Дело № 12-17 /2020
УИД 52RS0049-01-2020-000216-80
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Сокольского районного суда Нижегородской области Садчикова Е.В.,
С участием законного представителя юридического лица МП «Сокольское пассажирское автотранспортное предприятие» (МП «Сокольское ПАП») директора ФИО1,
при секретаре судебного заседания Кошелевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании помещении Сокольского районного суда Нижегородской области (п. Сокольское Нижегородской области, ул. Достоевского, д. 12) дело по жалобе законного представителя МП «Сокольское ПАП» на постановление ст. государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 02.07.2020 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением ст. государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 02.07.2020 МП «Сокольское ПАП» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20.000 руб. за то, что в нарушение действующего законодательства предприятие не обеспечило соблюдение законодательства о защите прав инвалидов в части беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, а именно: МП «Сокольское ПАП» не создало комиссию по проведению обследования и паспортизации объектов, обследования и паспортизация объектов не проведены, паспорт доступности отсутствует, находящиеся в хозяйственном ведении предприятия объекты не отвечают принципам доступности для пассажиров из числа инвалидов, чем нарушены положения ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 3, 8, 11 Порядка обеспечения условий доступности, утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.12.2015 № 347.
09.07.2020 законный представитель общества ФИО1 представил в Сокольский районный суд Нижегородской области жалобу на указанное постановление, срок обжалования не пропущен. Свою жалобу относительно существа постановления ФИО1 мотивировал тем, что действительно является руководителем МП «Сокольское ПАП», которое осуществляет профессиональную деятельность в области пассажирских перевозок автобусами.
В июне 2020 г. была проведена проверка муниципального предприятия на предмет соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов и было выяснено, что на предприятии не создана соответствующая комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов, паспорт доступности отсутствует, автобусы не оборудованы специальными подъемными устройствами для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов в салоны транспортных средств, объекты транспортной инфраструктуры не оснащены необходимой звуковой и зрительной информацией, а также графической информацией, выполненной в шрифте Брайля.
Указанные нарушения связаны с отсутствием финансирования, т.к. для оборудования автобусов специальными подъемниками требуется сумма около 4,5 млн. рублей, тогда как предприятие является муниципальным, несет убытки и таких средств не имеет. Сообщил, что документация по созданию комиссии по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг создана, паспорт доступности разработан, акт обследования объекта составлен в настоящее время. Сообщил, что неоднократно обращался к учредителю предприятия- Администрации г.о. Сокольский за выделением денежных средств, но положительного результата не получил. Данные письма суду не представлены.
Просил отменить вынесенное постановление, сославшись на отсутствие состава правонарушения, отметив отсутствие умысла у предприятия на допущенное нарушение.
Заинтересованное лицо врио начальника Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта своего представителя для участия в деле в суд не направил, письменную позицию по жалобе суду не предоставил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя органа, должностное лицо которого вынесло оспариваемое постановление и прокурора, составившего постановление по делу об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом.
Изучив доводы законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, позицию должностного лица, постановление которого обжалуется, изложенную в тексте постановления, исследовав письменные доказательства по делу, судья приходит к следующему.
Ответственность по ст. 9.13 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2019 № 180-ФЗ) за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Ст. 15 Федеральный закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.12.2014)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает следующее.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ);
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно п. 3, 8 и 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347:
п. 3- перевозчики и владельцы объектов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов следующие условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объектов и в транспортных средствах;
б) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до места посадки в транспортные средства и от места высадки из них, при оформлении багажа, получении багажа;
в) возможность ознакомления с Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца объекта и (или) через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», по телефону;
г) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
д) допуск собаки-проводника на объект, где предоставляются услуги, и к проезду в транспортном средстве при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н;
е) возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на объектах и в транспортных средствах при перевозке в пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также при перевозке автобусами по заказу и легковыми такси;
п. 8 - владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее - обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
п. 11- для проведения обследования уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создает комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг (далее - Комиссия), утверждает ее состав, план-график проведения обследования, а также организует работу Комиссии с учетом положений абзаца третьего статьи 33 Федерального закона № 181-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Существо возражений лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении сводится не к отрицанию обязанности по надлежащему исполнению действующего более шести лет законодательства в сфере обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями, а основано на апелляции к отсутствию денежных средств для обеспечения мероприятий, связанных с переоборудованием транспортного парка автобусов.
При этом, привлеченным лицом нивелируется значение обязанности по составлению паспорта доступности, по созданию комиссии и обследования объектов, как второстепенных и зависящих других обстоятельств. Объективно, суду не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о то, что юридическое лицо за прошедшее время не имело возможности создать на предприятии комиссию, провести обследование объектов инфраструктуры ПАП на предмет доступности для пассажиров с ограниченными возможностями, провести паспортизацию объектов. Указанные мероприятия были выполнены после выявления нарушений в течение двух недель, о чем суду представлено документальное подтверждение (19.06.2020- приказ о создании комиссии, 23.06.2020 акт обследования, 30.06.2020- паспорт доступности).
Судья проверял доводы законного представителя привлеченного лица об отсутствии финансовой возможности для исполнения требований закона, однако, данные доводы суд не принимает в силу следующего. МП «Сокольское ПАП» имеет статус юридического лица с лицензируемым видом деятельности- транспортные перевозки пассажиров автобусами. Правила по транспортировке инвалидов, как лиц с ограниченными возможностями, а также по обеспечению доступности для них объектов транспортной инфраструктуры утверждены приказом Минтранса РФ 01.12.2015 и относятся к числу обязательных нормоположений для лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность по данному виду ОКВЭД. Отрицание указанных требований закона и нормативного акта Минтранса по мотиву отсутствия финансирования недопустимо. Кроме этого, суду ничего не представлено в подтверждение того факта, что МП «Сокольское ПАП» обращалось за выделением дополнительного финансирования к своему учредителю и в выделении данного финансирования ему было отказано.
При таких обстоятельствах обоснованность составления административного постановления прокурором Сокольского района подтверждена.
Иных существенных возражений относительно фиксации и документирования события правонарушения от привлеченного юридического лица не поступало.
Ничего иного, что могло бы поставить под сомнение выводы должностного лица, принявшего оспариваемое постановление, в ходе судебного заседания не добыто.
Постановление по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ составлено прокурором района согласно праву, предоставленному ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, и дело рассмотрено по существу уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор в соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ.
Проверив порядок извещения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и дате составления постановления, а также месте и времени рассмотрения дела, нарушений судья не усмотрел, о дате составления прокурором постановления и дате рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо уведомлялось заблаговременно путем вручения извещения лично законному представителю, чьи полномочия подтверждены соответствующими приказами. Таким образом, суд установил, что право на защиту заявителя, как лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, нарушено не было.
Обобщая вышеизложенное, судья соглашается с позицией должностного лица автодорожного надзора, который правомерно квалифицировал действия юридического лица МП «Сокольское ПАП» по ст. 9.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, судья отвергает доводы жалобы о недоказанности состава административного правонарушения по ст. 9.13 КоАП РФ, т.к. установленное должностным лицом автодорожного надзора событие образует состав правонарушения по указанной норме.
Обсудив доводы жалобы, судья находит, что фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, оцененных должностным лицом автодорожного надзора в своей совокупности. Процессуальные документы нарушений к составлению не имеют и правомерно использованы должностным лицом как доказательства по делу об административном правонарушении. Заявленные законным представителем юридического лица ФИО1 доводы о непричастности к совершению правонарушения, были изучены и судьей отвергнуты.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен, к числу малозначительных данное правонарушение не относится, т.к. посягает на права граждан с ограниченными возможностями в сфере промышленности и транспорта.
При принятии решения должностное лицо автодорожного надзора использовал те же доказательства, что были изучены при пересмотре дела, в т.ч. характеризующие. Наказание верно определено в пределах минимальной санкции статьи и соразмерному уменьшению не подлежит.
На основании изложенного, судья, пересматривающий дело считает, что доводы жалобы своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли, в связи с чем в удовлетворении жалобы надлежит отказать, а постановление должностного лица государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта оставить без изменений.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушения РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление ст. государственного инспектора Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 02.07.2020 о привлечении юридического лица МП «Сокольское ПАП» к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ- оставить без изменения, а жалобу МП «Сокольское ПАП» в лице директора ФИО1- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд сторонами в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Сокольский районный суд Нижегородской области.
Судья Е.В. Садчикова