РЕШЕНИЕ
20 апреля 2020 года г. Краснотурьинск
Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Горобец И.В.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «ЛесКом Развитие» - ФИО1, действующей на основании доверенности от 30.10.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛесКом Развитие» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 от 06 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 № 66/8-21-20-И/12-2044-И/57-6 от 06 февраля 2020 года общество с ограниченной ответственностью «ЛесКом Развитие» (далее по тексту - ООО «ЛесКом Развитие») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Представитель ООО «ЛесКом Развитие» ФИО1 обратилась в Краснотурьинский городской суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 № 66/8-21-20-И/12-2044-И/57-6 от 06 февраля 2020 года, считает его незаконным и просит отменить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование указав, что по факту произошедшего 24 августа 2019 года несчастного случая с подсобным рабочим ФИО3 государственным инспектором вынесено постановление о назначении административного наказания по протоколу по делу об административном правонарушении № 66/8-21-20-И/12-23805-И/57-6 от 27 декабря 2019 года, в соответствии с которым ООО «ЛесКом Развитие» вменяется нарушение порядка расследования несчастного случая и постановление о назначении административного наказания № 66/8-21-20-И/12-2044-И/57-6 от 06 февраля 2020 года за систематическое нарушение политики в области охраны труда, а именно отсутствие системы управления охраной труда как комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Считает, что у административного органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Административным органом фактически выявлено одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов. В рамках одного проверяемого события несчастного случая с ФИО3 за один временной период выявлены несколько однородных нарушений, подпадающих под квалификацию одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считает, что ООО «ЛесКом Развитие» неправомерно вменено совершение двух самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просит признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 № 66/8-21-20-И/12-2044-И/57-6 от 06 февраля 2020 года, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В судебном заседании представитель ООО «ЛесКом Развитие» ФИО1 жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
В судебное заседание государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области не явился. О времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом. В адрес суда от государственного инспектора труда ФИО2 ходатайств не поступало.
При указанном, руководствуясь положениями ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит возможным рассмотреть жалобу при указанной явке.
Заслушав представителя лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛесКом Развитие» назначено административное наказание за неудовлетворительную организацию производства работ, выразившуюся в необеспечении создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) с учетом специфики деятельности организации, несоблюдении государственных нормативных требований охраны труда в части допуска к работе с инструментом и приспособлениями работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр, подготовку по охране труда, а также в руководстве работами руководителями, не прошедшими специальное обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (код 009, 010), нарушении ст. ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 9 «Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», п. 2.2.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда обязан, в частности, обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, в случае медицинских противопоказаний, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии со 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями к работе с инструментом и приспособлениями допускаются работники, прошедшие в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр, а также подготовку по охране труда. К работе с электрифицированным, пневматическим, гидравлическим, ручным пиротехническим инструментом, инструментом с приводом от двигателя внутреннего сгорания допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет.
Согласно п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Вместе с тем, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания от 13 января 2020 года № 66/7-7260-19-ОБ/12-23805-И/57-6/1, которым ООО «ЛесКом Развитие» было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка расследования несчастного случая, происшедшего с ФИО3 24.08.2019, нарушение ст.ст. 212, 229, 229.1, 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, совершенные юридическим лицом противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, образует единое событие и состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что ООО «ЛесКом Развитие» уже было привлечено к ответственности постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение, однако в случае продолжения противоправных действий лицо может быть привлечено к административной ответственности неоднократно. При этом повторное привлечение к ответственности возможно только после вступления в законную силу постановления по предыдущему делу.
Поскольку постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 13 января 2020 года № 66/7-7260-19-ОБ/12-23805-И/57-6/1 вступило в законную силу, последующее выявление признаков правонарушения и составление протокола за аналогичные действия возможно только после даты вступления данного постановления в законную силу.
По настоящему делу признаки правонарушения были выявлены и протокол об административном правонарушении составлен по тому же факту, что и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 13 января 2020 года № 66/7-7260-19-ОБ/12-23805-И/57-6/1 и образуют единый состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение, поэтому постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 указанного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛесКом Развитие» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 от 06 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 06 февраля 2020 года № 66/8-21-20-И/12-2044-И/57-6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесКом Развитие» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: (подпись) И.В. Горобец