ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1800/2017 от 21.02.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-183/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 21 февраля 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска Ю.А. Карпинская,

при секретаре В.Е. Грищенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда <адрес> жалобу защитника Климова В.В. на постановление руководителя УФАС по <адрес>ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о признании виновным исполняющего обязанности начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» ФИО 4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4.2. ст. 7.30. КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя УФАС по <адрес>ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» ФИО 4 привлечен к административной ответственности, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

В Центральный районный суд <адрес> поступила жалоба защитника ФИО 4Климова В.В. в которой она выражает несогласие с вынесенным постановлением.

В своей жалобе Климова В.В. просит отменить указанное постановление, поскольку документация об электронном аукционе позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели. Заказчик, установив требования к показателям товара, не нарушил требования закона. Заказчиком в требованиях к составу второй части заявки было предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн рублей, а также в случаях, предусмотренных ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ, предоставление выписки не требуется. Указанное нарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» ФИО 4 участие в рассмотрении жалобы не принял, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

Представитель УФАС России по <адрес> участие в рассмотрении жалобы не принял, извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в оригиналах в Центральный районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Частью 4.2 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге <адрес>, <адрес>», начальная (максимальная) цена контракта – 26 185 050 рублей.

Также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Установка осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге <адрес> на участке км - км , <адрес>». Начальная (максимальная) цена контракта – 57 289 400 рублей.

ФИО 4, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в ФКУ Упрдор «Южный Урал», утвердил документацию об аукционе ДД.ММ.ГГГГ с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 2.4 раздела 2 Документации для проведения электронного аукциона, в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пункт 2.6 документации о закупке содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, согласно которой участник закупки заполняет заявку в соответствии с порядком, определенным в регламенте участия в электронных аукционах и инструкции для работы на сайте электронной торговой площадки etp.roseltorg.ru, требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требованиями настоящей документации. Заявка (все документы, имеющие к ней отношение) должны быть составлены на русском языке.

В пунктах 1.2.6 и 1.2.7 документации о закупке определено, что в составе первой части заявки должны быть представлены конкретные характеристики электрических ламп, а именно: электрические лампы должны соответствовать требованиям ГОСТ 19190-84 «Лампы электрические. Общие технические условия»; ГОСТ 53073-2008 «Лампы натриевые высокого давления. Эксплуатационные требования»; номинальная мощность лампы: 250 Вт; тип лампы: дуговая натриевая трубчатая; цоколь: Е40.

Однако из требований к составу первой части заявки, в том числе инструкции по ее заполнению, не следует, что характеристики материалов необходимо указывать с учетом подпунктов 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке.

Подпункты 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке входят в общий пункт 1.2 указанной документации, поименованный как «описание объекта закупки и условия контракта», тогда как условия подпунктов 1.2.6, 1.2.7 касаются требований к материалам, которые необходимо указать в составе первой части заявки.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению не содержат однозначной и безусловной информации о перечне материалов, который необходимо конкретизировать в составе заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу частей 4, статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Как следует из извещений и документации о закупках, объектами закупок является строительство объектов капитального строительства.

В извещении о закупке и пункте 13.1 документации об аукционе в требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено обязательное членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом исключительных случаев, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ, при которых членство в саморегулируемой организации не требуется.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в требованиях к составу второй части заявки установлено обязательное предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ, при этом не предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн. рублей, а также в случаях, указанных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, предоставление указанной выписки не требуется.

Совершение ФИО 4 правонарушения, выразившегося в утверждении документаций об аукционах с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, подтверждено совокупность имеющихся в материалах дела доказательств.

Перечисленные доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Приказом руководителя Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) ФИО 2 от ДД.ММ.ГГГГ/к на ФИО 4 – заместителя начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» возложено исполнение обязанностей начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, и.о. начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» ФИО 4, являвшийся должностным лицом заказчика и утвердивший документацию об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Действия ФИО 4 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Постановление по делу вынесено уполномоченным на то должностным лицом, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности соблюден.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы в ходе производства по делу УФАС по <адрес> и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом постановлении.

Доводы заявителя о необходимости применения к нему положений ст.2.9 КоАП РФ, освобождении его от административной ответственности по причине малозначительности допущенного нарушения и объявлении устного замечания, судом отклоняются.

В соответствии ст.2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.

Вместе с тем, объектом правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП являются отношения в сфере собственности и установленный порядок отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт утверждения документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

При назначении ФИО 4 административного наказания требования ст.ст.3.1,3.5, 4.1–4.3 КоАП РФ соблюдены, размер штрафа соответствует санкции ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО 4, являющимся должностным лицом, допущено невыполнение требований публичного права, пренебрежительное отношение к исполнению своих должностных обязанностей, это исключает возможность освобождения его от ответственности по малозначительности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление заместителя руководителя УФАС России по <адрес>ФИО 3 следует оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление о наложении штрафа , вынесенное руководителем УФАС по <адрес>ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» ФИО 4 оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО 4Климова В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд <адрес>.

Судья п/п Ю.А. Карпинская

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Ю.А. Карпинская

Секретарь В.Е. Грищенко