ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1803/2015 от 22.12.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рег. № 12-1803/2015

судья: Диденко Д.А.

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2015 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Беляевская О.Я., при секретаре Тер-Панасовой М.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2015 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу № 5-3192/2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2015 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу. Указал, что дело было рассмотрено судом без полного выяснения всех фактических обстоятельств, не учтены данные о направлении почтовым отправлением уведомления о подтверждении его проживания в Российской Федерации, сведения о его семейном положении.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Главный специалист-эксперт ОИК и ПНМ УФМС России по Республике Крым ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы ФИО1, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно части 6 статьи 8 названного Федерального закона постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа.

Из протокола об административном правонарушении от 8 декабря 2015 года следует, что ФИО1 вменено то, что в ходе проведения проверки 7 декабря 2015 года в 16 часов 00 минут по адресу: <адрес>, выявлен факт нарушения миграционного законодательства гражданином Турции ФИО1, который имея вид на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации от 11 сентября 2014 года сроком действия до 11 сентября 2019 года, не исполнил обязанность по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в установленные законом сроки, а именно до 27 сентября 2015 года, чем нарушил ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Признавая ФИО1 виновным в совершении вмененного административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что его действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 года N 21 утверждены Правила подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, которые определяют порядок подачи временно или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 6 и пунктом 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Правила).

Согласно п. 4 указанных Правил уведомление подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином уведомление подается лично при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином уведомление подается лично или в установленном порядке направляется почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство.

Из приведенных норм следует, что в зависимости от проживания (временно, постоянно) иностранный гражданин подает уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации либо лично либо путем направления почтовым отправлением.

Однако, данные законоположения судьей районного суда не были учтены, материалы дела миграционной службы в полном объеме не запрашивались и не исследовались, указанные обстоятельства дела в суде не устанавливались, им какой-либо правовой оценки не давалось.

Между тем в материалах дела имеется копия отрывной части бланка уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации на имя заявителя, с отметкой работника организации почтовой связи от 10 сентября 2015 года и данные о неполучении его миграционной службой.

Кроме этого, судьей при рассмотрении дела не выяснены обстоятельства наличия у апеллянта близких родственников – граждан Российской Федерации.

В частности, в деле имеются сведения о наличии у ФИО1 сына ФИО4. Вопрос о волеизъявлении родителей относительно гражданства ребенка, соблюдения процедуры его оформления в соответствии с положениями действующего законодательства РФ не выяснен.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что судом первой инстанции в нарушение ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не позволяет рассматривать принятое постановление как законное и обоснованное.

Следовательно, вывод судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава вменяемого правонарушения по настоящему делу сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований ст. ст. 1.6, 24.1, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является преждевременным.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Киевского районного суда Республики Крым подлежит отмене, а дело направлению в суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять необходимые меры для всестороннего, полного и объективного дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2015 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым на новое рассмотрение.

Судья О.Я. Беляевская