№12-17/2022
Дело № 72-229/2022
РЕШЕНИЕ
г. Курган 15 августа 2022 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н. рассмотрев жалобу главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 на постановление государственного инспектора по пожарному надзору – врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Варгашинскому и Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 3 июня 2022 г., решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 20 июля 2022 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица от 3 июня 2022 г. глава Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 20 июля 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд глава Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что он неоднократно направлял письма председателю Шастовской сельской Думы о выделении денежных средств на первичные средства тушения и противопожарный инвентарь, организацию оповещения населения о пожаре в д. Волосниково, д. Плотниково и д. Секисово, а также ликвидацию свалки горючих отходов в д. Волосниково, при этом в выделении денежных средств в полном объеме Шастовской сельской Думой было отказано. Полагает, что с его стороны были предприняты все меры для выполнения требований пожарной безопасности.
ФИО1 на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежаще, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.32 и статьей 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо указанного Федерального закона, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 3 данного Федерального закона одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.
К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности в числе прочих отнесены: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
В силу статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.
В силу пунктов 8, 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к числу которых отнесено оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Пункт 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее - Правила) запрещает устраивать свалки отходов, в том числе на территориях общего пользования городских и сельских поселений.
Как следует из постановления должностного лица, на основании распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому и Варгашинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 11 мая 2022 г. в отношении Администрации Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области была проведена выездная проверка на предмет реализации органами местного самоуправления в области соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт № 8 от 26 мая 2022 г., согласно которому в населенных пунктах д. Волосниково, д. Секисово и д. Плотниково выявлены нарушения статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ, а в д. Волосниково также пункт 69 Правил противопожарного режима, а именно:
- территория общего пользования д. Волосниково, д. Секисово и д. Плотниково не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- органом местного самоуправления не осуществляется организация оповещения населения в д. Волосниково, д. Секисово и д. Плотниково;
- на территории общего пользования в д. Волосниково устроена свалка горючих отходов (пункт 69 Правил).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения сделан должностным лицом и судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении № 18 от 26 мая 2022 г.; акта проверки от 26 мая 2022 г. № 8; распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 11 мая 2022 г. № 8; Устава Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области; копии решения № 28 председателя Шастовской сельской Думы от 25 декабря 2020 г. « Об избрании Главы Шастовского сельсовета»; копии решения № 29 председателя Шастовской сельской Думы от 25 декабря 2020 г. «О вступлении в должность главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1», а также иных материалов дела, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица проверил материалы дела, а также доводы заявителя в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынес законное и обоснованное решение.
Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы должностного лица и которым судьей не дано бы оценки в судебном акте, по делу не имеется.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводов, которые могли бы стать основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, в жалобе не приведено.
Установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства указывают на то, что главой Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в связи с чем вывод должностного лица и судьи о его виновности в совершении административного правонарушения является правильным. Направление ФИО1 заявлений только председателю Шастовской сельской Думы о выделении денежных средств на первичные средства тушения и противопожарный инвентарь, организацию оповещения населения о пожаре в д. Волосниково, д. Плотниково и д. Секисово, а также ликвидацию свалки горючих отходов в д. Волосниково не свидетельствует об обратном.
Постановление вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
В целом доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора по пожарному надзору – врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Варгашинскому и Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 3 июня 2022 г., решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 20 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Шастовского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков