Дело №12-17/2019
РЕШЕНИЕ
г. Нефтекумск 11 марта 2019 года
Судья Нефтекумского районного суда Ставропольского края Апальков А.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,
представителей Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю – П.., А.., действующих по доверенности,
рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю на постановление мирового судьи судебного участка №3 Нефтекумского района Ставропольского края от 16.01.2019 года, которым в отношении
ФИО1, <данные изъяты>
прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю – А., обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой и просит постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а производство по делу об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение, мотивируя тем, что организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса. В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с требованиями п. 22 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на Росгвардию возложены обязанности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. В соответствии Планом проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2018 год, в период с 19 по 23 ноября 2018 года проведена плановая проверка обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – Цеха подготовки и перекачки нефти №1 ООО «РН-Ставропольнефтегаз». В соответствии с п. 46 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067, составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ№. Генеральному директору ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Т. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений, установлены конкретные сроки выполнения указанных мероприятий. Как следует из ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как видно из примечания к названной норме под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившие правонарушение в сфере своих полномочий, из смысла данной нормы ими могут быть не только руководители, но и представители начальствующего состава реализующие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлен на должностное лицо, начальника сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН- Ставропольнефтегаз» ФИО1 за неисполнение делегированных ему полномочий ООО «РН-Ставропольнефтегаз», возложенных на него должностной инструкцией обязанностей организации работы по антитеррористической безопасности, физической и пультовой охране, пропускному и внутриобъектовому режимам на объектах ООО «РН-Ставропольнефтегаз». Таким образом, суд вынося постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не принял во внимание, что последний находится в трудовых отношениях с ООО «РН- Ставропольнефтегаз» (л.д. 23), является начальником сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», выполняющим организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции и соответственно подлежит привлечению к административной ответственности. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.. В соответствии с должностной инструкцией начальника сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», в непосредственном подчинении ФИО1 находятся специалисты сектора организации охраны объектов УЭБ ООО «РН-Ставропольнефтегаз», он обладает полномочиями по закреплению трудовых функций за подчиненными работниками, применения к ним мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий (л.д. 118). Также, согласно своей должностной инструкции, ФИО1 реализует свои организационно-распорядительные функции организацией работы по заключению договоров по обеспечению физической и пультовой охраны объектов ООО «РН-Ставропольнефтегаз». К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Указанные факты свидетельствуют о том, что ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению исполнения законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности на территории объекта топливно-энергетического комплекса, в связи с чем, обоснованность привлечения начальника сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН- Ставропольнефтегаз», ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правомерным. Кроме того, согласно п. 66 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016г. № 1067, в случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 13-18) начальник сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», ФИО1 указан как лицо, допустившее наличие нарушений, соответственно указанный факт ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не оспаривался.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю П., А. поддержали доводы жалобы в полном объеме и просили обжалуемое постановление отменить по доводам, изложенным в жалобе, а дело возвратить на новое рассмотрение.
В судебном заседании ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, просил признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным и оставить без изменения, пояснив, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса».
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу ч. 2 ст. 12 данного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с требованиями п. 22 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на Росгвардию возложены обязанности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2018 год, в период с 19 по 23 ноября 2018 года проведена плановая проверка обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – Цеха подготовки и перекачки нефти №1 ООО «РН-Ставропольнефтегаз».
В соответствии с п. 46 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067, составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ№. Генеральному директору ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Т. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений, установлены конкретные сроки выполнения указанных мероприятий.
За неисполнение делегированных ему полномочий ООО «РН-Ставропольнефтегаз», возложенных на него должностной инструкцией обязанностей организации работы по антитеррористической безопасности, физической и пультовой охране, пропускному и внутриобъектовому режимам на объектах ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в отношении должностного лица, начальника сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН- Ставропольнефтегаз» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является установленный законом порядок управления.
Субъектами могут являться граждане, должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуются как прямым, так и косвенным умыслом.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Как следует из материалов дела, согласно приказу (распоряжению) о переводе работника на другую работу ООО «РН-Ставропольнефтегаз» № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведен в аппарат управления/ аппарат заместителя генерального директора по ЭБ – начальника Управления ЭБ/Управления экономической безопасности/Сектора организации охраны объектов (л.д.23).
Мировой судья при вынесении постановления о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава преступления, пришел к выводу, что ФИО1 не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку как видно из ответа генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО1, начальник сектора организации охраны объектов Управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», как должностное лицо не управляет и не распоряжается имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах общества или сектора организации охраны объектов, не принимает решения о начислении заработной платы, премий работникам ООО «РН-Ставропольнефтегаз», не осуществляет контроль за движением материальных ценностей, не определяет порядок их хранения, учет и контроль за их расходованием. Согласно локальным нормативным документам общества ФИО1 обладает полномочиями осуществлять руководство находящимися в его функциональном подчинении работниками сектора организации охраны объектов, подавать предложения заместителю генерального директора по экономической безопасности – начальнику управления экономической безопасности по закреплению трудовых функций за подчиненными работниками, формированию из их числа кадрового резерва, применения к ним мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий.
При этом, мировой судья при вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 не принял во внимание, что последний является руководителем – начальником сектора организации охраны объектов управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, поскольку в соответствии с должностной инструкцией начальника сектора организации охраны объектов Управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», в непосредственном подчинении ФИО1 находятся специалисты сектора организации охраны объектов Управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (приложение №3, л.д.183), он обладает полномочиями по закреплению трудовых функций за подчиненными работниками, применения к ним мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий (л.д. 118), кроме того, согласно должностной инструкции, ФИО1 реализует свои организационно-распорядительные функции организацией работы по заключению договоров по обеспечению физической и пультовой охраны объектов ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (приложение №4, л.д. 184), в связи, с чем мировой судья пришел необоснованному выводу, что ФИО1 является ненадлежащим субъектом правонарушения по ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом вышеизложенного, суд находит, что выводы мирового судьи о том, что ФИО1 является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, не позволило всесторонне, полно рассмотреть дело и принять по нему объективное решение, в связи с чем, суд в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях считает необходимым постановление мирового судьи отменить, а дело об административном правонарушении, учитывая, что срок привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, возвратить мировому судье на новое рассмотрение для принятия решения в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.30.6, п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении начальника сектора организации охраны объектов Управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1 по ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить, дело об административном правонарушении в отношении начальника сектора организации охраны объектов Управления экономической безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1 по ст. 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях направить мировому судье судебного участка №3 Нефтекумского района Ставропольского края на новое рассмотрение, жалобу представителя Управления Росгвардии по Ставропольскому краю А.. - удовлетворить.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья
Нефтекумского районного суда
Ставропольского края А.В. Апальков