ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/18 от 25.05.2018 Троицкого районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-17/18

РЕШЕНИЕ

25 мая 2018 года с. Троицкое

Судья Троицкого районного суда Алтайского края Сидорова И.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа)» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа)», юридический адрес: <адрес><адрес>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 52 минуты на <адрес> расположенном на 12 км мостового перехода через <адрес> в <адрес>, <адрес>, <адрес>, водитель ФИО1 на принадлежащем ему на основании договора аренды транспортного средства без экипажа б/н от ДД.ММ.ГГГГ. автотранспортном средстве марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак с полуприцепом 938503 государственный регистрационный знак осуществлял внутрироссийскую автомобильную перевозку груза (согласно товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ) по маршруту <адрес>, с превышением допустимой нагрузки на четвертую и пятую оси транспортного средства (превышение нагрузки на четвертую ось транспортного средства на 0,31 тонны, что на 3,88% превышает допустимую нагрузку - 8,0 тонн; превышение нагрузки на пятую ось транспортного средства на 0,73 тонны, что на 9,13% превышает допустимую нагрузку 8,0 тонн) без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272). Действия ООО «Альфа» квалифицированы по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела, заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ вынесено вышеуказанное постановление.

Представитель ООО «Альфа» ФИО2 обратился в Троицкий районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, В обоснование жалобы указал, что транспортное средство, в результате использования которого было установлено административное правонарушение, на момент его совершения принадлежало иному, нежели ООО «Альфа», лицу. ФИО1 не состоит с ООО «Альфа» в каких-либо трудовых отношениях, не выполняет распоряжений и/или указаний руководства ООО «Альфа», а также не имеет ни какого отношения к порядку и условиям перевозки. Соответственно, в действиях ООО «Альфа» отсутствуют признаки административного правонарушения, в связи с чем организация не может быть привлечена к административной ответственности. В материалах проверки об административном правонарушении отсутствуют доказательства наличия трудовых отношений ФИО1 с ООО «Альфа». Материалы не содержат каких-либо путевых листов, маршрутных листов или иной документации водителя транспортного предприятия, также отсутствуют какие-либо указания на ООО «Альфа», как на предприятие-перевозчика или исполнителя погрузо-разгрузочных работ, складских или иных транспортных операций. Предприятие не имеет и не владеет техническими средствами выполнения погрузо-разгрузочных работ, у ООО «Альфа» отсутствует в штате организационный и технический персонал способный выполнять такого рода работы, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, справками исх. от ДД.ММ.ГГГГ года об отсутствие на балансе предприятия транспортных средств и подъемных механизмов, исх. от «ДД.ММ.ГГГГ года об отсутствие сведений в штатном расписании. На обстоятельства погрузки и непричастность к данным операциям ООО «Альфа», указывает и ряд других доказательств, в частности, не определено место и время совершения правонарушения, согласно объяснений ФИО1, содержащихся в материалах дела, погрузка груза осуществлялась в лесу (<адрес>), кто и каким образом грузил ФИО1 пояснить не смог. Товарно-транспортная накладная от «ДД.ММ.ГГГГ года, сопроводительный документ на транспортировку древесины от «ДД.ММ.ГГГГ года содержат сведения о месте отправления: «ООО «Альфа», ПУ <адрес>», ярлык на вывозку древесины от ДД.ММ.ГГГГ года - «ПУ <адрес>», в то же время в объяснениях ФИО1 адрес: <адрес> указывается как юридический адрес ООО «Альфа». В акте от «ДД.ММ.ГГГГ года о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось, протоколе от ДД.ММ.ГГГГ года об административном правонарушении, постановлении от «ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, в качестве начала маршрута указано <адрес>, а в акте осмотра (рапорте) от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года - <адрес> края. В своих объяснениях ФИО1 не указал кто именно, каким образом, на каком средстве осуществлял погрузку транспортного средства, кому принадлежит погрузочный механизм, кто осуществляет владение местом выполнения работ, работником какой организации является лицо выполнявшее погрузку. В графе «Погрузочно-разгрузочные операции» товарно-транспортной накладной от «ДД.ММ.ГГГГ года в качестве лица осуществлявшего погрузку указан ФИО5; дополнительные операции: «сортировка, распределение по ТС»; механизм, грузоподъемность, емкость ковша: «КУН»; способ: «механизированный». Вместе с тем, ФИО5 не является работником ООО «Альфа» обстоятельства его причастности к совершенному правонарушению неизвестны, какие-либо пояснения или доказательства на этот счет материалы дела не содержат. В акте от ДД.ММ.ГГГГ года о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось, составленном в отношении ФИО1, последний указал, что отказывается от дачи объяснений, в то же время, в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ года и протоколе от «ДД.ММ.ГГГГ года об административном правонарушении указал, что о перегрузе не подозревал, общая масса груза 18 т., то есть не превышает допустимой нагрузки, повторно перевешивать весовщики отказались. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ года о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось, превышение допущено на две из пяти осей транспортного средства, на четвертую - 0,31 т., что составляет 3,88% превышения нормативного показателя и на пятую - 0,73 т., что составляет 9,13 % превышения нормативного показателя. Данные показатели могли произойти в результате большого количества обстоятельств, в частности непроизвольного смещения груза из-за не достаточного его закрепления перевозчиком на кузове машины, груз перевозился на открытом полуприцепе без пломбировки, водитель не является работником предприятия, выполняет частные заказы, ООО «Альфа» не единственный заказчик услуг перевозчика, груз в силу его характеристик не опломбирован, сопровождение транспорта не велось, учитывая, что в кузове транспортного средства оставалось место, причиной перегруза могли быть перегруз, иные манипуляции с грузом, дополнительные загрузки транспортного средства по маршруту следования, что и могло повлиять на итоговый общий вес груза и превышение нагрузки на какую-либо из осей, данные обстоятельства также подтверждается отсутствием сведений о количестве и объеме груза на момент задержания транспортного средства.

Жалоба подана обществом с ограниченной ответственностью «Альфа» в суд в предусмотренный законом 10-дневный срок.

В судебном заседании представитель ООО «Альфа» ФИО2, просил отменить постановление по основаниям указанным в жалобе, просил учесть, что погрузку осуществляло иное юридическое лицо, отсутствие на балансе предприятия кранового оборудования и не установление должностным лицом места совершения административного правонарушения.

Выслушав пояснения ФИО2, проанализировав доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 52 мин. (время указано согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ) на СКП-3 (Алтай), расположенном на 12 км мостового перехода через <адрес> в <адрес>, <адрес><адрес>, водитель ФИО1 на принадлежащем ему на основании договора аренды транспортного средства без экипажа б/н от ДД.ММ.ГГГГ автотранспортном средстве марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак с полуприцепом 938503, государственный регистрационный знак осуществлял внутрироссийскую автомобильную перевозку груза (согласно товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ) по маршруту <адрес>, с превышением допустимой нагрузки на четвертую и пятую оси транспортного средства (превышение нагрузки на четвертую ось транспортного средства на 0,31 тонны, что на 3.88% превышает допустимую нагрузку - 8,0 тонн; превышение нагрузки на пятую ось транспортного средства на 0,73 тонны, что на 9,13% превышает допустимую нагрузку 8,0 тонн) без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272). Контрольное взвешивание производилось на весах модели ВА-20Г1, заводской №42314 (поверены 06.12.2017 г., знак поверки № 9-22402). расстояние между осями измерялось с помощью рулетки измерительной металлической «Энкор», заводской №37 (поверена ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки ).

Согласно имеющейся в материалах дела товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ погрузка груза в транспортное средство с нарушением установленных норм осуществлялось грузоотправителем - ООО «Альфа», юридический адрес: <адрес>, <адрес><адрес>, адрес места погрузки: <адрес>, дата погрузки ДД.ММ.ГГГГ.

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ООО «Альфа» осуществило погрузку груза в транспортное средство марки автотранспортном средстве марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак с полуприцепом 938503, государственный регистрационный знак с превышением допустимой нагрузки на четвертую и пятую оси транспортного средства (превышение нагрузки на четвертую ось транспортного средства на 0,31 тонны, что на 3,88% превышает допустимую нагрузку - 8.0 тонн; превышение нагрузки на пятую ось транспортного средства на 0,73 тонны, что на 9,13% превышает допустимую нагрузку 8,0 тонн) без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушило ч. 9 и ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Действия ООО «Альфа» квалифицированы по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО6, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ за пределами <адрес>, в лесу была осуществлена погрузка груза в автомобиль КАМАЗ. После погрузки, груз не взвешивали. В пути следования лопнуло колесо на автомобиле, после замены колеса, было произведено перераспределение груза.

Свидетель ФИО7 в ходе рассмотрения дела пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он ехал на автомобиле КАМАЗ из <адрес> в <адрес>. В пути следования он увидел, что на автомобиле КАМАЗ, которым управлял ФИО6, лопнуло колесо. ФИО7 помог отремонтировать автомобиль, после чего было осуществлено перераспределение груза.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного ООО «Альфа» административного правонарушения должным образом не доказано.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в том, что виновный фактически осуществляет погрузку груза в транспортное средство с нарушением допустимой массы. Данные административные правонарушения совершаются в форме действия и считаются оконченными с момента совершения указанных выше действий. Субъективная сторона правонарушений предусмотренных в ст. 12.21.1 КоАП РФ характеризуется либо умыслом либо неосторожностью.

Пунктами 9 и 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила).

Согласно п. 6 Правил заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4.

В соответствии с п. 5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.

Как следует из представленной в материалы дела товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ грузоотправителем является ООО «Альфа», <адрес>. Прием груза осуществлен по адресу: <адрес>, дата погрузки ДД.ММ.ГГГГ, масса груза не указана, перевозчиком указан ФИО1, погрузку осуществил ФИО9 Как следует из представленных документов, ФИО5 работает кладовщиком лесопродукции <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ООО «Альфа» был заключен договор на транспортно-экспедиторское обслуживание и перевозку грузов. Согласно п. 2.3. договора <данные изъяты> обязалось на период оказания услуг собственными или привлеченными силами обеспечить проведение погрузо-разгрузочные работы, распределение и размещение груза на транспортном средстве.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ погрузкой груза занимался ФИО5, который является работником <данные изъяты> Однако, доказательств подтверждающих, что ООО «Альфа» осуществило погрузку груза в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с п.8 ст.11 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Водитель транспортного средства Камаз ФИО1 в своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании указал, что погрузка осуществлялась в лесу, за пределами <адрес>, кто грузил груз не знает, при погрузке взвешивание не производилось. Юридический адрес организации, осуществлявшей погрузку: <адрес>.

При этом в материалах дела об административном правонарушении отсутствует договор перевозки груза, не установлено какое юридическое лицо находится по адресу: <адрес>, является ли этим лицом именно ООО «Альфа». Таким образом, должностным лицом не выяснены все обстоятельства дела, в частности кто именно осуществлял погрузку груза.

Кроме того заявителем в жалобе указано, что ООО «Альфа» не имеет и не владеет техническими средствами выполнения погрузо-разгрузочных работ, что подтверждается представленными в материалы дела справками и копиями договоров.

В объяснениях от ДД.ММ.ГГГГФИО1 указал, что погрузка груза осуществлялась в лесу, а в товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес: <адрес>. Как следует из протокола по делу об административном правонарушении ФИО1 осуществлял движение по маршруту <адрес>, при этом имеющиеся противоречия, в части места совершения административного правонарушения не устранены должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, из обжалуемого постановления о привлечении ООО «Альфа» к административной ответственности следует, что должностным лицом установлен лишь факт перевозки груза с превышением допустимой нагрузки, между тем наличие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, должностным лицом не установлено, следовательно, вина ООО «Альфа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса, должностным лицом фактически не была установлена и доказана, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.

Все вышеуказанные обстоятельства не были исследованы должностным лицом и не получили правовую оценку при вынесении им постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, что соответственно свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностным лицом.

Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностным лицом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для вынесения судьей решения по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление о его отмене и прекращении производства по делу.

Кроме того, Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Как указывалось ранее допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены соответственно приложением N 1 и приложением N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272.

Взвешивание автотранспорта производилось должностным лицом межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на стационарном пункте весового контроля расположенном на 12 км., мостового перехода через <адрес> в <адрес>, <адрес><адрес>, должностным лицом указанного управления составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125 (далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок).

В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).

В силу пунктов 2.2, 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.1.1.2, 2.2.1.1.3, 2.2.1.1.4, 2.2.1.1.6, Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.

Так в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля Ространснадзором в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется, в частности: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.

При этом в соответствии с пунктом 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации также урегулирован вышеуказанным Порядком осуществления весового и габаритного контроля.

Согласно п. 2.1.1.2.4 Порядка в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 193 (далее - Административный регламент).

Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

В силу п. 7 Административного регламента административные процедуры по осуществлению государственного контроля в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в части проверки весовых и габаритных параметров транспортных средств осуществляются в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.07.2012 N 229.

Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Анализ Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки" (Приказ Минтранса РФ от 21.07.2011 N 193), позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных и региональных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.

В случае выявления нарушений при осуществлении весового и габаритного контроля на региональных, межмуниципальных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Должностные лица Госавтоинспекции при весовом и габаритном контроле на региональных автомобильных дорогах в отношении всех групп перевозчиков в соответствии с пунктом 2.2.2.1.5 Порядка в случае выявления нарушений применяют меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении решения суд учитывает, что материалы дела не содержат сведений об участии транспортного средства марки КАМАЗ г.р.з. ДД.ММ.ГГГГ в международной автомобильной перевозке, из акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ следует, что видом перевозки является перевозка по Российской Федерации.

При таких данных и, исходя из системного толкования приведенных выше норм, должностное лицо Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа», в связи с чем постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене.

В настоящее время срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек.

Поскольку к моменту рассмотрения жалобы в суде сроки давности привлечения ООО «Альфа» к административной ответственности истекли, а выявленные недостатки при рассмотрении дела не могут быть устранены, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения ООО «Альфа» к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд Алтайского края или непосредственно в Алтайский краевой суд.

Судья И.В.Сидорова