ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2018 от 11.05.2018 Охинского городского суда (Сахалинская область)

РЕШЕНИЕ

гор. Оха, Сахалинская область 11 мая 2018 года

Судья Охинского городского суда Шишкин О.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования ФИО2 от 21 декабря 2017 года №АП-03-169/2017 о привлечении директора муниципального унитарного предприятия «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городского округа «Охинский» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Охинского городского прокурора от 6 декабря 2017 года в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городского округа «Охинский» (далее МУП «ОКХ», Предприятие) ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Обжалуемым постановлением директор МУП «ОКХ» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Постановление ФИО1 обжаловала в суд, считая его незаконным, подлежащим отмене, а производство по делу – подлежащим прекращению.

В письменных дополнениях к жалобе ФИО1 указала на отсутствие своей вины в совершении вмененного ей административного правонарушения, поскольку МУП «ОКХ» очистные сооружения администрацией муниципального образования не передавались, в соответствии с Уставом осуществление капитального строительства очистных сооружений не входит в компетенцию МУП «ОКХ», а установка прибора учета объема сточных вод на городской канализационной насосной станции является невозможной в связи с проектным решением этой станции. Отмечает, что отсутствие очистных сооружений препятствует получению проекта нормативов допустимых сбросов и разрешения на сброс сточных вод в Охотское море. Указывает, что к полномочиям администрации муниципального образования городского округа «Охинский» относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах этого муниципального образования, что закреплено в Уставе, а значит за администрацией закреплена и обязанность строительства очистных сооружений. Полагает, что МУП «ОКХ» и его руководителем приняты все возможные меры для устранения нарушений законодательства.

Представитель Росприроднадзора по Сахалинской области ФИО в письменных возражениях на жалобу просила оставить оспариваемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании директор МУП «ОКХ» ФИО1 жалобу поддержала, пояснив, что на момент и первого, и второго назначения ее директором Предприятия ей было известно об отсутствии установленных на насосной станции очистных сооружений сточных вод и контрольно-измерительных приборов учета объема сточных вод.

Прокурор Емельянцев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что ФИО1, принимая на себя руководство МУП «ОКХ», достоверно знала об отсутствии очистных сооружений и контрольно-измерительной аппаратуры, ее доводы об отсутствии технической возможности установки такой аппаратуры ничем не подтверждаются.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.

Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, ознакомившись с возражениями, проверив материалы дела, выслушав ФИО1 и прокурора, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч. 2 той же статьи юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Из материалов дела следует, что директор МУП «ОКХ» ФИО1 допустила при осуществлении возглавляемым ею предприятием хозяйственной деятельности по оказанию коммунальных услуг по водоотведению в городе Оха сброс сточных вод в Охотское море по выпуску с координатами 53035’30”СШ, 143002’30”ВД с превышением нормативов концентрации загрязняющих веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552: аммоний-ион - 28 мг/дм3, норматив - 2,9 мг/дм3, превышение в 9,6 раза; БПКп - 170 мг/дм3, норматив – 3,0 мг/дм3, превышение в 57 раз; фосфат-ион – 8,2 мг/дм3, норматив – 0,2 мг/дм3, превышение в 41 раз; фенолы – 0,049 мг/дм3, норматив – 0,001 мг/дм3, превышение в 49 раз; нефтепродукты – 3,8 мг/дм3, норматив – 0,05 мг/дм3, превышение в 76 раз, что установлено 06.09.2017 в результате отбора проб сточных вод в главной канализационной насосной станции.

МУП «ОКХ», в соответствии с Уставом предприятия, утвержденным приказом комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» от 07.08.2017 №113-П, образовано для оказания услуг по содержанию, эксплуатации сетей, необходимых для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений, обеспечения их бесперебойной работы.

Согласно распоряжениям от 09.10.2015 №576, 31.12.2015 №749 за МУП «ОКХ» на праве хозяйственного ведения закреплены производственные здания, помещения и сооружения, предназначенные для оказания коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение), эксплуатации инженерных сетей, объектов водоканализационного хозяйства в целях обеспечения жизнедеятельности населения г. Охи, а также согласно акту приема-передачи от 31.12.2015 №425 МУП «ОКХ» передана городская канализационная насосная станция (далее - ГКНС).

Сброс сточных вод от жизнедеятельности населения города Оха осуществляется в Охотское море Сахалинской области по одному выпуску, Предприятием ведется соответствующий журнал учета сбрасываемых сточных вод.

МУП «ОКХ» осуществляет деятельность на территории города Оха Сахалинской области по водоотведению и сбросу сточных вод в водный объект - Охотское море, при этом сброс сточных вод осуществляется Предприятием без их предварительной очистки, в связи с чем установлено многократное превышение нормативов концентрации в них вредных веществ, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552.

В соответствии с приказом о назначении на должность от 06.02.2017 №8-П, постановлением Администрации муниципального образования городского округа «Охинский» №137 от 06.02.2017 и приказом КУМИиЭ муниципального образования городского округа «Охинский» №127-П от 28.09.2017 ФИО1 назначена директором МУП «ОКХ».

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле исследованными в судебном заседании доказательствами и ФИО1 не оспариваются, эти доказательства отвечают требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Доказательств принятия ФИО1 исчерпывающих мер для соблюдения перечисленных норм законодательства в материалах дела не имеется и в судебном заседании не представлено, поскольку направление 26.10.2017 в администрацию муниципального образования городского округа «Охинский» письма с просьбой назвать сроки завершения строительства очистных сооружений и представить информацию о наличии контрольно-измерительной аппаратуры такими мерами назвать нельзя.

Направление МУП «ОКХ» в октябре 2017 года в уполномоченный орган пакета документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод о принятии таких мер также не свидетельствует, поскольку в этом пакете документов отсутствовали сведения об установке в ГКНС контрольно-измерительной аппаратуры, что заведомо исключало принятие положительного решения, в том числе при отсутствии у Предприятия очистных сооружений, о чем было известно ФИО1

В этой связи являются несостоятельными доводы ФИО1 о том, что очистные сооружения администрацией муниципального образования не передавались МУП «ОКХ», а согласно Уставу осуществление капитального строительства очистных сооружений не входит в компетенцию МУП «ОКХ».

Объективных данных об отсутствии технической возможности для установки в ГКНС контрольно-измерительной аппаратуры в деле не имеется и в судебном заседании сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах государственный инспектор Росприроднадзора пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку ненадлежащее исполнение ей своих должностных обязанностей привело к нарушению требований по охране водного объекта, предусмотренных ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что выразилось в сбросе в Охотское море сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в концентрации в десятки раз превышающей установленные нормативы и, безусловно, может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение этого водного объекта.

Наказание должностному лицу назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

Дело рассмотрено в рамках срока давности привлечения к административной ответственности, определенного статьей 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации по Сахалинской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования ФИО2 от 21 декабря 2017 года №АП-03-169/2017 о привлечении директора МУП «ОКХ» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.В. Шишкин

<данные изъяты>