ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2021 от 13.07.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Капустин О.А. № 21-212/2022

№ 12-17/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А. при секретаре Смородиной А.В., рассмотрев жалобу защитника Бабкова С.П. – Ковалевой С.А. на решение судьи Краснинского районного суда Смоленской области от 26 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бабкова С.П.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа от 22 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Краснинского районного суда Смоленской области от 26 мая 2022 г., Бабков С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе защитник Бабкова С.П. – Ковалева С.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В обоснование жалобы указала на то, что международная перевозка, в рамках которой было выписано уведомление, окончена, следовательно, после передачи груза получателю истек двух месячный срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Ознакомившись с жалобой, исследовав материалы дела, заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бабкова С.П. - Ковалевой С.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К. к административной ответственности) осуществление международной автомобильной перевозки с уведомлением, выданным уполномоченным органом транспортного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза в установленных случаях, без отметки должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения - влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 22 февраля 2022 г. в 06 час. 25 мин. на <данные изъяты>, расположенном ..., водитель транспортного средства марки <данные изъяты>, гос. рег. знак <данные изъяты> страна регистрации Польша Бабков С.П. при осуществлении международной автомобильной перевозки предоставил не исполненное уведомление от 15 мая 2021 г., выданное на АПП <данные изъяты> без отметки контролирующего органа. Согласно выписки из реестра уведомлений Таможенного союза из базы данных программных комплексов СКАТ-ТК и СКАТ-ЦОД, отметок об исполнении уведомления не имеется.

Согласно ст. 1 Федерального Закона РФ от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» уведомление - документ, выдаваемый уполномоченными органами транспортного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза при въезде транспортного средства через внешнюю границу Таможенного союза в случае выявления несоответствия контролируемых параметров транспортного средства параметрам, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза, по территориям которых осуществляется проезд, а также в случае несоответствия разрешения или специального разрешения, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, виду выполняемой международной автомобильной перевозки или перевозимому грузу либо в случае отсутствия указанных разрешения или специального разрешения.

В случае получения водителем транспортного средства уведомления от уполномоченного органа транспортного контроля (надзора) другого государства - члена Таможенного союза указанное уведомление должно быть предъявлено должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере транспорта для проставления отметки об устранении нарушения (п. 10 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).

В соответствии со ст. 1, п. 10 ст. 2, п. 3 ст. 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ разрешение - документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории государства; российское разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации.

В случае выявления при проверке нарушений требований, установленных настоящим Федеральным законом, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны принять в отношении перевозчика или его представителя меры по пресечению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно п.п. 2 и 10 статьи 2 приведенного выше закона международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.

В случае получения водителем транспортного средства уведомления от уполномоченного органа транспортного контроля (надзора) другого государства - члена Таможенного союза указанное уведомление должно быть предъявлено должностному лицу уполномоченного федерального органа исполнительной власти для проставления отметки об устранении нарушения

В соответствии с п.п. 9, 11 Порядка осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза, Приложение № 1 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике "Договора о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. в ред. от 15 марта 2018 г.), при установлении в ходе контрольных действий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, несоответствия контролируемых параметров транспортного средства, отсутствия или несоответствия документов, предусмотренных законодательством государств-членов, орган транспортного (автомобильного) контроля одного государства-члена выдает водителю уведомление по форме, согласованной органами транспортного (автомобильного) контроля государств-членов, содержащее информацию: о выявленных несоответствиях; о необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства-члена; о ближайшем с учетом маршрута следования транспортного средства контрольном пункте органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства-члена, в котором перевозчик должен предъявить доказательства устранения несоответствия контролируемых параметров транспортного средства и (или) документы, указанные в уведомлении.

В случае если органом транспортного (автомобильного) контроля одного государства-члена перевозчику выдано уведомление в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, орган транспортного (автомобильного) контроля другого государства-члена в контрольном пункте вправе осуществить проверку исполнения этого уведомления и при наличии оснований применить к перевозчику (водителю) меры в соответствии с законодательством этого другого государства-члена.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (незаконное хранение, злоупотребление и т.д.)

Длящееся правонарушение характеризуется непрерывным действием (бездействием), направленным на достижение предполагаемых незаконных последствий, вследствие чего момент окончания, является момент его выявления.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

На пункте пропуска «<данные изъяты>» 15 мая 2021 г. Бабкову С.П. выдано вышеуказанное уведомление об отсутствии (не соответствии) разрешения на поездку по территории РФ. Информация о выдаче данного уведомления направлена таможенным органом в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и внесена в базу данных неисполненных уведомлений СКАТ-ТК Таможенный Союз.

В силу вышеуказанных нормативных положений водитель обязан предъявить уведомление для проставления отметки об устранении нарушения должностному лицу уполномоченного федерального органа исполнительной власти в ближайшем с учетом маршрута следования транспортного средства контрольном пункте органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства-члена.

Как видно из уведомления от 15 мая 2021 г. водитель обязан представить недостающие документы в подтверждение устранения несоответствия контролируемых параметров в контрольном пункте <данные изъяты>, расположенном ....

22 февраля 2022 г., когда был выявлен факт непредставления уведомления от 15 мая 2021 г., международная перевозка, в рамках который было выдано уведомление об отсутствии (не соответствии) разрешения на поездку по территории РФ, была уже окончена и, следовательно, на момент обнаружения данного нарушения правонарушение не продолжалось, соответственно оно не являлось длящимся.

При указанных обстоятельства, с учетом приведенных норм права, поскольку Бабков С.П. обязан был предъявить уведомление для проставления отметки об устранении нарушения должностному лицу в ближайшем с учетом маршрута следования транспортного средства контрольном пункте <данные изъяты>, то неисполнение данной обязанности свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся и срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за днем, когда транспортное средство, осуществляющее международную перевозку, проследовало через контрольный пункт <данные изъяты> без предъявления уведомления.

По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 2 месяца.

Судьей районного суда не установлена точная дата проезда Бабковым С.П. контрольного пункта <данные изъяты>, но поскольку данный контрольный пункт являлся ближайшим с учетом маршрута следования к ТО Гродненской региональной таможне, выдавшей уведомление 15 мая 2021 г. и международная перевозка, в рамках которой выписано уведомление, окончена, а правонарушение выявлено в рамках другой международной перевозки, срок давности привлечения к административной ответственности Бабкова С.П. на момент вынесения должностным лицом постановления об административном правонарушении - 22 февраля 2022 г. с очевидностью истек.

В силу п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-2960).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для отмены постановления должностного лица от 22 февраля 2022 г. о привлечении Бабкова С.П. к административной ответственности и решения судьи Краснинского районного суда от 26 мая 2022 года по результатам рассмотрения жалобы и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Смоленского областного суда

решил:

постановление старшего государственного инспектора Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа от 22 февраля 2022 г. и решение судьи Краснинского районного суда Смоленской области от 26 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бабкова С.П., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья Е.А. Холикова