ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2022 от 17.05.2022 Устюженского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-17/2022

УИД 35RS0023-01-2022-000268-13

РЕШЕНИЕ

г. Устюжна 17 мая 2022 года

Судья Устюженского районного суда Вологодской области Ракутина О.В., при секретаре Смирновой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Районные теплосети» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ...4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор МУП «Районные теплосети» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ...4 от ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального унитарного предприятия «Районные теплосети» (далее – МУП «Районные теплосети») ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просила признать постановление незаконным и отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы мотивировала тем, что она, являясь директором МУП «Районные теплосети» предпринимает меры к сбору документов необходимых для получения лицензии на пользование недрами. Так, администрацией Устюженского муниципального района заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на составление проекта установления границ зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения Устюженского района (срок истекает ДД.ММ.ГГГГ). Также в 2020 МУП «Районные теплосети» заключены договоры с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» на отбор и исследование воды из артезианских скважин, по которым отбор проб воды осуществляется ежеквартально. Предприятием разработана инвестиционная программа по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2021-2026. Для получения лицензии требуется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов, для этого необходимо в течение трех лет собирать пробы воды, причем эта процедура является дорогостоящей. Предприятие два года сдает пробы воды. Артезианские скважины переданы администрацией Устюженского муниципального района в пользование предприятия без передачи земельных участков, находящихся под объектами водоснабжения. Для получения документов на пользование земельными участками, необходимо их сформировать, поставить на кадастровый учет и заключить договоры аренды. Указанные действия может совершить только собственник земельных участков, которым МУП «Районные теплосети» не является. В настоящее время проводится работа по получению МУП «Районные теплосети» данных земельных участков в аренду. Отсутствие правоустанавливающих документов на участки также затрудняет процесс оформления лицензии. С учетом изложенного, по мнению директора МУП «Районные теплосети» ФИО1, у нее отсутствовала реальная возможность получения лицензии, поскольку для ее оформления с учетом необходимых исследований, установки дополнительного оборудования требуются значительные денежные средства, которыми предприятие в полной мере не обладает, поскольку его деятельность убыточна, связана с оказанием населению коммунальных услуг, оплата которых производится согласно тарифов, установленных РЭК, их повышение в одностороннем порядке не допускается.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала.

В судебное заседание государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ФИО2, надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела, не прибыла.

Заслушав ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Из содержания ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ наступает за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.5 и ч. 1 ст. 15.44 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Выводы должностного лица об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом на основании проведенной внеплановой документарной проверки МУП «Районные теплосети», установлен факт осуществления директором МУП «Районные теплосети» ФИО1 добычи воды из артезианских скважин №, 1839, расположенных соответственно в ..., без оформления лицензии на пользование недрами.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом в отношении директора МУП «Районные теплосети» ФИО1 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и привлечения ФИО1 постановлением уполномоченного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Однако с таким выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Районные теплосети» на праве хозяйственное ведения закреплена буровая скважина , расположенная в ....

Постановлением администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Районные теплосети» передана артезианская скважина , расположенная в ....

Одним из видов деятельности МУП «Районные теплосети» является забор, очистка и распределение воды, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.

В апреле 2020 на должность исполняющего обязанности директора МУП «Районные теплосети» назначена ФИО1

Распоряжением администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена директором МУП «Районные теплосети».

Как установлено в судебном заседании директором МУП «Районные теплосети» ФИО1 предпринимались меры по сбору документов, необходимых для получения лицензии на пользование скважинами, что подтверждается заключением договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» и МУП «Районные теплосети» на отбор проб воды из скважин и их исследование.

Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденному приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ в перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод входят анализы проб воды за последние три года. МУП «Районные теплосети» имеет анализы проб воды за два года.

С целью установления границ зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения Устюженского района, администрацией Устюженского района заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ...5 на составление проекта установления границ зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения Устюженского района.

Директором МУП «Районные теплосети» ФИО1 разработана и утверждена инвестиционная программа на 2021-2026 по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.

В связи с обращением ФИО1 в комитет по управлению имуществом с ходатайством о формировании земельных участков, на которых расположены вышеуказанные скважины, МУП «Районные теплосети» включено в график проведения кадастровых работ на 2022.

Решением Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу на МУП «Районные теплосети» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области все предусмотренные Административным регламентомпредоставления государственной услуги по предоставлению правапользования участками недр местного значения Департаментом природныхресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденнымприказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей средыВологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, документы для получения лицензии на пользование недрами (подземными водами) в отношении артезианской скважины в ... и артезианской скважины в ....

Определением Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению директора МУП «Районные теплосети» ФИО1 предприятию в связи с отсутствием реальной возможности исполнить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия достаточных материальных средств, предоставлена отсрочка по исполнению указанного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом анализа положений приведенного правового регулирования применительно к конкретной сложившейся ситуации, свидетельствующей о том, что директором МУП «Районные теплосети» ФИО1 были приняты все меры для соблюдения требований Закона РФ «О недрах» и получения лицензии на пользование скважинами, однако по независящим от нее причинам, ввиду длительных сроков оформления документов необходимых для получения лицензии, с учетом необходимых исследований, недостаточности материальных средств у предприятия, указанная лицензия не была получена.

Также суд учитывает тот факт, что переданные МУП «Районные теплосети» скважины подключены к сетям водоснабжения вышеуказанных населенных пунктов и являются единственными источниками поступления воды, у предприятия отсутствовала возможность отказа от приема скважин, лицензии на пользование недрами, в отношении которых отсутствовали, поскольку такое имущество передавалось МУП «Районные теплосети» его учредителем – Устюженским муниципальным районом.

При таких обстоятельствах должностным лицом сделан преждевременный вывод о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Пунктом 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа о привлечении директора МУП «Районные теплосети» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ...4 от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении директора МУП «Районные теплосети» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МУП «Районные теплосети» ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Ракутина