РЕШЕНИЕ
Судья Минусинского городского суда Красноярского края Клуева М.А.
при секретаре Александровой В.С., с участием
старшего помощника Минусинской
межрайонной прокуратуры ФИО1,
защитника должностного лица - главы г. Минусинска
ФИО4 ФИО9,
рассмотрев в судебном заседании протест заместителя межрайонного прокурора Струковой Т.Я. на постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО6 от 02 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении Главы города Минусинска Красноярского края ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО6 от 02 июля 2020 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы города Минусинска Красноярского края ФИО4 за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
С данным постановлением заместитель межрайонного прокурора Струкова Т.Я. не согласна, в связи с чем в Минусинский городской суд подала протест, в котором просит постановление по делу об административном правонарушении от 02 июля 2020 г. отменить и направить дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы г.Минусинска ФИО4 на новое рассмотрение, поскольку на основании постановления Администрации г.Минусинска от 27 ноября 2019 г. № АГ-2179-п «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в 2019 г.» ОАО «Молоко» за счет средств краевого бюджета была предоставлена субсидия в размере 6 071 782 руб. 93 коп., в нарушение ч. 5.1 ст. 78 БК РФ при заключении соглашения о предоставлении субсидии между Администрацией г.Минусинска и ОАО «Молоко» 29 ноября 2019 г. № 2 в соглашение не включено обязательное условие его заключения, о запрете на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, аналогичные нарушения допущены Администрацией города Минусинска при заключении соглашений от 29 ноября 2019 г. № 3 с ООО «Зернопродукт», от 29 ноября 2019 г. № 5 с ООО «Авангард», от 29 ноября 2019 г. № 6 с ООО «Колосок».
Старший помощник Минусинской межрайонной прокуратуры ФИО1 в судебном заседании доводы протеста поддержала в полном объеме.
Защитник должностного лица – главы г.Минусинска ФИО4 – ФИО9 в судебном заседании пояснила, что считает постановление по делу об административном правонарушении от 02 июля 2020 г. в отношении должностного лица – главы г.Минусинска ФИО4 законным и обоснованным и не подлежащем отмене.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников судебного заседания, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления от 02 июля 2020 г. в отношении должностного лица – главы г.Минусинска ФИО4 и удовлетворения протеста по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Согласно постановлению руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО6 от 02 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении Главы города Минусинска Красноярского края ФИО4 по ч.1 ст.15.15.5 КоАП ИРФ производство прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановлением администрации г. Минусинска от 27 ноября 2019 г. № АГ-2179-п «О предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в 2019 году» принято решение о предоставлении субсидии следующим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществившим расходы на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования за счет привлеченных целевых заемных средств, предоставляемых на условиях платности и возвратности кредитными и лизинговыми организациями, региональной микрофинансовой организацией, федеральными и региональными институтами развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг):
индивидуальному предпринимателю ФИО2 в размере 1 363 474, 58 рублей за счет средств краевого бюджета;
ОАО «Молоко» в размере 6 071 782,93 рублей за счет средств краевого бюджета;
ООО «Зернопродукт» в размере 1 296 086,36 рублей за счет средств краевого бюджета;
индивидуальному предпринимателю ФИО3 в размере 276 709, 13 рублей за счет средств краевого бюджета;
ООО «Авангард» в размере 400 000,00 рублей за счет средств краевого бюджета;
ООО «Колосок» в размере 591 947,00 рублей, из них 500 000,00 рублей за счет средств бюджета города, 91 947,00 за счет средств краевого бюджета.
Администрацией г. Минусинска и получателями субсидий (юридическими лицами - ОАО «Молоко», ООО «Зернопродукт», ООО «Авангард», ООО «Колосок») 29.11.2019 заключены соглашения о предоставлении субсидий № 2, № 3, № 5, № 6 соответственно.
Предметом соглашений о предоставлении субсидий № 2, № 3, № 5, № 6 от 29.11.2019, заключенных с юридическими лицами - ОАО «Молоко», ООО «Зернопродукт», ООО «Авангард», ООО «Колосок», является предоставление получателям из бюджета города в 2019 году субсидии: в целях возмещения затрат получателя, связанных с осуществлением расходов на приобретение оборудования за счет привлеченных целевых заемных средств, предоставляемых на условиях платности и возвратности кредитными и лизинговыми организациями, региональной микрофинансовой организацией, федеральными и региональными институтами развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): осуществившим расходы на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования за счет привлеченных целевых заемных средств, предоставляемых на условиях платности и возвратности кредитными и лизинговыми организациями, региональной микрофинансовой организацией, федеральными и региональными институтами развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) (пункт 1.1 соглашения от 29.11.2019 № 2 с ОАО «Молоко», пункт 1.1 соглашения от 29.11.2019 № 3 с ООО «Зернопродукт», пункт 1.1 соглашения от 29.11.2019 № 5 с ООО «Авангард», пункт 1.1 соглашения от 29.11.2019 № 6 с ООО «Колосок»).
Таким образом, соглашения между главным распорядителем бюджетных средств бюджета города и юридическими лицами — производителями товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из бюджета города на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг заключены администрацией г. Минусинска в лице Главы г. Минусинска ФИО4 в соответствии с типовой формой соглашения (договора) о предоставлении субсидии из краевого бюджета на возмещение затрат (недополученных доходов), типовой формой соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета города на возмещение затрат (недополученных доходов), которые, равно как и Порядок, не содержит в себе условие о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам в случае заключения соглашений о предоставлении субсидии на возмещение затрат.
Факт возмещения понесенных получателями субсидии затрат подтверждается договорами финансовой аренды, купли-продажи, платежными поручениями, подтверждающими оплату обязательств, из которых следует, что получатели субсидий оплачивали принятые обязательства до заключения соглашений о предоставлении субсидий от 29.11.2019 (договоры финансовой аренды, купли-продажи, а также платежные поручения представлены в материалах дела об административном правонарушении).
Часть 5.1 статьи 78 БК РФ прямо указывает, что при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.
Таким образом, условие о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты является обязательным для субсидий на финансовое обеспечение затрат и не распространяется на субсидии на возмещение затрат.
Указанное условие обеспечивает целевое использование средств субсидии.
Частью 1 статьи 78 БК РФ регламентируется порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением товаров, определенных указанным пунктом), выполнением работ, оказанием услуг. При этом бюджетным законодательством устанавливается различный порядок предоставления указанных субсидий в зависимости от факта предоставления средств субсидий: в порядке возмещения затрат либо в целях финансового обеспечения затрат.
Также, согласно п. 9 постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887, положения которого действовали на момент предоставления субсидий, содержащего требования к правовому акту в части регулирования предоставления субсидий в порядке возмещения затрат, обязательное условие о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты отсутствует. Данное условие закреплено в п. 7 постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 и непосредственно относится к субсидиям на финансовое обеспечение затрат.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, устанавливающее в настоящее время общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, аналогично предусматривает запрет на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты в качестве обязательного условия только для субсидий на финансовое обеспечение затрат (п.п. 9, 11).
Таким образом, запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты относится исключительно к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат и не применяется к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Кроме того, наличие условия о запрете приобретения иностранной валюты за счет полученных средств при субсидировании на обеспечение затрат и его отсутствие при субсидировании на возмещение затрат согласуется с целями и принципами валютного регулирования в РФ, а именно в части исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Исходя из смысла действующего законодательства в сфере защиты предпринимательской деятельности и оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов наличие условия о запрете приобретения иностранной валюты за счет полученных средств при субсидировании на возмещение затрат является не соответствующим принципу свободы предпринимательской деятельности и устанавливающим избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Данная позиция согласуется с ст. 8 Конституции РФ, которая гарантирует свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, довод Заместителя Минусинского межрайонного прокурора советника юстиции Струковой Т.Я., о том, что из буквального толкования заключенных соглашений следует, что они заключены в соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ, следовательно, соблюдение требований части 5.1 статьи 78 БК РФ при их заключении является обязательным противоречит нормам действующего законодательства.
Следовательно, действия должностного лица - Главы г. Минусинска ФИО4, заключившего Соглашения от 29.11.2019 № 2 с ООО «Молоко», от 29.11.2019 № 3 с ООО «Зернопродукт», от 29.11.2019 № 5 с ООО «Авангард» от 29.11.2019 № 6 с ООО «Колосок» со стороны администрации г. Минусинска, как главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии юридическим лицам, по не включению в соглашения от 29.11.2019 № 2 с ООО «Молоко», от 29.11.2019 № 3 с ООО «Зернопродукт», от 29.11.2019 № 5 с ООО «Авангард» от 29.11.2019 № 6 с ООО «Колосок» условия о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам, не нарушают условия предоставления субсидий из бюджета города на возмещение затрат (недополученных доходов), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену постановления Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 02.07.2020 № 55-15.15.5-20.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО6 от 02 июля 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Главы города Минусинска Минусинского района Красноярского края ФИО4 в связи с отсутствием события административного правонарушения - оставить без изменения, а протест заместителя межрайонного прокурора Струковой Т.Я.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья М.А.Клуева