ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/20 от 07.02.2020 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-17/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск 07 февраля 2020 г.

Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Мерзлякова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Вержаевой Н.С.,

с участием представителя лица,привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,

представителя Центрального банка РФ ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ч.1 ст.15.38 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № ТУ-75-ДЛ-19-17060/3110-1 от 13.08.2019, вынесенным заместителем управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка РФ ФИО6, ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.38 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что она, являясь должностным лицом – директором Кредитного потребительского кооператива «Капитал», по состоянию на 27.05.2019 в месте осуществления деятельности по <адрес> в г.Челябинске, в нарушение положений ст.6 ч.4 п.п.2 и 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», п.1 п/п 1.3-1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» допустила нарушение финансовых нормативов ФН2 и ФН3.

ФИО3 с указанным постановлением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, ссылаясь на то,что ранее к административной ответственности она не привлекалась,вины в нарушение финансовых нормативов с ее стороны нет,нарушения были допущены по объективным причинам.До 21 марта 2019 года КПК «Капитал» являлся членом СРО «Межрегиональный союз кредитных кооперативов»,однако 21 марта 2019 года статус СРО был прекращен Центральным Банком РФ.КПК обратился с заявлением о вступлении в СРО»Народные кассы-Союзберемзайм»,19 апреля 2019 года СРО сообщило о принятии КПК в члены,но 25 апреля 2019 года статус СРО был прекращен Центральным Банком РФ.30 апреля 2019 года КПК обратился с заявлением о вступлении в Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы».С 22 марта 2019 года КПК не имел права привлекать денежные средства пайщиков и принимать в кооператив новых членов, что привело к нарушению нормативов.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы ФИО3 поддержал, указав, что нарушение нормативов было допущено по уважительным причинам, КПК «Капитал» принимал все меры к вступлению в саморегулируемые организации кредитных кооперативов,однако сделать этого не смог по независящим от него обстоятельствам( статус 2 организаций,куда были поданы заявки,прекратил Центральный Банк РФ).Считает,что при составлении протокола об административном правонарушении было допущено существенное нарушение,т.к. он не являлся законным представителем КПК «Капитал» и ФИО3 как должностного лица, а был представитель ФИО3 как физического лица. ФИО3 привлекалась к административной ответственности по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ в 2016 году, ей было вынесено предупреждение, поэтому на момент привлечения ее к административной ответственности по ст.15.38 КоАП РФ она считается лицом,не имеющим привлечения к административной ответственности,поэтому ей могло быть назначено наказание в виде предупреждения.

Представитель Центрального Банка РФ по доверенности ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы ФИО3 не согласилась,указав,что нарушений при привлечении ФИО3 к административной ответственности допущено не было,правильно было учтено привлечение ФИО3 к административной ответственности в 2016 году.ФИО3 является директором КПК «Капитал», т.е. должностным лицом,наделенным организационно-распорядительными функциями.

В целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 27 декабря 2007 года, в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что КоАП РФ предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений ч.ч.2 и 3 ст.25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Явку в судебное заседание ФИО3 суд считает необязательной, доводы жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, ясны и понятны.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья считает, что жалоба ФИО3 удовлетворению не подлежит.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 1 ст. 15.38 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.38 КоАП РФ, заключается в действии либо бездействии, связанном с нарушением кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством РФ о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации.

Правовую основу деятельности кредитных кооперативов составляет Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ), в пп. 2 ч. 3 ст. 1 которого кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) определяется, как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В целях обеспечения финансовой устойчивости в п. 4 ст. 6 Закон N 190-ФЗ установлены следующие финансовые нормативы, которые кредитный кооператив обязан соблюдать:

1) соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

3) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом;

4) соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

5) соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

6) соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитному кооперативу второго уровня, и части пассивов кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд кредитного кооператива и привлеченные денежные средства кредитного кооператива;

7) соотношение части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом;

8) соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев.

Помимо перечисленных нормативов, Банк России вправе устанавливать дополнительные финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кредитными кооперативами.

В соответствии с п. 11 ст. 40.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ), уставом кредитного кооператива или решениями общего собрания членов кредитного кооператива устанавливаются нормативы его финансовой деятельности и ограничения соотношений:

1) соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива, должно составлять не менее чем три процента (не менее чем два процента для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания), а с 1 июня 2020 года не менее чем пять процентов (не менее чем три процента для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания);

2) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива, должно составлять не более чем 20 процентов (не более чем 30 процентов для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания);

3) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа и (или) займов одному члену кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, должно составлять не более чем 25 процентов (не более чем 30 процентов для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания);

4) соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива, должно составлять не менее чем три процента;

5) соотношение суммы денежных средств, размещенных в кредитных кооперативах последующего уровня, и части пассивов кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд и привлеченные денежные средства кредитного кооператива, должно составлять не более чем 25 процентов;

6) соотношение части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства и задолженность по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом, должно составлять не менее чем 70 процентов;

7) соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев.

С 1 января 2018 г. ст. 40.1 Закона N 193-ФЗ, была дополнена п. 11.1, в соответствии с которым числовое значение финансового норматива, предусмотренного пп. 7 п. 11 ст. 40.1 Закона N 193-ФЗ, и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных п. 11 ст. 40.1 Закона N 193-ФЗ, устанавливаются Банком России. Для кредитных кооперативов, срок деятельности которых составляет менее чем два года со дня их создания, Банк России вправе устанавливать особенности порядка расчета предусмотренного пп. 7 п. 11 ст. 40.1 Закона N 193-ФЗ финансового норматива и его числового значения.

Для кредитных кооперативов, срок деятельности которых составляет менее чем два года со дня их создания, Банк России вправе устанавливать особенности порядка расчета предусмотренного пп. 7 п. 11 ст. 40.1 Закона N 193-ФЗ финансового норматива и его числового значения (указание Банка России от 27.02.2017 N 4299-У "О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов".

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.38 КоАП РФ являются должностные лица кредитных и сельскохозяйственных кооперативов, а также юридические лица.

ФИО3, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, являлась директором Кредитного потребительского кооператива «Капитал» и имела право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В соответствии с п.9 Устава кредитного потребительского кооператива «Капитал»,директор Кооператива является единоличным исполнительным органом Кооператива.Кооператив приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через своего директора,который действует от имени кооператива без доверенности.

Согласно п.п.9.4 Устава,директор обладает правом финансовой подписи.

Директор кооператива, в соответствии с п.п.9.7 Устава,осуществляет следующие функции: самостоятельно определяет штатное расписание кредитного кооператива исходя из устанавливаемой Общим собранием членов кредитного кооператива общей суммы затрат на административные расходы; решает вопросы подбора кадров,производит наем,увольнение и оплату труда персонала;разрабатывает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка в кредитном кооперативе;осуществляет деятельность по управлению рисками в соответствии с Базовым стандартом по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов;определяет порядок делопроизводства в кредитном кооперативе, в том числе общие условия и порядок подписания договоров,заключаемых кредитным кооперативом,порядок ведения документации и учета корреспонденции;представляет Общему собранию и Правлению кредитного кооператива отчеты о своей деятельности;принимает меры по исполнению решений других органов кредитного кооператива;представляет кредитный кооператив без доверенности во взаимоотношениях с другими организациями по финансово-хозяйственным вопросам в пределах своей компетенции;рассматривает и утверждает отчеты филиалов,представительств,отделений,обособленных подразделений кредитного кооператива,готовит на основе представленных данных консолидированный отчет о деятельности кредитного кооператива для Правления кредитного кооператива;открывает и закрывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях РФ;выдает доверенности на право представительства от имени кооператива;имеет право доступа к любой информации о деятельности кредитного кооператива.

Исходя из вышеуказанных сведений, ФИО3 является должностным лицом, а потому законно и обосновано привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.38 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ ФИО3 является должностным лицом,наделенным организационно-распорядительными функциями, закрепленными в Уставе кредитной организации.

Протокол об административном правонарушении № от 31 июля 2019 года соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ,содержит все необходимые сведения –данные о лице,привлекаемом к административной ответственности,времени и месте совершенного правонарушения, описание административного правонарушения,указание на статью Кодекса РФ об административных правонарушениях,предусматривающую ответственность,сведения о должностном лице, составившем протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие ФИО3,которая надлежащим образом и заблаговременно была извещена о месте и времени его составления,о чем в протоколе имеются сведения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе самостоятельно распоряжаться своими процессуальными правами,в том числе правом на личное участие при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

В телеграмме,которой ФИО3 извещалась о месте и времени составления административного протокола, изложены права,предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, содержатся сведения о возможности составления протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности либо ее защитника.

На составление протокола об административном правонарушении ФИО3 не явилась, присутствовал ее представитель по нотариально-заверенной доверенности № от 25 октября 2016 года, которого ФИО3 уполномочила представлять ее интересы во всех государственных,правоохранительных,административных, общественных органах,судебных инстанциях, со всеми правами,которые предоставлены,в том числе, лицу,в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностным лицом юридического отдела Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО9, составившей протокол об административном правонарушении в отношении ФИО3, не было допущено никаких нарушений, в том числе права на защиту, при допуске ФИО4 в качестве представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представитель лица,привлекаемого к административной ответственности,ФИО4 с протоколом об административном правонарушении был ознакомлен,копия протокола ему была вручена, дал объяснения в письменном виде.

Оснований для исключения протокола об административном правонарушении из числа доказательств как недопустимого не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении № 1 от 13 августа 2019 года вынесено полномочным должностным лицом,является мотивированным.В постановлении содержатся все юридические значимые сведения,приведены доказательства виновности ФИО3,каждому дана оценка.В постановлении приведены подробные расчеты,позволяющие установить виновность ФИО3 в совершении административного правонарушения,нормативно-правовая база.

О месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении ФИО3 была извещена надлежащим образом и заблаговременно.Копия постановления по делу об административном правонарушении 14 августа 2019 года направлена ФИО3 заказным письмом,уведомление о вручении в материалах административного дела имеется.

При назначении ФИО3 административного наказания было учтено наличие смягчающих обстоятельств(ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекалась),и отсутствие отягчающих обстоятельств.

В постановлении приведены доводы,по которым должностное лицо не нашло оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ. Указанные доводы суд признает убедительными.

Квалификация административного правонарушения, как совершенное ФИО3 по неосторожности, обоснованна.

ФИО3 назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа,предусмотренного санкцией ч.1 ст.15.38 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности,установленный ст.4.6 КоАП РФ, на день вынесения постановления не истек.

Оснований для прекращения производства по делу за отсутствием в действиях ФИО3 состава правонарушения не имеется,т.к. ее вина установлена имеющимися в деле доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.11,30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ ФИО6 в отношении ФИО3 по ч.1 ст.15.38 КоАП РФ от 13 августа 2019 года оставить без изменения, а жалобу ФИО3 –без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня вручения копии мотивированного решения.

Судья: Н.А. Мерзлякова