ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2016 от 22.03.2016 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-17/2016г.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

р.п. Усть-Абакан, Республика Хакасия 22 марта 2016 года

Судья Усть-Абаканского районного суда РХ Борец С.М., при секретаре Евсеевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке ст.30.6 КоАП РФ, жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица – главного бухгалтера Управления жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ФИО1 на постановление руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия *** от *** о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия *** от *** должностное лицо – главный бухгалтер Управления жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением ФИО1 обратилась суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на малозначительность содеянного и возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Дербунович С.А., доводы жалобы поддержали по тем же основаниям.

Представитель административного органа ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с жалобой не согласилась, считает её необоснованной, просила постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, огласив жалобу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее по тексту – Инструкция № 157н) утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) счет 50200 "Принятые обязательства" предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).

Учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом.

В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно п. 2 Инструкции № 157н бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). <данные изъяты>502 00 ( в том числе 502 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»)») при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным– непосредственно после его окончания.

Несоблюдение должностным лицом ФИО1 приведенных положений закона, подтверждено достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, с *** по *** была проведена выездная проверка на основании приказа от ****** ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия. В ходе проверки выявлено, что в нарушении ч. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 318 Инструкции № 157н Управлением жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия *** не отражены на счете 502. 11 принятые бюджетные обязательства в сумме 207 995 руб. 16 коп. по дополнительному соглашению от ****** к муниципальному контракту от *** с ООО «УКС» *** на выполнение работ по капитальному ремонту МБДОУ «ДС Родничок».

Протокол *** от *** об административном правонарушении отражает нарушения должностного лица ФИО1 Указанные в протоколе обстоятельства подтверждаются: вышеуказанным дополнительным соглашением, главной книгой за *** год, фиксирующей, в том числе оборот по дебету и кредиту.

Таким образом, сомнений в том, что учреждением допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в не отражении в бюджетном учете на счете 502 11 принятых бюджетных обязательств не имеется.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное положение ФИО1 подтверждается приказом от ***. ***, должностной инструкцией главного бухгалтера Управления жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации ..., которой на ФИО1 возложена обязанность по осуществлению, в том числе организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности; учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, своевременного отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением (п. 3.2.)

Поскольку должностным лицом ФИО1 не принято достаточных мер по соблюдению требований бюджетного законодательства, то суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для установления вины должностного лица ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Таким образом, административный орган, имел доказательства и достаточные данные для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.

Вместе с тем, исходя из обстоятельств данного конкретного дела, суд считает необходимым обсудить вопрос о применении ст. 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может зависеть от формальной конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что в действиях ФИО1 формально усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, однако с учетом характера совершенного правонарушения и роли ФИО1, размера не указанных бюджетных обязательств, отсутствие каких-либо значительных негативных последствий, допущенного нарушения, совершенное административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, является малозначительным.

И исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, учитывая, привлечение ФИО1 к административной ответственности за аналогичное правонарушение выявленного в рамках проведения этой же проверки в виде штрафа, судья приходит к выводу о возможности освобождения ФИО1 от административной ответственности за данное правонарушение в виде штрафа и в силу малозначительности совершенного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Поскольку при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом установлена малозначительность административного правонарушения, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судом выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь пунктом 3 ч. 1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление об административном правонарушении *** от ***г. руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного бухгалтера Управления жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ФИО1, по ст. 15.15.7 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного бухгалтера Управления жилищно- коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ФИО1, по ст. 15.15.7 КоАП РФ прекратить в виду малозначительности административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения через Усть-Абаканский районный суд.

Судья С.М. Борец