Дело № 12-17/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 ноября 2018 года р.п.Шербакуль Омской области
Судья Шербакульского районного суда Омской области Забелина О.В., при секретаре Моляровской О.Ю., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Азовского и Шербакульского районов ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №36 в Шербакульском судебном районе Омской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Шербакульский лицей» по ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №36 в Шербакульском судебном районе Омской области от 31 августа 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Шербакульский лицей» по ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Азовского и Шербакульского районов ФИО1 обратился в Шербакульский районный суд Омской области с жалобой на указанное постановление, в которой выражает несогласие с ним, указывая, что согласно пунктам 2.1 и 2.2 Правил № 583 учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО. Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (пункт 4.1.1 Правил № 583).
Эксплуатирующей организацией ЗС ГО под инв. № расположенного по адресу: <адрес>, является МБОУ «Шербакульский лицей».
В настоящее время утвержденный акт о снятии с учета ЗС ГО отсутствует, указанное ЗС ГО стоит на учете в Главном управлении региональной безопасности, а также Главном управлении МЧС России по Омской области и не может быть снято с учета без утверждения соответствующего акта. В связи с изложенным, полагает постановление мирового судьи судебного участка № 36 в Шербакульском судебном районе Омской области ФИО2 подлежащим отмене, дело просит вернуть на новое рассмотрение.
В судебном заседании заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Азовского и Шербакульского районов ФИО1 (по доверенности) доводы жалобы поддержал.
Представитель МБОУ «Шербакульский лицей» ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возразила против доводов жалобы, поддержала письменные возражения на жалобу, из которых следует, что паспорт ЗС ГО, копия которого предоставлена в материалы дела, не соответствует нормам действующего законодательства. Согласно пункту 2 «Правил отнесений организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2016 года № 804, отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Ни под одну организацию образовательное учреждение не подпадает. Подвальное помещение здания не эксплуатируется длительно. В 2018 году главой муниципального района принято постановление № от 02.07.2018 года «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Шербакульского муниципального района» в целях учета защитных сооружений гражданской обороны, создана специальная комиссия в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309. Комиссией составлен акт инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны. Комиссией сделан вывод, что ЗС ГО не готово к приему укрываемых.
Администрацией Шербакульского муниципального района Омской области в Главное управление региональной безопасности Омской области, на имя ФИО4 в 2017, 2018 годах были направлены письма о подготовке перечня защитных сооружений гражданской обороны, предлагаемых к снятию с учета, куда было включено ЗС ГО МБОУ «Шербакульский лицей». В настоящее время отсутствует акт об отказе в снятии данного сооружения с учета. Постановление мирового судьи просит оставить без изменения.
Изучив дело об административном правонарушении, заслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц административного штрафа в размере от 50000 рублей до 100000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 28 июня 2018 года на основании распоряжения органа государственного (контроля) надзора от 07.06.2018 №, выданного заместителем начальника Главного управления МЧС России по Омской области – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ФИО5, в отношении МБОУ «Шербакульский лицей» (далее – Учреждение) была проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно: отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена) обслуживающего защитное сооружение; отсутствует журнал учета ЗС ГО; отсутствует акт проверки содержания и использования защитного сооружения ГО; отсутствует журнал проверки состояния убежища; отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; отсутствует инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; отсутствуют правила поведения укрываемых в ЗС ГО; отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
По результатам плановой выездной проверки составлены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Как усматривается из копии паспорта противорадиационного укрытия № (далее по тексту - ПРУ), ПРУ введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и расположено в подвальном помещении школы. Паспорт ПРУ не подписан всеми членами комиссии.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В силу п. 10 названного Порядка организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны и обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583).
Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 № 377 внесены изменения в Правила № 583, в частности, глава II Правил дополнена пунктами 2.5 - 2.14. Согласно п. 2.8 Правил № 583 комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением № 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Пришедшие в негодность и утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий ЗС ГО, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям, могут быть списаны с учета организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной МЧС РФ от 18.10.1996 №1-38-4 и Госкомимущества РФ от 05.11.1996 № АР-13/7746.
С 1988 по 2018 проверок по техническому состоянию, соблюдению нормативных актов по содержанию ПРУ школы не проводилось, что подтверждено сторонами в судебном заседании.
В материалах дела имеется перечень защитных сооружений гражданской обороны, предлагаемых к снятию с учета, находящихся на территории Омской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано ПРУ МКОУ «Шербакульский лицей».
Акт комиссии о принятии соответствующего решения о снятии с учета ЗС ГО или об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО в материалах дела отсутствует.
В пункте 4 ст. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868) указано, что МЧС РФ осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
В материалах дела отсутствуют сведения об оказании методической помощи со стороны МЧС по соблюдению требований к ПРУ, подбору ответственных лиц, правильному оформлению требуемых журналов и инструкций, не говоря уже о методическом руководстве по поддержанию в готовности ранее созданного ПРУ, об организации радиационной защиты населения в ПРУ школы.
Соответственно, из материалов дела следует, что должностные лица МЧС ограничились лишь исполнением обязанности по контролю в области ГО.
Кроме того, МБОУ «Шербакульский лицей» не подпадает под перечень объектов, деятельность которых соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Мировым судьей установлено, что в соответствии с письмом Главного управления региональной безопасности Омской области от 10.08.2017 № об определении пределов границ зон возможного химического заражения, территория Шербакульского муниципального района Омской области расположена вне пределов границ зон возможного химического заражения.
Согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны, предлагаемых к снятию с учета, находящихся на территории Омской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Шербакульский лицей» не отнесено к категории по ГО и не имеет НРС, не имеет потребность эксплуатироваться как укрытие, т.к. находится на территории не отнесенной к группе по гражданской обороне.
Таким образом, мировым судьей исследованы и оценены все доказательства, представленные в дело об административном правонарушении, в результате чего сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях юридического лица. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Кроме того, в настоящем судебном заседании дополнительно установлено, что у МБОУ «Шербакульский лицей» мобилизационного задания на военное время не имеется, по гражданской обороне категорию не имеет. Согласно плану военной подготовки, в военное время на базе МБОУ «Шербакульский лицей» будет проводиться обучение начальной военной подготовке.
Нарушений норм материального и процессуального права, при рассмотрении настоящего дела мировым судьей допущено не было.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, составляет 3 месяца.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №36 в Шербакульском судебном районе Омской области от 31 августа 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Шербакульский лицей» по ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Азовского и Шербакульского районов ФИО1, - без удовлетворения.
Судья: О.В.Забелина