РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении
с. Ташла 30 июня 2021 года
Судья Ташлинского районного суда Оренбургской области Поротько Е.Г.,
при секретаре Бурак Н.Н.,
с участием лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1, её представителя - ФИО2, действующего по доверенности,
заместителя прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуроры -Крылова Д.Н.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 16.04.2021 года которым должностное лицо –инженер по охране окружающей среды (эколог) Алексеевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» -ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 04-31/2021 от 16.04.2021 года должностное лицо –инженер по охране окружающей среды (эколог) Алексеевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» -ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
ФИО1 обратилась с жалобой в Ташлинский районный суд Оренбургской области, в которой просит постановление Росприроднадзора №04-31/2021 от 16.04.2021 года в части признания её виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В обосновании своих доводов заявитель указала, что с 03.02.2021 по 01.03.2021 на основании решения о проведении проверки № 11 от 03.02.2021 Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха деятельности Алексеевского линейного производственного управления магистральных газопроводов – филиала ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (далее по тексту Алексеевское ЛПУСГ, филиал).
Обжалуемым постановлением она признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Между тем, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении неё не указаны фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий правонарушения.
В обжалуемом постановлении, не указано какое именно действие (бездействие) совершило должностным лицом и в чем именно она является виновной.
Ей в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, главами 25 и 30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
С целью исполнения данных требований Закона № 96-ФЗ ФИО3 ЛПУМГ в 2017 году в установленном порядке были разработаны и согласованы с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для всех объектов филиала, о чем прямо указано в самом Постановлении.
Далее Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ с 01.11.2019 пункт 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ дополнен абзацем 3 согласно которого, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Во исполнение указанных положений Закона № 96-ФЗ Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов - загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Приказ №811, Требования), которые вступили в силу 27.06.2020.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»).
Однако, Приказ № 811 не содержит положений о распространении Требований на правоотношения, возникшие до его введения, соответственно Требования, установленные Приказом № 811, распространяются только на правоотношения, которые возникли после его вступления в силу.
Следовательно, ранее разработанные и согласованные в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ имеют законную силу и подлежат корректировке в соответствии с п. 20 и п. 21 Требований исключительно в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
При этом в «РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденном Госкомгидрометом СССР 01.12.1986, регулировавшем ранее отношения по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, подобной нормы (о корректировке мероприятий при изменении максимальных разовых выбросов источника более чем на 25%) не существовало, то есть она введена впервые с 27.06.2020.
В связи с чем, вменение ей в вину невыполнение корректировки мероприятий при НМУ, основанное должностным лицом на сведениях о валовых выбросах за период с 2016 по 2020 годы, т.е. за период, возникший до вступления Требований в силу, является неправомерным.
Согласно сведений об объектах Алексеевского ЛПУМГ за период с 2016 по 2020 годы увеличились объемы выбросов загрязняющих веществ на:
компрессорной станции Алексеевская с 1291,69439 т/год до 2396,4355 т/год или на 85%,
ГИС, ГРС с. Раннее с 31,302 т/год до 54,909 т/год или на 74,12%
В обжалуемом постановлении должностным лицом на основании этих сведений со ссылкой на пункт 21 Требований делается вывод о том, что «в связи увеличением объемов выбросов более чем на 25% в отношении указанных объектов, в нарушении требований вышеуказанного законодательства корректировка мероприятий при НМУ до настоящего времени ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»» не проведена».
Однако, в соответствии с пунктом 21 Приказа № 811 корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Как прямо следует из содержания указанной нормы, корректировка осуществляется в связи с изменением именно максимального разового выброса источника, а не какого-либо иного вида выброса.
Приказом Росстандарта от 08.10.2019 № 890-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 58579-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Учет промышленных выбросов в атмосферу. Термины и определения», согласно пункта 41 которого максимальный разовый выброс - это максимальное количество выбрасываемого в атмосферный воздух загрязняющего вещества из источника выбросов в течение 20-минутного интервала времени.
В свою очередь масса выбрасываемого в атмосферный воздух загрязняющего вещества в течение определенного периода времени (не менее 1 сут), кг/сут, т/год - является валовым выбросом (п. 8 ГОСТ Р 58579-2019)
Между тем, Управление Росприроднадзора вменяя ФИО1 нарушение п. 21 Требований исходит из увеличения объемов валовых выбросов загрязняющих веществ за период с 2016 но 2020 годы, то есть за пять лет, что не соответствует максимальному разовому выбросу, об изменении которого говорится в п. 21 Требований.
Таким образом, должностным лицом не установлено и не доказано увеличение максимальных разовых выбросов источников, включенных в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ; материалы дела об административном правонарушении сведений об увеличении максимальных разовых выбросов источников на компрессорной станции Алексеевская и ГИС, ГРС с. Раннее не содержат.
В обжалуемом Постановлении не содержится информация о том, какое изменение технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов произошло на данных объектах (пункт 21 Требований) и повлекло ли оно увеличение максимальных разовых выбросов источника; не установлена причинно-следственная связь между этими явлениями (при их наличии), что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Порядок корректировки мероприятий при НМУ установлен пунктами 20 и 21 Требований.
Между тем срок, в течение которого хозяйствующий субъект должен провести мероприятия по корректировке, Требованиями не установлен.
В виду отсутствия нормативно установленных сроков на проведение корректировочных мероприятий, выводы должностного лица о том, что «в нарушении требований вышеуказанного законодательства корректировки мероприятий при НМУ до настоящего времени ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не проведена» являются неправомерными.
В связи с этим следует отметить, что Обществом предприняты все необходимые действия для обеспечения выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Поскольку в соответствии с п. 6 Требований разработка мероприятий при НМУ проводится, в том числе, на основании данных документации но инвентаризации стационарных источников и выбросов, Обществом в ноябре 2020 года в первую очередь проведена корректировка данных инвентаризации выбросов (отчеты по инвентаризации предоставлены с сопроводительным письмом от 05.02.2021 № 20-001/200-27 в адрес Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры в ответ на запрос последней).
При этом учитывая большой объем работы законодателем предусмотрены длительные сроки для корректировки данных инвентаризации выбросов.
Так в силу п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.
После корректировки данных инвентаризации выбросов, в декабре 2020 года проведена актуализация сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (свидетельство об актуализации учетных сведений от 18.12.2020 № EOPF2GTO) и предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду от 08.12.2020.
В дальнейшем на все действующие источники выбросов, находящиеся в зоне ответственности Алексеевского ЛПУМГ, была проведена корректировка мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ, которые направлены на согласование в установленном порядке в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области письмом Алексеевского ЛПУМГ от 14.04.2021 № 20-001/200-76 «О направлении Мероприятий для согласования».
Данная информация была доведена до должностного лица до момента принятия обжалуемого Постановления письмом Алексеевского ЛПУМГ от 16.04.2021 № 20-001/200-79 «О направлении документов».
Разработка корректирующих мероприятий требует значительных временных и финансовых затрат со стороны хозяйствующих субъектов, при этом хозяйствующие субъекты какими-либо сроками для выполнения процедуры по корректировке мероприятий законодателем в настоящее время не ограничены. Сроки установлены лишь для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора для согласования корректирующих мероприятий -60 дней с даты их поступлении в соответствующий орган (пункты 19 и 20 Требований).
Между тем, на каком основании Управление Росприроднадзора пришло к выводу о невыполнении ФИО1 установленных законодательством обязанностей по корректировке мероприятий при НМУ до настоящего времени в постановлении не указана.
Учитывая, что ни Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, ни Управлением Росприроднадзора не устанавливалось и, соответственно, не было установлено увеличение максимальных разовых выбросов источников, включенных в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, на компрессорной станции Алексеевская и ГИС, ГРС с. Раннее, считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 и её представитель ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ФИО2, поддержали доводы жалобы, просили удовлетворить по основаниям указным в жалобе. ФИО1 дополнила, что действительно ей права предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, главами 25 и 30 КоАП РФ, не разъяснялись.
Заместитель прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуроры Крылов Д.Н. в судебном заседании просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав представителя ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», изучив жалобу, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования при НМУ, Приказ N 811), в которых отражены общие вопросы разработки предприятиями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (далее - мероприятия при НМУ) с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ.
Согласно п. 21 Приказа № 811 корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Как следует из материалов дела по результатам проведенной проверки № 11 от 03.02.2021г. об исполнении законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха деятельности филиала Алексеевского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» постановлением и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Крылова Д.Н. от 05.03.2021г. в отношении ФИО1 возбужден дело об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела ФИО1 вменено, что при проведении поверки установлено, что на объектах Алексеевского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» за период с 2016 по 2020г. увеличились объемы выбросов загрязняющих веществ на компрессорной станции Алексеевская на 85,5 % на ГИС, ГРС с. Раннее на 74,12%. Однако в связи с увеличением объемов выбросов более чем на 25% в отношении указанных объектов, в нарушение требований пункта 21 Приказа № 811, корректировка мероприятий при НМУ до настоящего времени ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не проведена.
Постановлением № 04-31/2021 от 16 апреля 2021 года, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ФИО4, должностное лицо инженер по охране окружающей среды (эколог) Алексеевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» -ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 ст. 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника, права которого перечислены в ст. 25.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Вместе с тем, при рассмотрении 16 апреля 2021 года дела об административном правонарушении, в отношении должнотног лица ФИО1, в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, ФИО1, как указано в постановлении, государственным инспекторов в установленном порядке не были разъяснены права и обязанности представителя привлекаемого к административной ответственности лица, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.5 КоАП РФ, что опровергнуть не представляется возможным, с учетом отсутствия в материалах дела подписки ФИО1 о разъяснении ей прав на отдельном бланке, а также соответствующей записи в самом тексте обжалуемого постановления.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав участников производства по делу об административном правонарушении, что повлекло нарушение права привлекаемого к административной ответственности юридического лица на защиту, и чем допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для отмены вынесенного по делу постановления.
Оспариваемый судебный акт лишь указывает на необходимость устранения выявленных нарушений и не предопределяет правовую оценку имеющихся в деле доказательств с учетом требований статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по делу в соответствии со ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истек, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» полежит возвращению на новое рассмотрение инспектору Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Руководствуясь ст.ст. п.4 ч.1 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 16.04.2021 года, которым должностное лицо –инженер по охране окружающей среды (эколог) Алексеевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» -ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ отменить, административное дело в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ направить на новое рассмотрение, а жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья Е.Г. Поротько