ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2021 от 11.03.2021 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-17/2021

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

г.Бирск 11 марта 2021 года

Судья Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан Коровина О.А.,

с участием должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» Абдуллина Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиала АО «Башкиравтодор» Абдуллина Э.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 по Бирскому району и г.Бирск Республики Башкортостан от 11.01.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» Абдуллина Э.В. по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 по Бирскому району и г.Бирск Республики Башкортостан от 11.01.2021 года должностное лицо – мастер дорожный Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» Абдуллин Э.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – мастер дорожный Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что в действиях должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, поскольку балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе автомобильной дороги «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» является ГКУ УДХ РБ, которое заключило государственный контракт с ИП ФИО4 на выполнение работ по установке дорожных знаков стандартной группы, километровых знаков, направляющих столбиков на автодороге «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш». Работы по нанесению дорожной разметки выполняют четыре ДРСУ – Баймакское, Белокатайское, Благовещенское и Уфимское. Выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах межмуниципального значения в <адрес> возложено на Благовещенское ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор». В связи с чем, Бирское ДРСУ не должно было устанавливать какие-либо дорожные знаки и наносить дорожную разметку на этой дороге.

В судебном заседании должностное лицо – мастер дорожный Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание ст.гос.инспектор БДД ОГИБДД ОМВД России по <адрес> РБ ФИО2 не явился, извещен о времени и месте судебного заседания телефонограммой.

Суд, изучив и оценив материалы дела, считает жалобу должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Из протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составленного ст.госинспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ст. лейтенантом полиции ФИО3 в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 час. 00 мин. на 34 км а/д «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» гр.ФИО1, являясь должностным лицом Бирского ДРСУ не обеспечил требование безопасности дорожного движения, а именно на основании п.6.2.1 ГОСТ 50597-2017 на данном участке отсутствует дорожные знаки 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот» и краевой дорожной разметки 1.2, в организации дорожного движения знаки имеются.

В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.07.2017) "О правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица. В силу положений ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" речь идет о таких юридических лицах, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.

Организации, которые осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог на основании гражданско-правовых договоров с указанными юридическими лицами, а также должностные лица таких организаций не могут быть привлечены к административной ответственности по комментируемой статье, так как данный вид юридической ответственности не применяется в рамках частноправовых отношений за невыполнение договорных обязательств. В связи с этим, аргументация организаций, привлекаемых к административной ответственности, за которыми участки автомобильных дорог закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, построенная на отсутствии их вины в ненадлежащем исполнении подрядной организацией обязанностей, предусмотренных заключенным с ней гражданско-правовым договором, несостоятельна и не может служить основанием для освобождения их от административного наказания.

Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": «Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно п.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.10.2010 г. № 400 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения»: «организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется предприятиями или учреждениями, за которыми указанные автомобильные дороги закреплены на праве оперативного управления (далее - владельцы), по согласованию с уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан (далее - уполномоченный орган)».

В соответствии с п.1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2005 г. № 69-р автомобильные дороги общего пользования Республики Башкортостан и сооружений на них переданы из хозяйственного ведения ГУП «Башкиравтодор» в оперативное управление Управлению дорожного хозяйства Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 г. №166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан закреплены на праве оперативного управления за государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 г. №28.

Согласно вышеуказанному перечню автомобильная дорога «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» относится к автомобильным дорогам межмуниципального значения, проходящим в границах одного района – Мишкинский район Республики Башкортостан.

Таким образом, балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в том числе автомобильной дороги «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш», является Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства РБ».

Между Государственным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства РБ» и АО «Башкиравтодор» был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Благовещенском, Бирском, Мишкинском и <адрес>х. Сроки выполнения работ установлены в 2020 году с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку АО «Башкиравтодор» является подрядчиком, заключенный контракт определяет правоотношения сторон по нему. За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных отношений АО «Башкиравтодор» несет ответственность перед Управлением дорожного хозяйства РБ, а не перед иными лицами, вследствие чего исключает возникновение ответственности подрядчика.

Согласно абз.2 п.4.1.2 Контракта: Работы, указанные в предписаниях ГИБДД МВД РБ выполняются Подрядчиком после согласования с Государственным Заказчиком.

Согласно п.8.7-8.8 Государственного контракта АО «Башкиравтодор» несет ответственность за ненадлежащее исполнение условий контракта только перед Государственным заказчиком в виде штрафов и пеней.

Согласно п.8.16 Государственного контракта АО «Башкиравтодор» несет имущественную, административную, и иную ответственность перед третьими лицами за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий на объекте (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы), в том числе из-за возникших дефектов по вине АО «Башкиравтодор» в период гарантийной эксплуатации.

Согласно графику нанесения горизонтальной разметки на автомобильных дорогах межмуниципального значения, утвержденного зам. Генерального директора АО «Башкиравтодор» по производству, а также ГКУ УДХ РБ, работы по нанесению горизонтальной осевой разметки краской на автодороге межмуниципального значения в <адрес> возложено на Благовещенское ДРСУ - филиал АО «Башкиравтодор» в период времени с 24 по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.104-107). Согласно Журналу операционного контроля по содержанию автомобильных дорог Благовещенского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ДД.ММ.ГГГГ на автодороге «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» участок дороги 0-14.000 км нанесена осевая разметка. Согласно утвержденному графику нанесения дорожной разметки на автомобильных дорогах межмуниципального значения наносится только осевая горизонтальная разметка, краевой разметки данным графиком не предусмотрено.

Согласно Государственному контракту на установку знаков стандартной группы, километровых знаков, направляющих столбиков на автомобильной дороге «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГКУ УДХ РБ и ИП ФИО4, подрядчик ИП ФИО4 обязуется выполнить работы по установке знаков стандартной группы, километровых знаков, направляющих столбиков на автомобильной дороге «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш», сроки выполнения работ с момента подписания контракта, окончание – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, составляя протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1, старшим гос.инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по <адрес> РБ ФИО3 не приняты во внимание вышеуказанные нормы права и государственные контракты, заключенные ГКУ УДХ с АО «Башкиравтодор» от ДД.ММ.ГГГГ, с ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства также не были приняты во внимание мировым судьей при принятии решения по делу.

Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ФИО1 является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, материалы дела таких доказательств не содержат.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ невозможно прийти к безусловному выводу о наличии в действиях должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, суд также принимает во внимание, что по делу об административном правонарушении по протоколу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ составленному в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания от ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по <адрес> РБ по установке дорожных знаком 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», мировым судьей судебного участка по <адрес> иг.ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО5 в виду отсутствия состава административного правонарушения. К таким выводам мировой судья пришел на основании того, что работы по установлению вышеуказанных дорожных знаков на участке км.34- км.35 автодороги «Бирск-Новодесяткино-Чирша-Тартыш» возложено по Государственному контракту ГКУ УДХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ на подрядчика ИП ФИО4 Постановление мирового судьи не обжаловано, вступило в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно п.2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ от в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 подлежит отмене, производство по делу – прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ от в отношении должностного лица – мастера дорожного Бирского ДРСУ – филиал АО «Башкиравтодор» ФИО1 – отменить, производство по делу – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в силу со дня вынесения.

Судья: подпись. ФИО7

Копия верна.

Подлинник решения находится в деле

№ 5-3/2021 мирового судьи судебного участка №1 по Бирскому району и г.ФИО6