Дело № 12-17/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Демидов 02 ноября 2016 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цветкова А.Н.,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3,
представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО5 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора СОГБОУ <данные изъяты>ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении юридического лица - Смоленского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> (ИНН №, КПП №, ОГРН №, <адрес>),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо СОГБОУ <данные изъяты> привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Директор СОГБОУ <данные изъяты>ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить вышеуказанное постановление, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, в обоснование жалобы ссылается на тяжелое имущественное и финансовое положение учреждения, поскольку оно не осуществляет предпринимательскую деятельность, финансируется за счет средств областного бюджета. Кроме того, административное правонарушение совершено учреждением впервые и не повлекло за собой негативных последствий. Также заявитель указывает, что в постановлении по делу об административном правонарушении неверно определены дата и время совершения правонарушения, а именно указан период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как для определения момента обнаружения длящегося административного правонарушения следует исходить из даты фиксации нарушения в акте проверки.
В судебном заседании представитель СОГБОУ <данные изъяты>ФИО3 вину в совершении административного правонарушения признал и пояснил, что выявленные нарушения в настоящее время практически полностью устранены, вместе с тем, считает, что назначенный штраф в размере 100000 руб. для школы-интерната является чрезмерно высоким, поскольку она является бюджетным учреждением, доходов от предпринимательской деятельности не имеет, просит снизить размер штрафа с учетом финансового положения школы-интерната.
Представители Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании возражали против снижения штрафа, полагая, что назначенный штраф является минимальным, вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частями 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила хранения лекарственных средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 № 706н (далее Правила).
В силу пункта 3 Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Согласно пункту 32 Правил хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В соответствии с пунктом 40 Правил хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена плановая выездная проверка СОГБОУ <данные изъяты> с целью государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок: соблюдения органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); государственного контроля за обращением медицинских изделий посредством проведения проверок соблюдения субъектами обращения медицинских изделий правил в сфере обращения медицинских изделий; организации и проведения проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным обязательным требованиям к их качеству в соответствии с планом контрольно-надзорных мероприятий, утвержденным Генеральной прокуратурой на 2016 год (л.д.38-42).
СОГБОУ <данные изъяты> осуществляет медицинскую деятельность на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-56).
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В нарушение требований ст. 58 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», Общей фармакопейной статьи «Хранение лекарственных средств. ОФС.1.10010.15» (Государственная фармакопея РФ. XIII издание. Том1), утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.10.2015 № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей», не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов для медицинского применения, а именно: выявлены лекарственные препараты, хранящиеся без учета условий хранения в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств; не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией; не осуществляется контроль за своевременной реализацией (использованием) лекарственных средств с ограниченным сроком годности с использованием компьютерных технологий, или стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности, или журналов учета сроков годности; порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности не утвержден руководителем организации; выявлены лекарственные препараты для медицинского применения с истекшим сроком годности, не хранящиеся отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне; не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов для медицинского применения; выявлены лекарственные препараты для медицинского применения, хранящиеся без учета требований к их хранению, указанных на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата - без вторичной упаковки.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.43-48, 57-61).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств невозможности соблюдения качества и безопасности медицинской деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые нельзя было предвидеть и предотвратить.
Выявленные недостатки нарушают право граждан на охрану здоровья в части обеспечения качественными, безопасными лекарственными препаратами.
Постановлением по делу об административном правонарушении № правильно установлено, что СОГБОУ <данные изъяты>, имея возможность для выполнения установленных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» требований и правил, не приняло все зависящие от него меры по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности (л.д.63-67).
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное правонарушение правильно квалифицировано по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в обжалуемом постановлении неверно определены дата и время совершения правонарушения, а именно указан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как для определения момента обнаружения длящегося административного правонарушения следует исходить из даты фиксации нарушения в акте проверки, не является основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку в силу ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указание времени и места совершения правонарушения не является обязательным.
Вместе с тем, рассмотрев доводы заявителя о чрезмерно высоком размере штрафа, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что СОГБОУ <данные изъяты> является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств областного бюджета, доходов от предпринимательской деятельности не имеет, ранее к ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекалось, по делу отягчающих обстоятельств не установлено, суд приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного штрафа до 50000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Смоленского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, снизить размер административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Смоленского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения, с подачей жалобы через Демидовский районный суд Смоленской области.
Судья А.Н. Цветков