ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2022 от 02.02.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

25RS0007-01-2021-008280-8 � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

Дело №12-17/2022(№ 12-340/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

02 февраля 2022 года г. Артем Приморского края

Судья Артемовского городского суда Приморского края Кислякова Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «СПЕЦСУ» в лице представителя по доверенности Авеновича А.С. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № <номер> от 26.10.2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.7 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 26.10.2021 АО «СПЕЦСУ» (далее - АО «СПЕЦСУ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, правонарушение выразилось в том, что АО «СПЕЦСУ» 31.08.2021 по адресу: <адрес> допустило разлив нефтепродуктов на территории производственной площадки на рельеф местности площадью 20 кв. м.

Не согласившись с постановлением должностного лица, представитель АО «СПЕЦСУ» по доверенности А.С. Авенович подала жалобу о его отмене, поскольку разлив топлива произошел на бетонную площадку с частичным попаданием на прилегающие грунты. Разлив топлива имел место в результате сбоя в работе магистрального топливопровода (нештатной аварии). Соответственно, отработанное топливо является отходами производства и потребления, образующимися в процессе работы на асфальтобенном заводе (далее АБЗ). Данное обстоятельство подтверждается тем, что в целях устранения нарушения заключен договор на утилизацию насыпного грунта - договор № <номер> на выполнение работ по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления от 29.03.2021. Полагает, что событие правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отсутствует. Фактически обществом не должным образом утилизированы отходы производства и потребления, данные действия охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Также ссылается на то, что нарушение не повлекло тяжких последствий - грунт являлся насыпным и утилизирован, в связи с чем фактический вред окружающей среде ответствует, загрязнения почв не имеется. Ссылается на завышенный размер штрафа и малозначительность совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель АО «СПЕЦСУ» по доверенности Авенович А.С. доводы жалобы поддержала.

Представитель административного органа, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, суд не усматривает препятствий к рассмотрению жалобы в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст.ст. 9,10) предусмотрены обязанности организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия, в том числе, поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Как видно из материалов дела, в ходе проведения 31.08.2021 проверки территории производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в координатах <данные изъяты> выявлен факт разлива нефтепродуктов на рельеф местности площадью 20 кв. м, что явилось поводом к составлению протокола об административной ответственности и привлечению АО «СПЕЦСУ» к ответственности по ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ.

Из возражений представителя АО «СПЕЦСУ», полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует, что разлив топлива произошел в результате сбоя в работе магистрального топливопровода (нештатной аварии), на бетонную площадку с частичным попаданием на прилегающие грунты, данное топливо является отходами производства и потребления, образующимися в процессе работы АБЗ, площадка АБЗ асфальтирована бетонными блоками, в целях устранения негативного воздействия на окружающую среду заключен договор на утилизацию насыпного грунта – договор № <номер> от 29.03.2021 на выполнение работ по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.

Из сообщения генерального директора АО «СПЕЦСУ» о рассмотрении представления прокурора г. Артема от 15.10.2021 следует, что разлив топлива с частичным попаданием на грунт произошел в результате перепада напряжения и сбоя системы электронной топливной задвижки магистрали топливопровода, в рамках дополнительного соглашения к договору от 29.03.2021 в срок до 30.10.2021 будет произведена выемка насыпного материала (грунта) с последующей утилизацией, также на АБЗ установлен источник бесперебойного питания.

Согласно свидетельству об актуализации сведений АО «СПЕЦСУ» осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II-й категории, данный завод введен в эксплуатацию в 1980 году. Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «СПЕЦСУ» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Из пояснений представителя АО «СПЕЦСУ» в судебном заседании следует, что земельный участок, на котором длительное время располагается промышленная площадка АБЗ, находиться в собственности АО «СПЕЦСУ», вид его разрешенного использования, исходя из данных ЕГРН, «земли промышленности и транспорта», под землей около места расположения емкостей с битумом, отображенных на фототаблице к акту проверки от 31.08.2021, врыты емкости с дизельным топливом, которое по трубам подается на поверхность земли к паровому котлу, эти трубы проходят вдоль емкостей с битумом. На территории АБЗ не имеется участков открытой почвы и земли, все участки производственной территории, не занятые строениями и сооружениями, имеют либо бетонную поверхность, либо отсыпаны мелким привозным грунтом, галькой, щебнем. Проект размещения зданий, строений, сооружений, емкостей АБЗ согласовывался соответствующими государственными органами, осуществляющими контроль в сфере промышленной и экологической безопасности. В настоящее время утечка и розлив дизельного топлива устранены в рамках договора АО «СПЕЦСУ» на сбор, вывоз, обезвреживание и утилизацию отходов производства.

Таким образом совокупность исследованных доказательств свидетельствует, что АО «СПЕЦСУ» предприняты такие меры по защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, как обустройство производственной площадки бетонными блоками, посыпка прилегающей территории насыпным грунтом, заключение договора от 29.03.2021 на выполнение работ по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, устранены причины и последствия разлива дизельного топлива.

Согласно акту проверки от 31.08.2021 на промышленной площадке АБЗ зафиксировано 8 установок, визуально имеющие стационарный источник выброса (трубы 12 шт.), которые на момент осмотра находились в рабочем состоянии, выбросов в атмосферный воздух не зафиксировано, также на данной территории установлен паровой котел, предназначенный для разогрева битума до рабочего состояния и поступления на завод, со слов представителя АО «СПЕЦСУ Кольцова А.Н., паровой котел работает на дизельном топливе, который на момент осмотра находился в рабочем состоянии, выбросов не имелось, от парового котла пар под давлением по тепломагистрали подается в емкости с битумом; в точке с координатами <данные изъяты> зафиксирован разлив нефтесодержащих продуктов на твердую бетонную поверхность с попаданием на грунт (рельеф местности) площадью около 20 кв.м на территории производственной базы.

На фототаблице отчетливо различимы объекты, указанные в акте от 31.08.2021, их расположение на участке территории производственного назначения, наличие бетонной поверхности на которой расположены емкости, территория в месте разлива покрыта участками мелкого камня, растительности не имеется.

Согласно оспариваемому постановлению от 26.10.2021, АО «СПЕЦСУ» привлечено к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Вместе с тем, ни данное постановление, ни иные материалы дела не содержат указания на то, какие именно из установленных требований и обязательных мероприятий по охране земель АО «СПЕЦСУ» не выполнило или выполнило не в полном объеме.

Кроме того, не представляется возможным достоверно установить, имел ли место разлив топлива именно на открытый, незащищенный насыпью, искусственным твердым покрытием участок земли либо почвы, не установлены объемы разлитого топлива, а также не установлено, повлек ли данный разлив ухудшение качественного состояния земель. Материалы дела также не содержат сведений об установлении факта загрязнения почв в результате ненадлежащего соблюдения обществом требований земельного законодательства в части недопущения причинения вреда почвам в процессе землепользования и хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в виду наличия неустранимых сомнений в виновности АО «СПЕЦСУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, и отсутствия правовых оснований для переквалификации правонарушения на ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ, о чем указано в жалобе.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № <номер> от 26.10.2021 в отношении АО «СПЕЦСУ» - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, в отношении АО «СПЕЦСУ» – прекратить.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи жалобы через Артемовский городской суд Приморского края в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья Т.С. Кислякова