ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2022 от 06.05.2022 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0027-01-2021-005621-97

Дело №12-17/2022 (12-662/2021)

РЕШЕНИЕ

06 мая 2022 года г.Брянск, ул.Фокина, 45

Судья Советского районного суда г.Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного Александра Александровича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешова А.П. №32-03-169/2021 от 28 июля 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного Александра Александровича, <дата> рождения, зарегистрированного и проживающего <адрес>, паспорт <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешова А.П. №32-03-169/2021 от 28 июля 2021г. руководитель технической службы ООО «Брянский бройлер» Железный А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением руководитель технической службы ООО «Брянский бройлер» Железный А.А. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на то, что очистные сооружения не относятся к объектам I категории. Заключение уполномоченного органа на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти перед вводом в эксплуатацию объекта реконструкции очистных сооружений не требовалось.

В судебном заседании защитник руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного А.А. Свиридов П.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Железный А.А., государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешов А.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.п.7.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

Согласно ч.10 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

В соответствии ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

В соответствии п.3 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляется государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Согласно ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.

В соответствии ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется: 1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; 2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются: оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. №370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет федеральный государственный экологический надзор.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения врио руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Я. №219-р от 27 апреля 2021г. в рамках федерального государственного экологического надзора (реестровый номер №10001423050), государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (реестровый №10001423078) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Брянский бройлер».

Актом проверки органа государственного контроля (надзора) №32-033/2021 от 04 июня 2021г. установлено, что ООО «Брянский бройлер» на НВОС №15-0132-001120-П (категория-I) осуществлена реконструкция комплекса очистных сооружений. Проектной документацией «Комплекс по убою и переработке мяса птицы производительностью 12000 голов в час, расположенный вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области. Реконструкцией биологических очистных сооружений производственных стоков производительностью 4568 м3/сут.» предусмотрено увеличение объема сбрасываемых сточных вод – с 4568 м3/сут.до 5283 м3/сут. (на 715 м2/сут.). Проектная документация на указанную реконструкцию прошла государственную экспертизу. Сведений о наличии государственной экологической экспертизы указанной проектной документации ООО «Брянский бройлер» в ходе проверки не представлено. ООО «Брянский бройлер» перед вводом в эксплуатацию объекта реконструкции очистных сооружений не выполнены требования законодательства об обязательном получении заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Приказом о переводе работника на другую работу №... от <дата> Железный А.А. переведен в цех по убою и переработке птицы – Техническая служба на должность руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер».

Приказом директора ООО «Брянский бройлер» №... от <дата> лицом, ответственным за природоохранную деятельность по технической службе назначен Железный А.А.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По факту выявленных нарушений 21 июля 2021г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Росприроднадзора Кулешовым А.П. составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного А.А.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешова А.П. №32-03-169/2021 от 28 июля 2021г. руководитель технической службы ООО «Брянский бройлер» Железный А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 12 апреля 2019г. администрацией Выгоничского района Брянской области ООО «Брянский бройлер» выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Комплекс по убою и переработке мяса птицы производительностью 12000 голов в час, расположенного вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области. Реконструкция биологических очистных сооружений производственных стоков производительностью 4568 м3/сут.».

27 мая 2019г. объект НВОС №15-0132-001120-П «Комплекс по убою и переработке мяса птицы производительностью 12000 голов в час, расположенный вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области, поставлен на учет как объект 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Проектная документация представлена на экспертизу 18 февраля 2019г.

Заключение на указанную проектную документацию утверждено генеральным директором ООО «БЦСИ» 11 апреля 2019г.

15 января 2020г. администрацией Выгоничского района Брянской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства Комплекс по убою и переработке мяса птицы производительностью 12000 голов в час, расположенный вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области. Реконструкция биологических очистных сооружений производственных стоков производительностью 4568 м3/сут.».

Заключение государственной экологической экспертизы ООО «Брянский бройлер» отсутствует.

Учитывая, что в отношении проектной документации не проводилась государственная экологическая экспертиза, ООО «Брянский бройлер» перед вводом в эксплуатацию объекта реконструкции очистных сооружений не выполнены требования законодательства об обязательном получении заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

В связи с изложенным, доводы о том, что ООО «Брянский бройлер» перед вводом в эксплуатацию объекта реконструкции очистных сооружений не требовалось заключение уполномоченного органа на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, подлежат отклонению.

Факт совершения административного правонарушения и вина руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного А.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №32-03-170/2021 от 21 июля 2021г., в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, свидетельством о постановке учет объекта НВОС, и иными материалам дела.

Указанные доказательства, находящиеся в деле, судья считает допустимыми, т.к. они получены в соответствии с требованиями ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что очистные сооружения не относятся к объектам 1 категории, подлежат отклонению. Из материалов дела следует, что объект НВОС №15-0132-001120-П «Комплекс по убою и переработке мяса птицы производительностью 12000 голов в час, расположенный вблизи н.п.Хмелево Выгоничского района Брянской области, поставлен на учет 27 мая 2019г. как объект 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Сведений о том, что ООО «Брянский бройлер» в установленном порядке обращалось с заявлением в уполномоченный орган об актуализации записи в отношении указанного объекта материалы дела не содержат и заявителем в ходе рассмотрения жалобы не представлены.

Руководитель технической службы ООО «Брянский бройлер» Железный А.А., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности.

Учитывая, что факт совершения руководителем технической службы ООО «Брянский бройлер» Железным А.А. административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешова А.П. №32-03-169/2021 от 28 июля 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного А.А, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Брянской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кулешова А.П. №32-03-169/2021 от 28 июля 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя технической службы ООО «Брянский бройлер» Железного Александра Александровича оставить без изменения, жалобу Железного Александра Александровича без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В.Рассказова