ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2021 от 06.10.2021 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №12-17/2021

УИД 87RS0002-01-2021-000453-31

Р Е Ш Е Н И Е

6 октября 2021 года г.п.Угольные Копи

ул.Школьная,13

Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В.,

с участием представителя юридического лица ОАО «Шахта Угольная» адвоката Величко О.М., представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, ордер от ДД.ММ.ГГГГ, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе юридического лица - ОАО «Шахта Угольная» на постановление о назначении административного наказания №913/в-21/пс1 от 11.06.2021 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания №913/в-21/пс1 от 11.06.2021, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В., юридическое лицо ОАО «Шахта Угольная» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Как следует из обжалуемого постановления, по результатам проведенной плановой выездной проверки (Акт проверки от 30.04.2021 №4/в-21) установлено, что у ОАО «Шахта «Угольная» имеется лицензия на право пользования недрами АНД 00846 ТЭ с целевым назначением для разведки и добычи угля на поле шахты Анадырской Анадырского буроугольного месторождения.

Действующим проектным документом на отработку балансовых запасов бурого угля на участке недр ОАО «Шахта «Угольная» являются «Изменения к Дополнению к Проекту реконструкции ОАО «Шахта «Угольная» по данным утверждённых кондиций и запасов угля». Проектная документация согласована протоколом ТКР по Чукотскому автономному округу от 18.11.2015 №16. Календарным планом указанного проекта установлена добыча бурого угля с 2015 по 2025 годы в объеме 230 тыс. тонн в год.

План развития горных работ на 2020 год (с 01.01.2020 по 30.05.2020) согласован протоколом Управления Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу от 18.12.2019 №31. Решением технического совещания Дальневосточного управления Ростехнадзора (протокол от 27.05.2020 № 9) в согласовании Плана развития горных работ ОАО «Шахта «Угольная» на 2020 год (с 01.06.2020 по 31.12.2020) отказано, в связи с существенными нарушениями требований законодательных и нормативных актов в области промышленной безопасности и неспособностью предприятия обеспечить противоаварийную защищенность опасного производственного объекта I класса опасности.

Сравнительным анализом объемов добычи по лицензии АНД 00846 ТЭ, предусмотренных условиями лицензионного соглашения, проектными решениями и фактических объемов добычи полезных ископаемых установлено, что ОАО «Шахта Угольная» не соблюдены условия пользования недрами и требования технического проекта, а именно, согласно сведений, представленных в форме 5-гр, фактический уровень добычи за 2020 год составил 93 тыс. тонны, что не соответствует уровню добычи, определенному техническим проектом разработки месторождения - 230 тыс. тонн.

Указано, что юридическим лицом ОАО «Шахта «Угольная» не обеспечен уровень добычи бурого угля по лицензии АНД 00846 ТЭ, нарушен п.7 условий пользования недрами, п. 10 ч. 2 ст. 22, Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ - «Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами».

Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо ОАО «Шахта Угольная» обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указано, что выводы государственного инспектора Росприроднадзора о наличии вины в действиях ОАО «Шахта Угольная» по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с «Изменениями к Дополнению к Проекту реконструкции шахты «Угольная» - по данным утвержденных кондиций и запасов угля» годовая проектная мощность производства составляет 230 тыс. тонн угля.

Предприятие ведет работы со снижением объемов добычи бурого угля на основании согласованных ежегодных календарных планов развития горных работ с предоставлением обоснования снижения уровня добычи угля в соответствии с п.9 «Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1466.

В соответствии с п. 21 ст.3, п.2 ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 (ред. от 08.12.2020) «О недрах», Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1466 и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 15.12.2020, уровень добычи и уточнённые нормативы потерь угля ежегодно согласовывается Дальневосточным Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу совместно с Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Чукотскому автономному округу при рассмотрении годовых планов развития горных работ. На 2020 год (период с 01.01.2020 по 30.05.2020) – протоколом технического совещания Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному Управлению Ростехнадзора по рассмотрению Программы развития горных работ уровень добычи согласован в количестве 21 тыс. тонны, предшествующий период 2019 года добыто товарного угля – 82 тыс. тонн.

Фактически годовые объёмы добычи угля планируются исходя из потребностей хозяйствующих субъектов округа на основании соответствующих договоров об объёмах поставок угля. Объёмы добычи определяются на основании маркшейдерских замеров погашенных в недрах запасов. Отклонения фактических уровней добычи от установленных проектной документацией показателей связаны не с техническими и организационными причинами, а с динамикой потребительского спроса, из-за резкого снижения потребности в угле местных потребителей Чукотского АО, объёмы зачастую корректируются в течение года.

Причинами, повлёкшими добычу угля в объемах, меньше проектируемых, являются на протяжении последних лет значительное снижение потребностей потребителей Чукотского автономного округа в приобретении твёрдого топлива (бурого угля), добываемого ОАО «Шахта «Угольная». Снижение потребления твёрдого топлива вызвано развитием энергоэффективности потребителей, с газификацией Анадырской ТЭЦ, а также с приобретением более дешёвого твёрдого топлива за пределами Чукотского АО. Кроме того, согласно Заключению о склонности к самовозгоранию и продолжительности инкубационного периода самовозгорания угля шахтопласта Анадырского ОАО «Шахта «Угольная» НЦ «Вост НИИ», отрабатываемый пласт Анадырский относится к категории - склонные к самовозгоранию и имеет инкубационный период от 52 суток до 60 суток согласно результатам оценки. Так как добываемый уголь склонен к самовозгоранию, то добыча твердого топлива в количестве, сверх заявленного потребителями, согласно заключённых договоров, является экономически нецелесообразной и влечёт за собой ухудшение качества добытого и выданного на поверхность бурого угля вплоть до его полной непригодности для дальнейшего использования в качестве топлива. При таких обстоятельствах, добыча угля сверх необходимого является нерациональным использованием недр, что является нарушением п. 7 ч.2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 №2395- 1 «О недрах», несущим убытки для предприятия.

Добыча угля в объемах, меньших проектируемых, не причинило вреда жизни и здоровью людей, вреда экологии, экономического ущерба интересам государства, Чукотского автономного округа и предприятия, не привело к возникновению или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. При формально противоправном поведении ОАО «Шахта «Угольная» преследовались цели обеспечения рационального недропользования.

Просит суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания №913/в-21/пс1 от 11.06.2021 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель юридического лица ОАО «Шахта Угольная» адвокат Величко О.М. поддержал доводы жалобы и просил суд ее удовлетворить.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В. в судебное заседание не явилась. О месте и времени слушания дела извещена в установленном законом порядке. В отзыве с доводами жалобы не согласилась. Просила суд оставить постановление №913/в-21/пс1 от 11.06.2021 без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент проведения проверки в ОАО «Шахта Угольная»), пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:

- непосредственного пользования недрами (осуществления какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных ст. 6 Закона РФ №2395-1 «О недрах»);

- совершения при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Согласно ч.7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно ст.11 Закона №2395-1, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 12 Закона №2395-1 предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу п.10 ч.2 ст.22 Закона №2395-1, пользователь недр обязан обеспечить в том числе выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

При изучении административного материала судом установлено, что у ОАО «Шахта «Угольная» имеется лицензия на право пользования недрами АНД 00846 ТЭ с целевым назначением для разведки и добычи угля на поле шахты Анадырской Анадырского буроугольного месторождения.

В соответствии с п.3.2.1 Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами, добычу угля необходимо производить в количествах, устанавливаемых в результате ежегодного рассмотрения планов развития горных работ в Комитете природных ресурсов (далее – КПР) по Чукотскому автономному округу до 1 января года планируемой отработки и фиксируемых в специальных дополнительных приложениях к лицензии.

Пунктом 3.1.3 Лицензионного соглашения предусмотрено, что необходимо ежегодно согласовывать с органами Госгортехнадзора и КПР по Чукотскому автономному округу планы развития горных работ и нормативы потерь.

Из протокола №31 технического совещания по рассмотрению Плана развития горных работ на 2020 год ОАО «Шахта Угольная» от 18.12.2019 следует, что на 2020 год на период с 01.01.2020 по 30.05.2020 уровень добычи согласован в количестве 21 тыс. тонн.

Из протокола №9 технического совещания по рассмотрению Плана развития горных работ на 2020 год ОАО «Шахта Угольная» от 27.05.2020 следует, что в согласовании плана развития горных работ ОАО «Шахта Угольная» на 2020 год на период с 01.06.2020 по 31.12.2020, где планировалось добыть 71 тыс. тонн угля, отказано в связи с существенными нарушениями требований законодательных и нормативных актов в области промышленной безопасности с неспособностью предприятия обеспечить противоаварийную защищенность опасного производственного объекта 1 класса опасности. Руководству предприятия поручено обеспечить самостоятельную приостановку ведения подземных горных работ и исполнение требований «Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами».

Основанием для отказа явились нарушения требований законодательных и нормативных актов в области промышленной безопасности.

Из заключения АО «Научный центр ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности в горной отрасли №04/9 от 28.01.2021 следует, что уголь пластов Анадырский верхний, Анадырский средний в условиях ОАО «Шахта Угольная» отнесен к категории «склонный к самовозгоранию». Инкубационный период самовозгорания углей составляет для шахтопласта Анадырский верхний – 78 суток, Анадырский средний – 76 суток.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценивая представленные сторонами доказательства, доводы сторон в обоснование своей позиции по делу, суд полагает установленным, что квалификация действий ОАО «Шахта Угольная» по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ нашла свое подтверждение при рассмотрении дела, поскольку в ходе производства по делу был установлен факт нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, поскольку в установленном законом порядке согласование уменьшения добычи угля не было проведено.

Вместе с тем, суд считает возможным рассмотреть вопрос о малозначительности деяния в связи со следующим.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П разъяснено, что в силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.

Использование этой возможности применения малозначительности к совершенному правонарушению не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Учитывая, что совершенное ОАО «Шахта Угольная» деяние, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, но принимая во внимание, что на первую половину 2020 года сниженный размер добычи угля был утвержден в установленном Лицензионным соглашением, на вторую половину года утверждение заявленного размера добычи не было осуществлено не в связи с малым размером добычи угля, указанным в проекте, а по иным основаниям, что снижение добычи угля не привело к причинению вреда жизни, здоровью людей, поскольку факт снижения добычи угля в связи со снижением спроса на него последние три года прослеживается в представленных в административном материале документах, что уменьшение количества добычи угля не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также что превышение количества добычи требуемого для потребления угля и необходимость его хранения в течение продолжительного промежутка времени (в течение более двух с половиной месяцев) может привести к его самовозгоранию, является экономически нецелесообразной и влечёт за собой ухудшение качества добытого и выданного на поверхность бурого угля вплоть до его полной непригодности для дальнейшего использования в качестве топлива, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания №913/в-21/пс1 от 11.06.2021 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В., на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению с освобождением юридического лица ОАО «Шахта Угольная» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявлением устного замечания.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания №913/в-21/пс1 от 11.06.2021 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора П.Б.В., отменить.

Производство по делу в отношении юридического лица – ОАО «Шахта Угольная» прекратить, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить юридическому лицу - ОАО «Шахта Угольная» устное замечание.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Евланова