ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2022 от 11.02.2022 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-17/2022

УИД 23 RUS0048-01-2020-001253-75

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Станица Староминская Краснодарского края 11 февраля 2022 года

Судья Староминского районного суда Краснодарского края Болдырев С.А,

рассмотрев административное дело по жалобе ООО «Торговый дом «Аверс» на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 по делу об административном правонарушении от 26.08.2020г.. ООО «Торговый дом «Аверс» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выразившемся в том, что в ходе проведенного анализа, имеющейся в распоряжении Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) информации об объектах негативного воздействия на окружающую среду, включенных в федеральный реестр ПТО УОНВОС), установлены лица, осуществляющие деятельность в отсутствии согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Указанным постановлением на ООО « Торговый дом «Аверс» наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.

Юридическое лицо ООО «Торговый дом «Аверс» подало в суд жалобу на указанное постановление по делу об административном правонарушении и решением Староминского районного суда от 02.04.2021г. в удовлетворении жалобы было отказано.

Данное решение было обжаловано и согласно Решения судьи Краснодарского краевого суда от 13.12.2021г. было установлено, что жалоба на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении от 26 августа 2020 года Староминским районным судом Краснодарского края рассмотрена не была, в связи с чем решение принятое Староминским районным судом от 02.04.2021г. было отменено, т.к. фактически было рассмотрено другое дело.

Дело было возвращено в Староминской районный суд на новое рассмотрение в ином составе.

Юридическое лицо ООО «Торговый дом «Аверс» в жалобе на указанное постановление по делу об административном правонарушении, указало, что считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением закона.

Из Протокола об административном правонарушении от 17.08.2020 г. следует, что в ходе проведенного анализа, имеющейся в распоряжении Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) информации об объектах негативного воздействия на окружающую среду, включенных в федеральный реестр ПТО УОНВОС), установлены лица, осуществляющие деятельность в отсутствии согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Так, 17 августа 2020 года в 10 часов 30 минут, в соответствии с информацией, размещенной в программно-техническом обеспечении ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС) Управлением установлено, что юридическое лицо ООО «Торговый дом «Аверс» не обеспечило выполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края, при осуществлении деятельности на объекте -П (производственная база), объект III категории - уровень надзора и категория- федеральный, категория риска-умеренная (5), что является нарушением: ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Из содержания ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Закон № 7-ФЗ), ст. 24 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее также - Закон № 96-ФЗ) органы Росприроднадзора наделены полномочиями на осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, который в силу п. 4, п. 5 ст. 65 Закон № 7-ФЗ, п. 2 ст. 24 Закона № 96-ФЗ осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законам от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Закон № 294-ФЗ) и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (далее также - Постановление № 426).

В настоящем случае основанием для возбуждения Управлением дела об административном правонарушении послужил анализа, имеющейся в распоряжении Управления информации об объектах негативного воздействия на окружающую среду, включенных в федеральный реестр ПТО УОНВОС, то есть вне рамок государственного экологического надзора и без соблюдения требований Закона № 294-ФЗ и Постановления № 426 (без вынесения распоряжения о проведении проверки, извещения заявителя о проведении проверки и составления акта проверки).

С учетом названных обстоятельств и в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 20 Закона № 294-ФЗ следует, что материалы дела не содержат доказательств вменяемого заявителю правонарушения. Указанное свидетельствует об отсутствии законных оснований для привлечения ООО «Торговый дом «Аверс» по ст. 8.1 КоАП РФ.

2. Нарушен принцип недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и тоже правонарушение.

Из материалов административного дела следует, что по результатам проверки Управлением, возбуждены два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ: Ф - за не обеспечение выполнения обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края, при осуществлении деятельности на объекте -П (производственная база) и Ф - за не обеспечение выполнения обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края, при осуществлении деятельности на объекте -П (офисы), По данному административному делу было также вынесено постановление об административном правонарушении Ф-3 от 26.08.2020 года, которым Заявителя привлекли к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначили штраф в размере 20 000 руб.

Данные правонарушения возникли в результате одних фактических обстоятельств и вытекают из одного бездействия - не обеспечение выполнения обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края.

Объективная сторона названных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ. заключается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства.

Разделение совершенного юридическим лицом административного правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них отдельного постановления свидетельствует о нарушении и. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом ООО «Торговый дом «Аверс» было дважды привлечено к административной ответственности за правонарушения, вытекающие из одних фактических обстоятельств и одного бездействия.

3.Правонарушение, совершенное ООО «Торговый Дом «Аверс» является малозначительным.

Во исполнение требований ст. 34 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

ООО «Торговый дом «Аверс» 27.07.2020 г. заключило договор № 154 на разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с ООО «Фирма Экоинженерсервис». На данный момент проект НМУ находится в финальной стадии разработки.

Таким образом заявителем предпринимались меры для выполнения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Хотя в действиях ООО «Торговый дом «Аверс» и выявлены признаки нарушения требований законодательства в сфере охране атмосферного воздуха, но характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, при неисполнении данной обязанности не причинен вред, не поставлены под угрозу жизнь, здоровье, безопасность окружающей среды, не допущены нарушения при обращении с отходами, ранее юридическое лицо не привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения, еще до составления протокола об административном правонарушении были приняты меры к устранению правонарушения.

Следовательно, ввиду малозначительности правонарушения, совершенного Заявителем, имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Кроме того, старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО «Агросоюз», аналогичные правонарушения были квалифицированы как малозначительные, а ООО «Агросоюз» освобождено от административной ответственности (постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от 18.06.2020 г.).

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Согласно и. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Просит отменить постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 Ф-3 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении ООО «Торговый дом «Аверс» и прекратить производство по делу.

Представитель ООО «Торгового дома «Аверс»» и представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к убеждению, что постановление подлежит отмене, а дело подлежит прекращению по следующим основаниям.

При рассмотрении жалобы по существу было установлено, что ООО «Торговый дом «Аверс», действительно допустило бездействие - не обеспечило выполнение обязанностей по проведению всех необходимых мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, согласованных с министерством природных ресурсов Краснодарского края. Таким образом бездействия данного юридического лица правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ.

Однако в судебном заседании установлено, что ООО «Торговый дом «Аверс», во исполнение требований ст. 34 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» 27.07.2020 г. заключило договор № 154 на разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с ООО «Фирма Экоинженерсервис».

Таким образом в действиях ООО «Торговый дом «Аверс»» хотя формально и содержится состав административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ, однако принимая во внимание, что причинения вреда интересам граждан, обществу и государству, окружающей среде, наступления негативных последствий не установлено, в связи с чем суд считает возможным прекратить административное производство в отношении данного юридического лица по малозначительности.

В соответствии с ПЛЕНУМОМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12, от 11.11.2008 N 23, от 10.06.2010 N 13) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений…. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья, на основании статьи 2.9 КоАП РФ, вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы судья вправе отменить постановление и прекратить производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от 26.08.2020г. старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1. вынесенное в отношении ООО «Торговый дом «Аверс» по делу об административном правонарушении от 26.08.2020г. по ст. 8.1 КоАП РФ - отменить.

Освободить юридическое лицо ООО «Торговый дом «Аверс» от административной ответственности по малозначительности, ограничиться устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение десяти дней.

Копию решения направить сторонам.

Судья С.А. Болдырев