Дело № 12-17/2020
РЕШЕНИЕ
13 марта 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,
при секретаре Ким Е.В.,
с участием представителей ФИО1 – ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России, ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ООО «Рубикон», ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица Акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» - директора филиала в г. Оренбурге ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № должностное лицо АО «Газпром газораспределение Оренбург» - директор филиала в г. Оренбурге ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 16 декабря 2019 года №, ФИО1, обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Оренбурга, в которой считает постановление незаконным и необоснованным, указав, что 02.07.2018 года в АО «Газпром газораспределение Оренбург» с запросом о предоставлении технических условий на реконструкцию № объекта расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, Урочище «Дубки», СНТ «Урал-2», ул. Дачная, 36, обратилось ООО «Рубикон». 05.07.2018 года запрос был возвращен заявителю без рассмотрения, поскольку отсутствовал документ, подтверждающий право собственности на сеть газораспределения (при ее реконструкции). 09.07.2018 года поступило письмо № года о повторном рассмотрении запроса № от 02.07.2018 года, письмом № от 12.07.2018 года запрос был оставлен без рассмотрения.
Не согласившись с позицией АО «Газпром газораспределение Оренбург», ООО «Рубикон» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением об обязании Общества выдать технические условия на присоединение объекта существующей сети газораспределения к сети газораспределения путем осуществления его реконструкции. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2018 года по делу № исковые требования ООО «Рубикон» были удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 года решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2018 года по делу №А47-9853/2018 было изменено, и постановлено обязать Общество рассмотреть запрос заявителя № от 02.07.2018 года, в порядке, установленном пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30.12.2014 года №1314.
Общество письмом № от 22.02.2019 года указало на наличие в сети газораспределения АО «Газпром газораспределение Оренбург» технической возможности заявленной ООО «Рубикон» в соответствии с запросом № от 02.07.2018 года планируемой величины часового расхода газа (253, 369 куб. м в час). Также в письме было указано, что при предоставлении информации, из которой возможно определить и указать сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, Общество предоставит технические условия в соответствии с данными по пункту 28 Правил №1314.
Также из жалобы следует, что в соответствии с пунктом 13 Правил №1314 ответ на запрос ООО «Рубикон» № от 02.07.2018 года должен был быть дан Обществом до 16.07.2018 года. Из чего следует, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения и вины со стороны должностного лица, а также истечения годичного срока привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представители ФИО1 - ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № отменить, производство по делу прекратить.
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России, ФИО4, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что
решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2018 года по делу № А47-9853/2018 суд обязал АО «Газпром газораспределение Оренбург» выдать ООО «Рубикон» технические условия на присоединение сети газораспределения к сети газораспределения путем реконструкции объекта «Техническое перевооружение системы теплоснабжения здания магазина. Газопровод: ввод к теплогенераторной Оренбургская область, г. Оренбург, Урочище. «Дубки», расположенного по адресу: г. Оренбург, Урочище «Дубки», СНТ «Урал-2», ул. Дачная, 36. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 года решение суда было изменено и АО «Газпром газораспределение Оренбург» было обязано рассмотреть запрос ООО «Рубикон» о предоставлении технических условий на реконструкцию от 02.07.2018 года №, в порядке, установленном пунктом 13 постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года № 1314. Полагала, что десятидневный срок рассмотрения запроса ООО «Рубикон» следует исчислять с момента вступления в законную силу постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу № A47-9853/20I8, а именно с 07.02.2019 года. Также указала, что после обращения ООО «Рубикон» к АО «Газпром газораспределение Оренбург» письмом от 04.02.2019 года с требованием о рассмотрении запроса от 02.07.2018 года № № о предоставлении технических условий на реконструкцию, письмом от 13.02.2019 года № запрос от 02.07.2018 года № был вновь оставлен без рассмотрения, с требованием о предоставлении дополнительной информации. Следовательно, в течение 10 рабочих дней с 07.02.2019 года АО «Газпром газораспределение Оренбург» не принял, ни одно из решений, предусмотренных пунктом 13 Правил № 1314.
Представитель ООО «Рубикон», ФИО5, в судебном заседании просил оставить жалобу ФИО1 без удовлетворения, а постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № без изменения. Указал, что ООО «Рубикон» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением об обязании АО «Газпром газораспределение Оренбург» выдать ООО «Рубикон» технические условия на присоединение сети газораспределения к сети газораспределения путем реконструкции объекта: «Техническое перевооружение системы теплоснабжения здания магазина. Газопровод ввод к теплогенераторной. Оренбургская область, г. Оренбург, Урочище «Дубки», расположенного по адресу: г. Оренбург, Урочище «Дубки», СНТ «Урал-2», ул. Дачная, 36. 08.10.2018 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.02.2019 года №18АП-17520/2018 по делу № А47-9853/2018 обязал АО «Газпром газораспределение Оренбург» рассмотреть запрос ООО «Рубикон» о предоставлении технических условий на реконструкцию от 02.07.2018 года № в порядке, установленном п. 13 Правил 1314. АО «Газпром газораспределение Оренбург» в срок до 22.02.2019 года обязано было выдать технические условия, либо мотивированный отказ в случае отсутствия технической возможности, однако вместо предоставления технических условий запросило дополнительную информацию, которая не требовалась при первичном рассмотрении запроса. Также пояснил, что в заявлении от 25.10.2019 года в УФАС по Оренбургской области ООО «Рубикон» указывает на нарушение, допущенное АО «Газпром газораспределение Оренбург» 13.02.2019 года при повторном рассмотрении запроса от 02.07.2018 года № о предоставлении технических условий на реконструкцию. Технические условия были направлены в адрес ООО «Рубикон» только 21.10.2019 года, спустя 8 месяцев после повторного незаконного оставления запроса ООО «Рубикон» без рассмотрения.
Выслушав представителей ФИО1, представителя УФАС России по Оренбургской области, представителя ООО «Рубикон», изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусматривается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные правоотношения, возникающие в сфере осуществления технологического присоединения объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Объективная сторона вменяемого АО «Газпром газораспределение Оренбург» административного правонарушения состоит в нарушении требований пункта 13 Правил № 1314 при несоблюдении требований пунктов 2, 7, 8 Правил N 1314.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), определен Правилами N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Разделом II предусмотрены правила определения и предоставления технических условий.
Согласно пункту 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Пунктом 7 Правил N 1314 установлено, что запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1314 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:
а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
б) ситуационный план;
в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя);
д) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта;
е) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
ж) документы, предусмотренные пунктом 46 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
з) заверенная в установленном порядке копия договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее - некоммерческое объединение), предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае если подключение осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования указанного некоммерческого объединения;
и) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
В силу пункта 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Пунктом 27 Правил N 1314 установлено при необоснованном отказе или уклонении исполнителя от выдачи технических условий заявитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнителя к выдаче технических условий и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Из материалов дела следует, что 02.07.2018 года ООО «Рубикон» направило в адрес АО «Газпром газораспределение Оренбург» запрос о предоставлении технических условий на реконструкцию сети газораспределения «Техническое перевооружение системы теплоснабжения здания магазина. Газопровод ввод к теплогенераторной Оренбургская область, г. Оренбург, Урочище «Дубки», СНТ «Урал-2», ул. Дачная, 36».
В ответ на запрос ответчик направил письмо от 05.07.2018 года №, согласно которому запрос о предоставлении технических условий оставлен без рассмотрения ввиду нарушения пунктов 2, 7, 8 Правил N 1314, а именно: отсутствие документов, подтверждающих право собственности на сеть газораспределения.
ООО «Рубикон», не согласившись с указанным ответом, повторно направил запрос от 09.07.2018 года № о предоставлении технических условий в целях реконструкции газопровода с предоставлением необходимых документов. Письмом от 12.07.2018 года № запрос был оставлен без рассмотрения.
Арбитражный суд Оренбургской области решением от 08.10.2018 по делу № А47-9853/2018 обязал АО «Газпром газораспределение Оренбург» выдать ООО «Рубикон» технические условия на присоединение сети газораспределения к сети газораспределения путем реконструкции объекта «Техническое перевооружение системы теплоснабжения здания магазина. Газопровод: ввод к теплогенераторной Оренбургская область, г. Оренбург, Урочище. «Дубки», расположенного по адресу: г. Оренбург, Урочище «Дубки», СНT «Урал-2», ул. Дачная, 36.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 года решение суда изменено, суд обязал общество «Газпром газораспределение Оренбург» рассмотреть запрос ООО «Рубикон» о предоставлении технических условий на реконструкцию от 02.07.2018 года № объекта «Техническое перевооружение системы теплоснабжения здания магазина. Газопровод, ввод к теплогенераторной. Оренбургская область, г. Оренбург, урочище «Дубки», СНТ «Урал-2», ул. Дачная, 36», в порядке, установленном пунктом 13 постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года № 1314.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2019 года постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 года оставлено без изменения.
Из писем АО «Газпром газораспределение Оренбург» (исх. № от 13.02.2019 года, исх. № от 22.02.2019 года, исх. № от 29.03.2019 года) следует, что запрос о предоставлении технических условий на реконструкцию рассмотрен, техническая возможность имеется, но необходимо предоставить дополнительную информацию - сроки подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с пунктом 28 Правил 1314.
06 декабря 2019 года заместителем руководителя – начальником отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Оренбург» - директора филиала в г. Оренбурге ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
16 декабря 2019 года в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Оренбург» - директора филиала в г. Оренбурге ФИО1, вынесено постановление № о привлечении его к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность директора филиала «Оренбургмежрайгаз».
В соответствии с п. 2.1.1 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Регистрационный № ФИО1 действует от имени АО «Газпром газораспределение Оренбург».
Таким образом, не предоставление ООО «Рубикон» технических условий либо мотивированного отказа в выдаче технических условий, а направление письма от № от 12.07.2018 года которым запрос был оставлен без рассмотрения, является неправомерным действием директора филиала в г. Оренбурге ФИО1, нарушающим п. 13 Правил 1314.
Материалами дела подтверждается и представителями лица, привлекаемого к административной ответственности, не опровергнуто то обстоятельство, что АО «Газпром газораспределение Оренбург» технические условия в адрес ООО «Рубикон» направило только 21.10.2019 года.
Наличие события административного правонарушения, следует из имеющихся в материалах дела доказательств, вместе с тем, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Установленное в рамках настоящего дела административное правонарушение представляет собой одномоментное деяние, поскольку заключается в неисполнении предусмотренной законом обязанности к определенному сроку. Датой совершения административного правонарушения является 16.07.2018 года.
Как усматривается из материалов дела, по состоянию на момент вынесения оспариваемого постановления (16.12.2019 года) годичный срок привлечения к ответственности, исчисляемый с даты совершения правонарушения, истек. Оспариваемое ФИО1 постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются отсутствие события правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление, решение.
Таким образом, постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Оренбург» - директора филиала в г. Оренбурге ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.11 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей УФАС России по Оренбургской области ФИО6 от 16 декабря 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение Оренбург» - директора филиала в г. Оренбурге ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Н.Б. Мельникова