Дело № 12-17/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 июля 2019 года с. Петропавловка
Судья Джидинского районного суда Республики Бурятия Чимбеева М.А.,
при секретаре Жалцановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Джидинского района Республики Бурятия по делу об административном правонарушении в отношении начальника финансового управления администрации муниципального образования «Джидинский район» ФИО3, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Джидинского района Республики Бурятия вынес постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде уплаты административного штрафа в размере 10 000 рублей за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ФИО3 обратилась с жалобой на указанное постановление, в которой просила отменить его и прекратить административное дело за малозначительностью в связи с тем, что выявленное нарушение не повлекло вредных последствий и существенного нарушения общественных интересов. Ею также поданы уточнения к жалобе, в которых она просила принять во внимание, что в соответствии с пунктом 4.3 соглашения о передаче полномочия по формированию и исполнению бюджета от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между администрацией МО «Джидинский район» и администрацией СП «Булыкское», администрация поселения несет ответственность по обязательствам поселения, распорядителей и получателей средств бюджета поселения, а также за правильность содержащихся в расчетных документах сведений и арифметических расчетов. В связи с чем, она как должностное лицо никоим образом не несет ответственность за ненадлежащее представление бухгалтерской отчетности МО СП «Булыкское».
В судебном заседании ФИО3 доводы жалобы поддержала и суду дополнительно пояснила, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ районная администрация оказывает сельскому поселению Булыкское услуги по ведению бухгалтерского учета. Приказом по финансовому управлению от ДД.ММ.ГГГГ данное сельское поселение закреплено за бухгалтером ФИО1, которая совместно с ФИО2 – главой сельского поселения предоставила бухгалтерскую бюджетную отчетность в финансовое управление. Она как руководитель управления приняла данную отчетность, однако, его составлением не занималась. Кроме того, сельское поселение не предоставило в районную администрацию сведения о земельном участке в <адрес>, поэтому вины районной администрации и ее как руководителя не имеется. Считает, что ответственность должны нести бухгалтер и глава поселения. При получении запроса о проверке от Счетной палаты Республики Бурятия она предоставила все необходимые материалы, однако, правонарушение не совершала, так как отчетность сельского поселения не составляла. В связи с чем, ФИО3 просила постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить.
Представитель ФИО3 – ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании доводы своего доверителя поддержал.
Представитель Счетной палаты Республики Бурятия в судебное заседание не явился, хотя был извещен в надлежащем порядке. В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу ФИО3 в отсутствие представителя счетной палаты.
Суд, выслушав ФИО3, ее представителя ФИО4, опросив в качестве свидетеля главного специалиста Финансового управления Администрации МО «Джидинский район» бухгалтера ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает необходимым постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить по следующим основаниям.
Так, ст.15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Согласно ч. 1 ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее Инструкция N 191н).
Пунктом N 4 Инструкции N 191н установлено, что бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции №191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Согласно приказу Финансового управления Администрации МО «Джидинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроках представления годовой отчетности об исполнении бюджетов главными распорядителями бюджетных средств, сельскими поселениями, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются органами местного самоуправления за 2018 год, месячной и квартальной отчетности в 2019 году» срок предоставления бюджетной отчетности за 2018 год установлен для СП «Булыкское» ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что годовая бюджетная отчетность за 2018 год МО СП «Булыкское» представлена в Финансовое управление Администрации МО «Джидинский район» своевременно - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости СП «Булыкское» по нефинансовым активам на ДД.ММ.ГГГГ на счете 108.00.000 на начало и конец 2018 года числится здание клуба балансовой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб. Общая стоимость нефинансовых активов на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> тыс.руб.
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия свидетельства о праве собственности МО СП «Булыкское» от ДД.ММ.ГГГГ г. на земельный участок по адресу: <адрес>, участок №, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.
Из баланса на ДД.ММ.ГГГГ оборотно-сальдовой ведомости по нефинансовым активам (101 счет), имуществу казны (108 счет), непроизведенным активам (103 счет) на начало и конец 2018 года следует, что земельный участок по <адрес> в 2018 году не был принят к учету.
Согласно пункту 23 Инструкции № 157н от 01.12.2010 года объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (рыночной) стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Следовательно, вышеперечисленный земельный участок подлежал учету в составе имущества казны МО СП «Булыкское».
Так как имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, Администрации СП «Булыкское» необходимо было согласно пунктам 141 и 144 Инструкции № 157н при включении в состав имущества казны муниципального образования, принять к учету земельный участок на счет 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».
Таким образом, в нарушение требований вышеперечисленных норм земельный участок по состоянию на начало и конец 2018 года не был принят к учету администрацией МО СП «Булыкское» по счету 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», вследствие чего было допущено занижение балансовой стоимости нефинансовых активов имущества казны (108 55 000 счет «Непроизведенные активы, составляющие казну») на начало и конец года на сумму <данные изъяты> тыс.руб., что привело к представлению недостоверной бюджетной отчетности.
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее закона о бухгалтерском учете) настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. В соответствии с ч.8 ст.13 закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
В силу требований ч.1 ст. 7 закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В соответствии с ч.3 ст. 7 того же закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО СП «Булыкское» и администрацией МО «Джидинский район» заключено соглашение о передаче полномочий по формированию и исполнению бюджета №, в соответствии с п.1 которого администрация поселения передает администрации района осуществление части полномочий по формированию, исполнению бюджета поселения. В пунктах 4.2 и 4.3 закреплено, что уполномоченный орган несет ответственность за осуществление передаваемой части полномочий по формированию и исполнению бюджета, администрация поселения несет ответственность по обязательствам поселения, распорядителей и получателей средств бюджета поселения, за правильность содержащихся в расчетных документах сведений и арифметических расчетов.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ финансового управления администрации Джидинского района администрация СП «Булыкское» закреплена за главным специалистом ФИО1
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, такие как: протокол об административном правонарушении, акт № проверки годового отчета об исполнении бюджета МО СП «Булыкское» Джидинского района Республики Бурятия за 2018 год, копии: оборотно-сальдовой ведомости администрации СП «Булыкское» за 2018 год, свидетельства о праве собственности МО СП «Булыкское» от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; распоряжения главы МО СП «Булыкское» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет вышеуказанного земельного участка на баланс администрации поселения; акта № о приеме-передаче объекта нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ в виде того же земельного участка с первоначальной (балансовой) стоимостью <данные изъяты> рублей на баланс администрации СП «Булыкское»; соглашение о передаче полномочий по формированию и исполнению бюджета от ДД.ММ.ГГГГ; копию приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ о закреплении за главным специалистом финансового управления администрации МО «Джидинский район» ФИО1 администрации СП «Булыкское», суд приходит к выводу о том, что объективную сторону исследуемого административного правонарушения составляет представление должностным лицом заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год в финансовое управление Администрации МО «Джидинский район», расположенное в <адрес>, адрес которого и является местом совершения правонарушения.
Указание на представление бюджетной отчетности в Счетную палату Республики Бурятия как на описание события правонарушения является неверным, поскольку объективной стороной совершенного деяния является представление отчета в финансовое управление районной администрации, о чем было указано выше. Проверка, проведенная Счетной палатой, была лишь способом выявления правонарушения.
Учитывая изложенное в совокупности, суд считает, что годовая бюджетная отчетность была предоставлена в финансовое управление администрации МО «Джидинский район» руководителем экономического субъекта главой МО СП «Булыкское» ФИО2 и бухгалтером, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета сельского поселения.
Должностным лицом, которому представляется данная отчетность, является ФИО3 как вышестоящий распорядитель бюджетных средств, которому в силу пункта 10 Инструкции №191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами бюджетной отчетности, исследованными судом в судебном заседании, которые содержат подписи ФИО1 как главного бухгалтера МО СП «Булыкское».
Из показаний опрошенного свидетеля ФИО1, ее должностной инструкции, приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ о закреплении за главным специалистом финансового управления администрации МО «<адрес>» ФИО1 следует, что ведение бухгалтерского учета сельское поселение Булыкское возложено на бухгалтера ФИО1
Кроме того, из п.4.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО СП «Булыкское» и администрацией МО «Джидинский район» о передаче полномочий по формированию и исполнению бюджета № следует, что администрация поселения несет ответственность по обязательствам поселения, распорядителей и получателей средств бюджета поселения, за правильность содержащихся в расчетных документах сведений и арифметических расчетов.
Судом установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка №1 Джидинского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, глава МО СП «Булыкское» ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N113 -ФЗ) - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной отчетности, и ей назначено административное наказание в виде уплаты административного штрафа в размере 5000 рублей.
Учитывая изложенное, суд находит ошибочными выводы мирового судьи о виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения, поскольку условиями п.4.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче полномочий по формированию и исполнению бюджета № предусмотрено, что ответственность за правильность содержащихся в расчетных документах сведений и арифметических расчетов несет администрация поселения, в данном случае глава сельского поселения «Булыкское» ФИО2
Доказательств того, что на ФИО3 были возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета сельского поселения, в том числе обязанности по учету земельного участка в <адрес> как нефинансового актива имущества казны при отсутствии у нее сведений о регистрации права собственности на него за сельским поселением, а также доказательств того, что она располагала достаточными сведениями, которые бы позволили ей проконтролировать составление достоверной бюджетной отчетности бухгалтером ФИО1, суду не предоставлено. Более того, из распоряжения главы МО СП «Булыкское» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет вышеуказанного земельного участка на баланс администрации поселения, акта № о приеме-передаче объекта нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ в виде того же земельного участка с первоначальной (балансовой) стоимостью <данные изъяты> рублей на баланс администрации СП «Булыкское» следует, что земельный участок по <адрес> был поставлен на баланс поселения только в апреле 2019 года, то есть после представления бюджетной отчетности.
В соответствии с ч.4 ст. 1.5 коАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В виду отсутствия доказательств виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения суд находит доводы жалобы обоснованными.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку суду не предоставлены доказательства о виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения, суд приходит к выводу, что постановление и.о. мирового судьи вынесено незаконно и потому оно подлежит отмене с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу ФИО3 удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Джидинского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО3 к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ отменить и производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Судья: М.А. Чимбеева