ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2021 от 15.02.2021 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Адм.дело № 12-17/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 февраля 2021 года город Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Дёмин В.С., с участием защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ, ходатайств не заявившей, а также помощника прокурора г.Апатиты Лапухова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: <...>, жалобу должностного лица ФИО2, на постановление и.о.начальника отдела промышленной безопасности по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО3 от 15.12.2020, которым

должностное лицо ФИО2, <.....>

привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

у с т а н о в и л :

Постановлением и.о.начальника отдела промышленной безопасности по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО3 от 15.12.2020 должностное лицо - ФИО2 привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, ФИО2 обжаловал его в судебном порядке, указав, что назначенное ему наказание не соответствует тяжести совершённого правонарушения. Так, с учётом совокупности проводимых на Апатитской ТЭЦ мероприятий, обеспечения безопасности эксплуатации и контроля за техническим состоянием складов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями законодательства, отсутствие паспортов молниезащитных устройств, невнесение в паспорта резервуаров записей о результатах нивелирования окрайки днища резервуаров и отсутствие журнала нивелирования окрайки днища резервуаров, являются исключительно формальными нарушениями и не могут привести к возникновению негативных последствий.

С учётом отсутствия факта причинения вреда, а также наступивших негативных последствий и возможности их наступления, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершённого правонарушения.

Защитник должностного лица ФИО2 - ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы и настаивала на её удовлетворении.

Изучив и проверив материалы дела, выслушав защитника должностного лица, суд приходит к следующему.

Так, ч.1 ст.9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.9 ФЗ №116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В соответствии со ст.17 ФЗ №116-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", которые утратили силу в связи с утверждением Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №529 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", содержащих аналогичные по содержанию требования промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.3.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461 (действовавших но момент совершения административного правонарушения) заземлители, токоотводы подвергаются периодическому контролю один раз в 5 лет. Ежегодно 20% общего количества заземлителей и токоотводов подлежит вскрытию и проверке на поражение их коррозией. При поражении коррозией более 25% площади поперечного сечения заземлители и токоотводы подлежат замене. Результаты проведенных проверок и осмотров заносят в паспорт молниезащитного устройства и в журнал учёта состояния молниезащитных устройств.

Согласно пункту 4.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461 (действовавших но момент совершения административного правонарушения) за осадкой основания каждого резервуара должно быть установлено систематическое наблюдение. В первые четыре года после ввода резервуара в эксплуатацию (или до полной стабилизации осадки основания) необходимо ежегодно проводить нивелирование окрайки днища в абсолютных отметках, не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 м. Результаты следует заносить в журнал нивелирования окрайки днища и паспорт резервуара. При недопустимой неравномерной осадке резервуар должен быть освобожден от нефтепродукта и выведен из эксплуатации.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки исполнения требований промышленной безопасности в деятельности Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» на опасном производственном объекте ПАО «ТГК-1» - топливное хозяйство Апатитской ТЭЦ, расположенном по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, промплощадка, выявлены факты нарушения действующего законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: 14.10.2020 в период с 16 часов 00 минут до 18 часов 00 минут ФИО2, являясь должностным лицом - директором Апатитский ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», расположенного по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, промплощадка, допустил нарушения действующего законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

1. в нарушение ч.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ №116-ФЗ), пункта 3.3.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» (далее - ФНП №461), утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461 (действовавших на момент совершения административного правонарушения), отсутствуют паспорта молниезащитных устройств, размещённых на территории опасного производственного объекта «Топливное хозяйство Апатитской ТЭЦ»;

2. в нарушение ч.2 ст.9 ФЗ №116-ФЗ, пункта 4.5 ФНП №461 (действовавших но момент совершения административного правонарушения), в паспорта резервуаров не внесены записи о результатах нивелирования окрайки днища резервуаров №3 и №4;

3. в нарушение ч.2 ст.9 ФЗ №116-ФЗ, пункта 4.5 ФНП №461 (действовавших но момент совершения административного правонарушения), не представлен журнал нивелирования окрайки днища резервуаров №3 и №4.

Согласно приказу от <дата><№> ФИО4 назначен на должность директора Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1»

В соответствии с п.2.4 должностной инструкции директора Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» директор Подразделения осуществляет функции организации производственного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах подразделения, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и локальных актов ОАО «ТГК-1».

Согласно пунктам 3.2; 3.9; 3.10; 3.22 должностной инструкции директор обязан осуществлять оперативное руководство текущей производственно-хозяйственной деятельностью Подразделения; осуществлять контроль за соблюдением требований правил и инструкций промышленной безопасности; обеспечивать соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасных производственных объектах и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасных производственных объектах; обеспечивать соблюдение в Подразделении правил, норм и инструкций промышленной безопасности, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами российской Федерации и субъектов РФ, на территории которых осуществляет свою деятельность Подразделение.

Согласно пунктам 5.3 и 5.8 должностной инструкции директор Подразделения несёт персональную ответственность за допущенные лично и подчинённым персоналом нарушения правил, норм и инструкций промышленной безопасности; за неисполнение или ненадлежащее исполнение функций и обязанностей, предусмотренных локальными актами ОАО «ТГК-1», Положением о Подразделении и должностной инструкцией.

Таким образом, ФИО2 является должностным лицом, ответственным за соблюдение требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1».

Вина должностного лица в совершении данного административного правонарушения, подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2020, заданием о проведении проверки от 03.09.2020, решением о проведении проверки от 14.10.2020, справкой о проведении проверки от 14.10.2020, приказом от 20.07.2020, должностной инструкцией директора Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», положением о структурном подразделении Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1», лицензией ПАО «ТГК-1», техническим отчётом по геодезическому мониторингу зданий и сооружений АТЭЦ, проведённому в 2020 году, протоколом от 15.09.2017 измерения сопротивлений металлоконструкций с контуром заземления ММХ, актом проверки заземляющего устройства от 29.05.2020, копией журнала контроля молниезащиты, представлением от 15.12.2020, паспортом устройства молниезащиты мазутохозяйства, паспортами цилиндрических вертикальных резервуаров №3 и №4.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно в их совокупности, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что совершённое должностным лицом административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого постановления не является.

Так, в соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При таком положении, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, обусловленных продолжительностью противоправного поведения, а также характера совершённого правонарушения, посягающего на установленный порядок общественных отношений в сфере промышленной безопасности, с учётом того, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к соблюдению законодательства о промышленной безопасности, направленного на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и на обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, оснований для признания его малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, как на то ссылается автор жалобы, не имеется.

При этом, отсутствие последствий допущенного нарушения законодательства о промышленной безопасности не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

Таким образом, фактические обстоятельства и доказательства по делу исследованы полно и всесторонне.

Каких-либо существенных нарушений КоАП РФ, а также обстоятельств, свидетельствующих о необъективности при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено, неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу должностного лица, из материалов дела не усматривается.

Иных доводов, которые бы повлекли отмену обжалуемого постановления, жалоба не содержит.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица ФИО2 к административной ответственности не нарушены.

Наказание ФИО2 назначено с учётом обстоятельств, смягчающих его административную ответственность, и в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления по делу не имеется.

Доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и представленных доказательств, и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы о совершении должностным лицом ФИО2 указанного правонарушения и его виновности, а также не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

В связи с этим, основания к удовлетворению жалобы и отмене постановления у суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. начальника отдела промышленной безопасности по Мурманской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО3 от 15.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.С.Дёмин