоянии возложена на сетевые организации. На момент осмотра и обследования лесного участка и составления протокола об административном правонарушении ООО «Энерготрейд» не являлось сетевой организацией. С 01.03.2016 ООО «Энергротрейд» утратило статус сетевой организации, все электросетевые активы переданы в АО «<данные изъяты>» на правах аренды. Согласно договору аренды № <данные изъяты> от 29.01.2016 между ООО «Энегротрейд» и АО «<данные изъяты>», на время аренды всю ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности и техники безопасности, расчистку просек и вывоз складируемого мусора несет АО «<данные изъяты>». Аналогичной позиции придерживается и Печорское управление Ростехнадзора в письме от 07.11.2016. Также обращают внимание на то, что приложенные к акту осмотра лесного участка фото могли быть сделаны не на указанном лесном участке, табличка, по которой возможно идентифицировать наименование линии на фото только одна. Находят неустановленным факт принадлежности древесины и порубочных остатков к рубке, произведенной ООО «Энерготрейд» в 2012 году, поскольку после окончания работ на протяжении четырех лет каких-либо претензий к ООО «Энегротрейд» не поступало. Считают, что проведение и оформление планового осмотра лесного участка выполнены с нарушениями со стороны контролирующего органа. По окончании работ требования п. 61 Правил заготовки древесины подрядной организацией были выполнены надлежащим образом, не исключают, что в течение большого промежутка времени неустановленные лица нелегально пытались вывезти древесину, поэтому она могла быть разбросана на территории просеки. Вырубка была произведена в 2012 году, а договор аренды земельных участков лесного фонда подписан 13.02.2014, то есть после окончания рубки. На момент подписания представителем арендодателя акта приема передачи 13.02.2014 каких-либо претензий к состоянию просеки не было, в акте указано, что участок передан в удовлетворительном состоянии.

Руководитель ГУ «<данные изъяты> лесничество» ФИО3 суду показала, что рассматриваемое правонарушение было выявлено в ходе проведения планового рейдового осмотра руководителем <адрес> участкового лесничества ФИО4, о чем был составлен акт от 31.05.2016. Осмотр производился на основании приказа и утвержденного плана проведения плановых рейдовых осмотров. Периодичность проведения таких осмотров строго не регламентирована, по мере необходимости. Был пожароопасный период, в связи с этим и было патрулирование пожароопасных объектов. Плановые рейдовые осмотры федеральным законом 294-ФЗ от 26.12.2008 отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не предусматривается уведомление юридического лица о их проведении. На охранные зоны не распространяются положения о необходимости освидетельствования мест рубок, поэтому после проведенных ООО «Энерготрейд» работ на участке необходимости в проверке данного участка не имелось.

Руководитель <адрес> участкового лесничества ФИО4 суду пояснил, что проводил плановый рейдовый осмотр на лесном участке в охранной зоне линейного объекта <№>, в ходе которого были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в лесах, отраженные в составленном им акте от 31.05.2016. Для определения местоположения участка им использовались схема, GPS навигатор, произведена фотофиксация мест осмотра. Периодичность проведения плановых рейдовых осмотров не регламентирована, проводятся по мере необходимости и возможности, так как участков много и все сразу проверить невозможно, тем более проверки проводятся только в бесснежный период.

Проверив доводы жалобы, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов Постановлением Правительства Республики Коми от 18 апреля 2016 года № 197 «О начале пожароопасного сезона на территории Республики Коми» установлено начало пожароопасного сезона с 29 апреля 2016 года.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25 апреля 2016 года № 213 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми» с 30 апреля 2016 года на территории ГУ «<данные изъяты> лесничество» введен особый противопожарный режим.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

В соответствии с пунктами 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Кроме того, пункт 23 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009, обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.

Из представленных материалов дела следует, что должностными лицами <адрес> участкового лесничества ГУ «<данные изъяты> лесничество» 31.05.2016 в ходе планового рейдового осмотра лесных участков в квартале <№> (выделы <№>, <№>, <№>, <№>), квартале <№> (выделы <№>, <№>), квартале <№> (выделы <№>, <№>, <№>, <№>), квартале <№> (выделы <№>, <№>, <№>, <№>, <№>), квартале <№> (выделы <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>) <адрес> участкового лесничества ГУ «<данные изъяты> лесничество» установлено, что на вышеуказанных участках имеется линия электропередач <№>. На данных участках вдоль охранной зоны линейного объекта, общей площадью 41,2 га имеются порубочные остатки (обрубленные верхние части деревьев и сучьев), вырубленная древесина, которая складирована в штабеля, а местами разбросана по площади, места складирования древесины не окаймлены по периметру минерализованной полосой не менее 1,4 метра.

По данному факту нарушения п. 19, 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах ГУ «<данные изъяты> лесничество» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 КоАП РФ, и проведено административное расследование.

В ходе административного расследования установлено, что воздушная линия электропередач напряжением 35 кВ, адрес объекта: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Энерготрейд».

30.12.2011 между ООО «Энерготрейд» и ОАО «<данные изъяты>» был заключен договор подряда № <№> на выполнение работ по расчистке трасс и расширению просеки на объекте Заказчика <№> оп.<№> «Чиньяворык».

Согласно уведомлению о завершении рубки, работы по вырубке древесной и кустарниковой растительности на просеке для обслуживания объекта <№><№> оп.<№> «Чиньяворык», расположенного в лесах ГУ РК «<данные изъяты>» <адрес> участкового лесничества в кварталах <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, Исполнителем выполнены в период с 25.08.2012 по 25.12.2012. Заказчиком выполненные работы приняты 28.12.2012, что подтверждается актом о приемке выполненных работ.

Из письма ООО «Энегротрейд» № <№> от 08.06.2016 следует, что других работ в охранной зоне <№> в кварталах <№>, <№>, <№>, <№>, <№> Чиньяворыкского участкового лесничества ООО «Энерготрейд» не производило.

Также из представленных материалов следует, что по договору от 29.01.2016 № <№> о передаче в аренду недвижимого имущества с 01 марта 2016 года ООО «Энерготрейд» передало во временное владение и пользование АО «<данные изъяты>» объекты электросетевого хозяйства, в том числе <№><№> оп.<№> «Чиньяворык», вместе с тем, собственником объектов электросетевого хозяйства остается ООО «Энерготрейд».

12.10.2016 государственным инспектором по охране леса – государственным лесным инспектором Республики Коми ГУ «<данные изъяты> лесничество» ФИО5 составлен протокол № <№> об административном правонарушении, 30.11.2016 начальником Управления лесного хозяйства, старшим государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО6 вынесено постановление о привлечении ООО «Энерготрейд» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, ООО «Энерготрейд» вменяется использование лесов с нарушением пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно в кварталах <№>, <№>, <№>, <№>, <№><адрес> участкового лесничества ГУ «<данные изъяты> лесничество», выразившееся в оставлении в границах охранных зон линий электропередач порубочных остатков (обрубленные верхние части деревьев и сучьев), вырубленная древесина частично складирована в штабеля, а местами разбросана по площади, места складирования древесины не окаймлены по периметру минерализованной полосой.

Факт нарушения юридическим лицом ООО «Энерготрейд» требований правил пожарной безопасности в лесах подтверждается протоколом об административном правонарушении № <№> от 12.10.2016, составленным должностным лицом в пределах его полномочий, протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также актом осмотра и обследования лесного участка от 31.05.2016, в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности в лесах, отраженные в протоколе об административном правонарушении, и фототаблицей к нему.

Оснований не доверять сведениям, изложенным в акте осмотра и обследования лесного участка, у суда не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, объективно свидетельствующих об отсутствии у ООО «Энерготрейд» возможности соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, материалы дела не содержат.

Из исследованных судом материалов следует, что в период совершения инкриминируемого деяния ООО «Энерготрейд» являлось сетевой организацией и в силу п. 23 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009, обязано было обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Являясь собственником объекта электросетевого хозяйства, ООО «Энерготрейд» обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по содержанию просеки, и соответственно, несет ответственность в случае нарушения данных требований. Передача ООО «Энерготрейд» объектов электросетевого хозяйства в аренду АО «<данные изъяты>» не освобождает ООО «Энерготрейд», как собственника данных объектов, от ответственности за нарушения требований законодательства. Договор аренды регулирует только гражданско-правовые обязательства сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства. Возложение договором аренды на арендатора ответственности за противопожарное состояние переданных в аренду объектов перед арендодателем не освобождает последнего от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и от несения ответственности перед государством за нарушение соответствующих правил.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, действия юридического лица ООО «Энерготрейд» обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Протокол и постановление по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, так как содержат сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения. Совершенное юридическим лицом административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, должностным лицом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Доводы представителей юридического лица о нарушении требований законодательства при составлении по результатам планового рейдового осмотра акта осмотра от 31.05.2016, выразившиеся в отсутствии понятых и законного представителя ООО «Энерготрейд» при его составлении, являются несостоятельными. В силу п.1 ч.1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Доводы жалобы о недоказанности принадлежности порубочных остатков к работам, произведенным ООО «Энерготрейд» в 2012 году, опровергаются исследованными в судебном заседании материалами административного дела, из которых следует, что других работ в охранной зоне <№> в кварталах <№>, <№>, <№>, <№>, <№><адрес> участкового лесничества не производилось.

Избранная ООО «Энерготрейд» позиция относительно обстоятельств происшедшего и приводимые в обоснование данной позиции доводы не свидетельствуют о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Управления лесного хозяйства – старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО6, № <№> от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Энерготрейд» оставить без изменения, а жалобу ООО «Энерготрейд» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.К. Данилова