ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/19 от 08.11.2019 Яшкинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-17/2019

УИД 42MS0132-01-2019-000251-55

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

пгт Яшкино 08 ноября 2019 года

Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Алиудинова Г.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района»,

по жалобе законного представителя юридического лица - директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 на постановление Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года юридическое лицо - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 90000 рублей.

В предусмотренный ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок представитель юридического лица - директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 Яшкинского судебного района Кемеровской области от 26.08.2019г. отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что МБУ ДО «ООТЦ» по независящим от него причинам не имело возможности исполнить в установленный срок предписание главного государственного инспектора г. Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору от 22.05.2019 № 18/1/12. МБУ ДО «ООТЦ» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных ассигнований, находится в ведомственном подчинении Управления образования администрации Яшкинского муниципального района и получает бюджетные средства через Управление образования. Приносящую доход деятельность данные учреждения не осуществляют (в том числе не оказывают платные услуги), собственных (внебюджетных) доходов не имеют. Поэтому иные финансовые источники, кроме средств соответствующего бюджета, у них отсутствуют. В бюджете Яшкинского муниципального района на 2019 год не было запланировано средств на исполнение предписания главного государственного инспектора г. Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору от 22.05.2019 № 18/1/1 в течение установленного этим предписанием срока. Таким образом, основной причиной неисполнения предписания является недостаточное финансирование из бюджета Яшкинского муниципального района. Мировой судья при вынесении постановления от 26.08.2019 но делу №5-243/2019-02 не учел тот факт, что требования, содержащиеся в предписании, не были исполнены МБУ ДО «ООТЦ» в установленный срок по объективным и не зависящим от него обстоятельствам. В нарушение требований статей 26.1, 29.1 КРФ об АП мировым судьей не был надлежащим образом выяснен вопрос: имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, перечисленные в статье 24.5 КРФ об АП. Не имеется ни одного доказательства, которое подтверждало бы противоправное, виновное неисполнение МБУ ДО «ООТЦ» требований, содержащихся в предписании, в установленный срок. Полагает, что в действиях МБУ ДО «ООТЦ» нет вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КРФ об АП, поскольку у учреждения отсутствовала в установленный срок реальная возможность для исполнения предписания, а МБУ ДО «ООТЦ» в рамках установленной компетенции и предоставленных полномочий, действуя правомерно и добросовестно были приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по его исполнению, в связи с чем, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1, ст.ст. 1.5, 24.5 КРФ об АП, производство по делу об административном правонарушении в отношении МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» подлежит прекращению. Кроме того, в постановлении мирового судьи в качестве лица, привлеченного к административной ответственности, помимо муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» в резолютивной части постановления фигурирует еще и детский оздоровительный лагерь «Колосок».

При рассмотрении жалобы директор МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 изложенные в ней доводы поддержал, просил постановление Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав объяснения заявителя жалобы, изучив её доводы, исследовав материалы дела, проверив, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об АП невыполнение в установленный срок законного предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является порядок управления, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КРФ об АП, является невыполнение в установленный срок законного предписания.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора г.Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору ФИО2 №18 от 08.05.2019 года была проведена плановая выездная проверка МБУ ДО ООТЦ, оздоровительный лагерь «Колосок».

По результатам проведённой проверки составлен Акт проверки от 22.05.2019 года, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, директору МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 22.05.2019 года выдано предписание об устранении в оздоровительном лагере «Колосок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ допущенных нарушений п.п.20,55,61,63, Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, ст.64, ч.1 ст.82, ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.3.156 СНиП 31-06-2009.

На основании Распоряжения главного государственного инспектора г.Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору ФИО2 от 25.07.2019 года в рамках федерального государственного пожарного надзора с целью контроля исполнения ранее выданного предписания в МБУ ДО ООТЦ, оздоровительный лагерь «Колосок» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой, согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт невыполнения п.п.2,3,4,6,7,8 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

п. 2. На объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

п. 3. Не организовано проведение проверки работоспособности системы противопожарной защиты с оформлением соответствующих актов проверки;

п. 4. Руководителем организации не обеспечено в соответствии с годовым планом- графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты;

п. 6. Не представлена декларация пожарной безопасности;

п. 7. На объекте защиты для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения;

п.8. На объекте защиты не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

По результатам проверки 29.07.2019 года в отношении юридического лица - МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» составлен протокол №20 об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» как юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 Кодекса РФ об АП за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей с рассрочкой уплаты на три месяца.

Факт совершения МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается:

- распоряжением (приказом) главного государственного инспектора г.Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору ФИО2 от 08.05.2019 года о проведении о проведении плановой выездной проверки юридического лица (л.д.9-10);

- актом проверки от 22.05.2019 года (л.д.11-12);

- предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 22.05.2019 года, которое было получено директор МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 по роспись (л.д.13-14);

- распоряжением (приказом) главного государственного инспектора г.Тайги и Яшкинского района по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д.56);

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8);

- протоколом об административном правонарушении от 29.07.2019 года (л.д.15) и иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, Мировой судья судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области, дал верную оценку по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно установил вину юридического лица МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств у суда сомнений не вызывает.

Довод представителя юридического лица - директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительный образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 является бюджетным учреждением, нарушение противопожарных норм и невыполнение предписания вызвано тем, что не выделяется соответствующее финансирование, при этом им предприняты все возможные и зависящие от него меры к получению денежных средств для устранения указанных нарушений, в рассматриваемом случае основанием для отмены обжалуемого постановления не является.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности, учитывая то обстоятельство, что невыполнение требований противопожарных норм может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, тем более что основным контингентом детского учреждения являются дети.

Представленные материалы дела не содержат доказательств того, что все зависящие от МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» меры по выполнению предписания о соблюдении противопожарных норм соблюдены, и совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями.

В этой связи, имеющиеся в материалах дела ходатайство от 08.10.2018 года об оказании помощи в восстановлении системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в детском оздоровительном лагере «Колосок» с выводом на пульт МЧС по предписанию ТО НДПР УНДПР ГУ МЧС России по Ко №33/1/18; заявка на финансирование; заключение комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района от 26.07.2019 года по вопросу обращения Главы Яшкинского муниципального района об увеличении ассигнований для управления образования, для управления культуры, молодежной политики и спорта, не могут быть признаны достаточными доказательствами того, что предприняты исчерпывающие меры по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как следует из п.п.3.1,3.14,3.15,3.16, 3.17 Устава МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района», предметом деятельности учреждения является, среди прочего, осуществление мероприятий, связанных с организацией досуга детей, в том числе платных; осуществление деятельности, приносящей доходы для развития материально-технической базы. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказания платных образовательных услуг. Средства полученные от доходов при оказании платных услуг, используются на нужды Учреждения. Такая приносящая доход деятельность осуществляется, в том числе, и при организации отдыха на базе загородного стационарного лагеря «Колосок». Учреждение вправе осуществлять за сет средств физических и юридических лиц образовательную деятельность, непредусмотренную установленным муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат.

Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что в качестве лица, привлеченного к административной ответственности, помимо муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно- образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района», в постановлении указан детский оздоровительный лагерь «Колосок» заслуживает внимания.

Поскольку к административной ответственности привлекается МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района», как юридическое лицо, детский оздоровительный лагерь «Колосок» в наименование учреждения не входит, юридическим лицом не является, используется учреждением в качестве места организации отдыха, где были установлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании от 22.05.2019 года, в связи с неисполнением которого МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» привлекается к административной ответственности. В связи с чем, указание мировым судьей в постановлении по делу об административном правонарушении детского оздоровительного лагеря «Колосок» суд расценивает как описку, которая подлежат исправлению при вынесении настоящего решения.

Указанные в жалобе доводы являются несостоятельными, и по существу направленными на переоценку выводов мирового судьи о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, не являются основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену или изменение постановления Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года, судом при рассмотрении жалобы не установлено.

При назначении наказания, судья учёл требования ст.ст.3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характер и степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и назначил МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристский центр Яшкинского муниципального района» минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией ст.19.5 ч.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Постановление о привлечении МБУ ДО «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» изменить, исключив по всему тексту постановления из наименования юридического лица, привлеченного к административной ответственности, указание на детский оздоровительный лагерь «Колосок».

Постановление Мирового судьи судебного участка №1 Яшкинского района Кемеровской области от 26.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» оставить без изменения, а жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный туристический центр Яшкинского муниципального района» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: подпись Г.А. Алиудинова