ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2018 от 19.06.2018 Сунтарского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-17/2018

Р Е Ш Е Н И Е

с. Сунтар 19 июня 2018 года

Судья Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) Федорова А.Н., при секретаре Балаганской Ю.В., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, старшего помощника прокурора Сунтарского района Павловой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <......> ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ../../.... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от ../../....<......> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

<......> ФИО1 подала в Якутский городской суд РС(Я) жалобу на указанное постановление, мотивированное тем, что из содержания постановления не следует, что административным органом исследовались обстоятельства вины директора учреждения, в том числе обстоятельства принятия (непринятия) им мер. В соответствии с Уставом учреждения учредителем является Республика Саха (Якутия), функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). ГКУ РС(Я) «Сунтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Кэскил» находится в полной зависимости от финансирования из республиканского бюджета. В соответствии с п. 1.6 Положения Министерства труда и социального развития РС(Я), утвержденное Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2015 года № 458 финансовое обеспечение деятельности Министерства, его территориальных органов и подведомственных учреждений осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Нарушение сроков оплаты допущено в связи с не доведением Министерством финансов РС(Я) денежных средств из республиканского бюджета. Руководителем учреждения предпринимались меры по устранению нарушения, в известность поставлен учредитель и распорядитель бюджетных средств. Кроме того, по делу не привлечен потерпевший, поскольку в результате неисполнения условий контрактов в виде нарушения сроков оплаты затрагиваются права ИП Д.В.И. Считая, что УФАС по РС(Я) не доказано наличие в бездействии учреждения вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу.

Определением судьи Якутского городского суда РС(Я) от 13 апреля 2018 года жалоба <......> передана на рассмотрение Сунтарского районного суда РС(Я) и дело поступило в Сунтарский районный суд ../../.....

В судебном заседании <......> ФИО1 поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, просит отменить постановление по делу от ../../.... и прекратить производство по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что нарушений по делу, влекущих отмену постановления не имеется, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В силу ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в государственный контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 названного Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты (ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 12, ст. 107 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 названного Федерального закона, в том числе административную.

Из материалов дела, следует, что ../../.... между ГКУ РС(Я) «Сунтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Кэскил» в лице заведующей ФИО1 (далее - заказчик) и ИП Д.В.И. (далее - подрядчик) в лице Д.В.И. заключен государственный контракт № Ф.2017.452851 об оказании услуг по проведению работ установки оборудования благоустройства в спальном корпусе на сумму 218 410 рублей 18 коп. Согласно п. 12.1 Контракта, Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до ../../...., т.е. с ../../.... по ../../...., а в части финансовых обязательств, до полного их исполнения. В силу п. 12. Контракта Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить надлежащим образом выполненные работы, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Контракта, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Пунктом 3.3 Контракта предусмотрено, что оплата производится по безналичному расчету в соответствии с условиями Контракта, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актов выполненных работ по форме КС -2 и справки о выполненных работ по форме КС -3, на основании выявленных Исполнителем счетов в течении 15 рабочих дней с момента получения счета. Согласно п. 3.4 Контракта оплата по контракту осуществляется в безналичной форме в рублях. В соответствии с п. 3.5 Контракта обязательства Заказчика по оплате выполненных работ считаются исполненными с момента списания денежных средств (л.д. 45-53).

../../.... услуги по проведению работ установки оборудования благоустройства в спальном корпусе, установленные указанным Контрактом, Подрядчиком перед Заказчиком исполнены в полном объеме, что подтверждается копией акта о приемке выполненных работ от ../../.... (л.д. 54-56), копией справки о стоимости выполненных работ и затрат от ../../.... (л.д. 57), копией счета от ../../.... на сумму 218 410 рублей 18 коп. (л.д. 58), следовательно, в силу ч. 13.1 Федерального закона № 44-ФЗ оплата должна быть произведена в срок не более тридцати дней, то есть до ../../.....

Оплата в сумме 218 410 рублей 18 коп. по государственному контракту № Ф.2017.452851 от ../../.... производились ГКУ РС(Я) «Сунтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Кэскил» 07 и ../../...., что подтверждается платежными поручениями от ../../.... и от ../../...., однако платежное поручение от ../../.... возвращено отправителю в связи с тем, что оплата не относится к первоочередным расходам, а платежное поручение от ../../.... возвращено отправителю в связи с отсутствием средств на счете.

В момент вынесения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанного постановления от ../../.... в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие оплату заказчиком обязательств по указанному Контракту в полном объеме.

Директором <......> является ФИО1, что подтверждается копией приказа министра труда и социального развития РС (Я) № 84-ок от 20 марта 2008 года (л.д. 64).

Согласно пункту 2.2 Должностной инструкции директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, утвержденной Министром труда и социального развития РС (Я) ../../.... (далее Инструкция), на директора организации возлагается функция по осуществлению контроля за эффективностью деятельности организации, в том числе финансовой и административно – хозяйственной деятельности.

Вина <......> ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, подтверждается: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ../../.... (л.д. 35-38); - копией государственного контракта № Ф.2017.452851 от ../../.... (л.д. 45-53); - копией акта от ../../.... (л.д. 54-56); - копией справки о стоимости выполненных работ от ../../.... (л.д. 57); - копией счета от ../../.... (л.д. 58); - копиями платежных поручений и 414 от 07 и ../../.... (л.д. 59-60); - копиями отчетов о движении платежных документов от ../../.... и ../../.... (л.д. 62-63); - копией приказа -ок от ../../.... (л.д. 64); - копией должностной инструкции директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (л.д. 66-70); -копией объяснительной ФИО1 от ../../.... (л.д. 71-72).

Исходя из конкретных обстоятельств по делу, прихожу к выводу о том, что в действиях должностного лица имеется состав вмененного ему правонарушения, что подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления его вины. Объективная и субъективная стороны противоправного деяния должностного лица ФИО1, определено верно.

Доказательств о невозможности соблюдения должностным лицом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые он не мог предвидеть и предотвратить, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины должностного лица во вмененном ему правонарушении с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ.

Также не усматриваю существенных процессуальных нарушений при привлечении ФИО1 к административной ответственности, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оценив все обстоятельства и исходя из последствия возможных нарушений и возможности их устранения.

Довод жалобы о том, что несвоевременная оплата по государственному контракту связана с недостаточностью финансирования со стороны Министерства финансов РС (Я), подлежит отклонению, как несостоятельный.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Планирование закупок в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Частью 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

При этом согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Таким образом, с учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

Вопреки доводам жалобы привлечение к участию деле в качестве потерпевшего ИП Д.В.И. не требовалось. Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, является формальным и для квалификации действий по данной норме права не требуется обязательного наступления неблагоприятных последствий. Кроме того, при возбуждении и производстве по делу об административном правонарушении ИП Д.В.И. в качестве потерпевшего в установленном порядке не привлекался.

Таким образом, наличия оснований предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств дела, на основании которых должностным лицом было вынесено постановление, а также существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ или нарушения подведомственности дела, при рассмотрении жалобы не выявлено.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № 06-24/18А от 15 марта 2018 года, вынесенное в отношении <......> ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья п/п А.Н. Федорова Копия вернаСудья А.Н. Федорова