ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2018 от 21.03.2018 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-17/2018

РЕШЕНИЕ

по протесту на постановление по делу

об административном правонарушении

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Фроленкова Е.Е,

с участием: помощника прокурора Нанайского района Иванова П.А,

лица, привлекаемого к административной ответственности, Трембач О.Я.,

представителя уполномоченного органа - УФК по Хабаровскому краю ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев протест прокурора Нанайского района Хабаровского края на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное УФК по Хабаровскому краю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица Трембач Ольги Яковлевны,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением прокурора Нанайского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - временно исполняющей обязанности главного бухгалтера ОМВД России по Нанайскому району ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 КоАП РФ по тем основаниям, что она, занимая с ДД.ММ.ГГГГ должность временно исполняющей обязанности главного бухгалтера Отдела Министерства внутренних дел по Нанайскому району, выступая в качестве лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета и ответственного за соблюдение сроков формирования и предоставления в орган Федерального казначейства документов, подтверждающих факт принятия ОМВД России по Нанайскому району бюджетных обязательств, систематически не принимала мер по соблюдению сроков предоставления контрактов в орган Федерального казначейства для учета обязательств, оплата которых должна была быть произведена за счет средств федерального бюджета. Данное постановление было направлено для рассмотрения в Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю.

Постановлением заместителя начальника Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ в отношении временно исполняющего обязанности главного бухгалтера ОМВД России по Нанайскому району Трембач Ольги Яковлевны прекращено по тем основаниям, что в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (Федеральный закон от 07.06.2017 N2 118-ФЗ), внесены изменения, вступившие в силу с 18.06.2017 г. в части изменения формулировки ст. 15.15.7 КоАП РФ, в результате чего, по мнению лица вынесшего постановление, с момента внесения указанных изменений в КоАП РФ получатель средств федерального бюджета должен быть освобожден от предусмотренной федеральным законодательством ответственности за неисполнение требований Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 г. N2 221н (далее - Порядок).

Не согласившись с постановлением заместителя начальника Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.7 КоАП РФ в отношении должностного лица Трембач О.Я. прокурор Нанайского района Хабаровского края Каменев А.Н. обратился в Нанайский районный суд с протестом на указанное постановление об его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора Нанайского района Иванов П.А., основываясь на доводах, изложенных в протесте прокурора, наставал на отмене постановления заместителя начальника УФР по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с направлением дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ в отношении должностного лица Трембач О.Я. на новое рассмотрение.

Должностное лицо Трембач О.Я. суду подтвердила допущенные нарушения, объяснив это тем, что сроки предоставления контрактов в орган Федерального казначейства для учета обязательств, оплата которых должна была быть произведена за счет средств федерального бюджета, ею нарушены по объективным причинам в силу большой рабочей нагрузки.

Представитель уполномоченного органа - УФК по Хабаровскому краю ФИО1, действующий по доверенности, по протесту прокурора возражал и настаивал на том, что постановление заместителя начальника УФК по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ обосновано, законно и отмене не подлежит.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного решения.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из положений ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции Федерального закона N2 118-ФЗ), установлена административная ответственность должностного лица казенного учреждения за нарушение порядка учета принятых бюджетных и денежных обязательств.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ), под получателем бюджетных средств понимается, в том числе, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или)исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.

В свою очередь, в соответствии с ч. 11 ст. 161 БК РФ, нормы бюджетного законодательства, определяющие особенности правового положения казенных учреждений, распространяются в том числе и на органы государственной власти, к которым, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации относятся органы исполнительной власти.

При этом, в силу ч. 1 ст. 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет и исполняет бюджетную смету;

- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

- обеспечивает результативность, целевой характер использования

предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

- ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

- формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств -соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 г. N2 699 (далее - Положение), МВД России является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят Управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы (отделы по городам и районам), которые обладают полномочиями участника бюджетного процесса - получателя бюджетных средств.

Кроме того, в силу ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 г. N2 3-ФЗ «О полиции» полиция, в лице ОМВД России по Нанайскому району, является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ, и предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3. ст. 219 БК РФ).

В соответствии с требованиями ст.219 БК РФ приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 N2 221н утвержден Порядок.

В силу п. 1 Порядка, последний устанавливает порядок исполнения федерального бюджета по расходам в части учета территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.

В соответствии с п.п. 3, 5 Порядка постановка на учет бюджетных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном обязательстве (далее Сведения), сформированных получателями бюджетных средств. Сведения формируются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени получателя бюджетных средств.

Согласно п.п. 7, 8 Порядка, постановка на учет бюджетного обязательства осуществляется в соответствии со Сведениями, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, согласно приложению N 4.1 к Порядку. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании контрактов (договоров) подлежат формированию и направлению в орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня заключения соответствующего контракта (договора).

Из приведенных выше норм права в их системной взаимосвязи следует, что ОМВД России по Нанайскому району при возникновении бюджетного обязательства в результате заключения договора для нужд отдела, обязан руководствоваться Порядком, так как в силу ст. ст. 6, 161, 162 БК РФ на отдел возлагаются обязанности получателя бюджетных средств федерального бюджета (также являющегося казенным учреждением),указанные в п. 8 Порядка в части своевременного направления документов о принятом бюджетном обязательстве в казначейство, то есть требования порядка бюджетного учета казенным учреждением принятых бюджетных обязательств.

Таким образом, ОМВД России по Нанайскому району является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, действия (бездействия) которого по нарушению Порядка в части нарушения срока постановки бюджетных обязательств на учет образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, как в редакции Федерального закона № 118-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции.

При этом, формулировка ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 118-ФЗ не ухудшает положение привлекаемого к ответственности лица в связи с тем, что в силу приведенных выше норм права, разница между «порядком учета бюджетных обязательств» и «порядком бюджетного учета казенным учреждением принятых бюджетных обязательств» применительно к получателю бюджетных средств, на которого распространяются положения ст. 161 БК РФ, то есть ОМВД России по Нанайскому району, отсутствует, и санкция статьи 15.15.7КоАП РФ не претерпела своих изменений.

Фактически редакцией ст. 15.15.7 КоАП РФ от 18.06.2017 г. конкретизирован субъект привлечения к административной ответственности.

Оснований для ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности в связи с изменениями в КоАП от 18.06.2017 г. таким образом, не усматривается.

Суд находит, что при вынесении постановления о прекращении производства по делу ссылка уполномоченного органа на информационное письмо для служебного пользования Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование выводов о наличии оснований для прекращении производства по делу об административном правонарушении не основана на законе, поскольку в силу п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009, не является нормативным правовым актом, следовательно его положения не являются общеобязательными для участников соответствующих правоотношений и не могут быть положены в основу принятия решения по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в вышеуказанном письме выражена лишь позиция федеральных органов исполнительной власти, которые не наделены полномочиями по официальному разъяснению норм КоАП РФ, порядка его применения для участников соответствующих правоотношений и не могут быть положены в основу принятия решения по делу об административном правонарушении.

При возбуждении дела об административном правонарушении, прокурором должностному лицу ОМВД России по Нанайскому району вменено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, в том числе по государственным контрактам, заключенным до 18.07.2017 г., то есть до даты вступления в силу Федерального закона № 118.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в редакции, действовавшей до 18.06.2017 г., прямо установлена административная ответственность за нарушение порядка учета бюджетных обязательств. Нарушение Порядка (в том числе ранее действовавшего Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 98н) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, с учетом того, что должностному лицу вменяются нарушения, допущенные до 18.06.2017 г., то в силу ст. 1.7 КоАП РФ действия последнего подлежат квалификации по ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения данных правонарушений.

Однако, уполномоченным органом дело об административном правонарушении в отношении Трембач О.Я. прекращено исключительно с учетом редакции ст. 15.15.7 КоАП РФ, вступившей в силу с 18.06.2017 г. При этом квалификация действий должностного лица по нормам КоАП РФ в ранее действующей редакции не ухудшила положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, при рассмотрении дела уполномоченным органом не учтены положения п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: о том, что право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи (административного органа).

Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Статьей 15.15.6 КоАП РФпредусмотрена административная ответственность, в том числе за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, иных сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как было отмечено выше, согласно Порядку, не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора, в орган федерального казначейства направляются сведения о принятом обязательстве (далее - сведения) с приложением документов, подтверждающих данных факт (например, договора или государственного контракта).

Использование сведений, согласно абз. 2 п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам. В свою очередь, санкционирование оплаты денежных обязательств является составной частью исполнения бюджета (п. 2 ст. 219 БК РФ).

Таким образом, поскольку направление сведений является составляющей частью исполнения бюджета, то нарушение сроков их направления в орган федерального казначейства также следует рассматривать как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ

Санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ является административный штраф для должностного лица в размере от 10 до 30 тыс.руб. Аналогичная санкция также предусмотрена по ст. 15.15.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатком протокола, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен.

Учитывая, указанные правовые позиции ВС РФ у административного органа имелись правовые основания для переквалификации вмененного должностному лицу ОМВД России по Нанайскому району правонарушения со ст. 15.15.7 КоАП РФ на ст.15.15.6 КоАП РФ, поскольку данные обстоятельства, во-первых, не ухудшали бы положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а, во- вторых, вменяемое административное правонарушение, как правонарушение по ст. 15.15.6 КоАП РФ, имеют единый родовой признак- нарушения бюджетного законодательства при использовании средств федерального бюджета.

Данные полномочия административным органом не реализованы, поэтому суд приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Трембач О.Я. - временно исполняющей обязанности главного бухгалтера ОМВД России по Нанайскому району Хабаровского края прекращено незаконно.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Материалы производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Трембач О.Я. административным органом по существу не рассмотрены. Прекращая производство по делу об административном правонарушении, уполномоченный орган не дал правовую оценку совокупности собранных по делу доказательств, а также доводам постановления прокурора, что является нарушением требования ст. ст. 24.1, 26.11, 29.1 КоАП РФ и основанием для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, уполномоченный орган не выяснил все обстоятельства совершенного административного правонарушения, в том числе не принял меры к верному установлению события административного правонарушения, правильной квалификации совершенного правонарушения.

Необоснованное освобождение должностного лица от административной ответственности при отсутствии на то оснований не обеспечивает достижение задач законодательства об административных правонарушениях, установленных ст. 1.2 Кодекса, по защите экономических интересов государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку УФК по Хабаровскому краю неверно применены положения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушения бюджетного законодательства, должным образом не исследованы материалы дела, не решен вопрос о квалификации совершенного правонарушения, что повлекло за собой незаконное прекращение производства по делу об административном правонарушении и невозможность привлечения виновного должностного лица к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что протест прокурора Нанайского района Хабаровского края подлежит удовлетворению в полном объеме, а постановление заместителя руководителя УФК по Хабаровскому краю отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И ЛА:

Постановление заместителя начальника Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью статьей 15.15.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - временно исполняющей обязанности главного бухгалтера ОМВД России по Нанайскому району ФИО2 отменить, протест прокурора Нанайского района Хабаровского края Каменева А.Н удовлетворить.

Направить дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - временно исполняющей обязанности главного бухгалтера ОМВД России по Нанайскому району ФИО2 административному правонарушению, предусмотренному ст. 15.15.7 КоАП РФ, в Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения

Судья Фроленкова Е.Е.

___________________