Дело № 12-17/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мирный 6 апреля 2021 г.
Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Агеев Д.А.
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 о назначении административного наказания от 01 июня 2020 года №38-1352-1062/ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 01 июня 2020 года №38-1352-1062/ПС ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит указанное постановление признать незаконным и отменить, указывает, что нарушения, установленные инспектором при проведении контроля (надзора) на опасных производственных объектах МУП «ЖЭУ» г. Мирный Архангельской области и указанные в обжалуемом постановлении, являются незначительными и были устранены в ходе проведения проверки, при этом относительно отсутствия разработанного плана работы по осуществлению производственного контроля, отмечает, что предприятием разработаны мероприятия по осуществлению производственного контроля. Остальные нарушения считает малозначительными, не нарушающими безопасность государства, не являющимися общественно-опасными, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствует. Кроме того, все замечания были устранены в ходе проверки. Полагает, что инспектором не объективно рассмотрены все обстоятельства дела.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 и его защитника Гладышева Р.И., о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, обязательным правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности является наличие в его действии противоправного (виновного) поведения (действия или бездействия).
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Как следует из материалов дела, в период с 11 по 24 марта 2020 года должностными лицами Северо-Западного управления Ростехнадзора на основании распоряжения заместителя руководителя от 20 февраля 2020 года № проведена плановая выездная проверка МУП «ЖЭУ» с целью соблюдения лицензиатом лицензионных требований промышленной безопасности.
При проведении плановой выездной проверки МУП «ЖЭУ» на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов – система теплоснабжения № 1 (котельная №) III класс опасности, расположенный по адресу: <...>, система теплоснабжения № 3 (котельная № 3) III класс опасности, площадка хранения мазутного топлива, III класс опасности, расположенный по адресу: <...>, выявлены нарушения обязательных норм и Правил, а именно:
- не разработан план работы по осуществлению производственного контроля (подпункт «и» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 11 постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 263);
- на корпус резервуара с мазутом не нанесен номер согласно технологической схеме (подпункт «у» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.5.10 приказа Ростехнадзора от 7 ноября 2016 года N 461);
- на входных дверях помещения мазутнонасосной станции не нанесены надписи, обозначающие категорию помещения по взрывопожароопасной и пожарной опасности в класс взрывоопасной зоны (подпункт «у» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 5.5 приказа Ростехнадзора от 7 ноября 2016 года N 461);
- на газопроводах газорегуляторной установки в котельной № 3 не нанесены направления движения потока газа (подпункт «у» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 9 приказа Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года N 542).
По факту выявленных нарушений должностным лицом Северо-Западного управления Ростехнадзора - государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Архангельской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника теплового хозяйства МУП ЖЭУ ФИО1 по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 01 июня 2020 года №38-1352-1062/ПС ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МУП ЖЭУ на основании лицензии №ЭВ-27-000222 от 12 октября 2007 года (переоформлена 01 апреля 2013 года) осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов – системы теплоснабжения №1, системы теплоснабжения №3 и площадки хранения мазутного топлива, имеющих III класс опасности, зарегистрированного в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Такие требования установлены, в частности, в статьях 9, 11 Федерального закона N 116-ФЗ.
В силу части 1 статьи 9 ФЗ N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (ред. от 16.02.2019) "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности") утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, согласно пп. «и, у» п.5 Положения, являются, в том числе:
- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта.
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30929) утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
Согласно п.9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461 (ред. от 15.01.2018) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2016 N 44503) утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов".
В соответствии с п.2.5.10 Правил №461 каждый резервуар, введенный в эксплуатацию, должен соответствовать проектной документации, иметь технический паспорт, в котором указан его порядковый номер согласно технологической схеме резервуарного парка, нанесенный также на корпус резервуара.
Согласно п.5.5 требований к содержанию территории, зданий и сооружений опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов (раздел 5 Правил №461), на входных дверях производственных помещений должны быть нанесены надписи, обозначающие категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасных зон.
В силу положений абз. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3 и 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 25.10.2019) "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте").
Согласно п.7 Правил производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан, в том числе, разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации (пп. «б» п.11 Правил).
Согласно ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной норме следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу, что начальник теплового хозяйства МУП ЖЭУ ФИО1, являясь должностным лицом, ненадлежащим образом выполнил свои служебные обязанности: не осуществил надлежащим образом руководство работниками теплового хозяйства, контроль исправного состояния и безопасной эксплуатации оборудования теплового хозяйства, формирование организационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности работы теплового хозяйства, что повлекло нарушение лицензионных требований.
Положением о структурном подразделении «Тепловое хозяйство», утвержденным директором МУП «ЖЭУ» ФИО3 от 17 декабря 2012 года, закреплено, что подразделение непосредственно подчиняется главному инженеру предприятия, возглавляет Подразделение начальник Теплового хозяйства.
В силу пп. 7.1, 7.2 Положения ответственность за надлежащее и своевременное выполнение подразделением функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник Теплового хозяйства. На начальников и руководителей участков и служб Теплового хозяйства возлагается персональная ответственность, в том числе за соблюдение действующего законодательства, нормативно технических документов, инструкций ОТ и ТБ в процессе руководства.
Приказом директора МУП ЖЭУ №01/01-15 от 15 января 2020 года утверждено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах МУП ЖЭУ г. Мирный Архангельской области.
В соответствии с пунктами 1.7, 1.9 Положения ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности. Пунктом 1.10 Положения производственный контроль на предприятии возложен на главного инженера.
Вместе с тем согласно приказу от 10 сентября 2019 года № «Об организации безопасной эксплуатации опасных производственных объектов МУП «ЖЭУ» (действующему на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) на главного инженера предприятия возложено общее руководство за деятельностью ответственных лиц по вопросам безопасной эксплуатации опасных производственных объектов предприятия.
К числу таких ответственных лиц относится начальник теплового хозяйства МУП «ЖЭУ».
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором предприятия 18 ноября 2015 года, начальник теплового хозяйства относится к категории руководителей (пункт 1 раздела I), ему подчиняются весь цеховой персонал и начальники участков, входящих в состав теплового хозяйства (пункт 5 раздела I), к его должностным обязанностям относится: осуществление руководства работниками теплового хозяйства, контроль исправного состояния и безопасной эксплуатации оборудования теплового хозяйства, соблюдения подчиненными работниками техники безопасности, сроков и качества работ и пр. (раздела III).
Таким образом, начальник теплового хозяйства МУП «ЖЭУ» выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть является должностным лицом по смыслу, придаваемому понятию «должностное лицо» статьей 2.4 КоАП РФ.
ФИО1 приказом и.о. директора МУП ЖЭУ №*** от 16 июля 2018 года переведен на должность начальника теплового хозяйства.
С указанной должностной инструкцией ФИО1 ознакомлен лично, о чем имеется его подпись от 04.02.2020 года.
В соответствии с приказами от 10 сентября 2019 года № «О назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды», от 10 сентября 2019 года № «О назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок на участках» общее руководство и контроль за исправным состоянием и эксплуатацией опасных производственных объектов на участке «Тепловое хозяйство», где и были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, возложено на начальника ФИО1
Таким образом, ФИО1, являясь начальником теплового хозяйства, был обязан осуществлять контроль за эксплуатацией производственных объектов.
Между тем, обязанность разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации (п.22 Инструкции) должностной инструкцией, утвержденной директором МУП ЖЭУ 01 декабря 2018 года, возложена на главного инженера.
Поскольку в должностные обязанности начальника теплового хозяйства ФИО1 не входит разработка плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации, выводы о данном нарушении подлежат исключению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 о назначении ФИО1 административного наказания от 01 июня 2020 года №38-1352-1062/ПС подлежит изменению путем исключения из его описательно-мотивировочной части выводов о нарушении в части не разработки плана работы по осуществлению производственного контроля (подпункт «и» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 11 постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 263).
На основании изложенного, руководствуясь п.2ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 о назначении административного наказания от 01 июня 2020 года №38-1352-1062/ПС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 изменить: исключить из описательно-мотивировочной части вывод о нарушении в части неразработки ФИО1 плана работы по осуществлению производственного контроля (подпункт «и» пункта 5 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492, части 1, 2 статьи 9, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 11 постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 года N 263).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Агеев Д.А.