Дело № 12-1805/16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
10 января 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Зурнаджян Л.А.,
с участием заявителя Ш., представителя Пограничного управления ФСБ России по Амурской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ш. на постановление от 07.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 07 ноября 2016 года Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа размером ***.
Не согласившись с данным постановлением, Ш. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы привел фактические обстоятельства дела, указал, что в *** году паспорт в результате дождя в *** действительно подвергся воздействию влаги. Далее заявитель неоднократно продолжал поездки за границу. Представители пограничной службы и таможенного контроля неоднократно идентифицировали его личность по паспорту, который ими признавался действительным. Накануне поездки в КНР, паспорт был сдан, а органы УФМС для оформления 2-ух кратной туристической визы, *** года консульство разрешило выдачу визы и она была оформлена в этот паспорт. *** года по субъективному мнению начальника смены административного органа - старшим лейтенантом ТретьеЛицо2 заграничный паспорт (вдруг) стал недействительным. Представитель власти произвел досмотр без составления протокола досмотра личных вещей (части 6,7,8 ст. 27.7 КоАП РФ), после чего опечатал и (якобы) направил для исследования специалиста, который (тут же) *** года произвел его исследование и нашел признаки воздействия влаги на заграничный паспорт. Получается, что производилось административное расследование (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), о котором заявитель не знал (определением об административном расследовании отдельно также не выносилось) и завершилось оно (не начавшись) *** года. С учетом отсутствия протокола досмотра, отсутствия определения о проведении административного расследования полагает, что Акт проверки загранпаспорта получен незаконно. Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства административной вины Ш. получены с нарушением закона. Согласно ч. 1 ст. 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. В материалах дела имеются объяснение Ш., которые административный орган интерпретирует как признание вины и ссылается на заявление в протоколе. В действительности имеется обратное: согласно заявления Ш. в протоколе и имеющегося объяснения он (Ш.) вину не признал и её отрицал. Таким образом, государственный орган необоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Ш. вины, использует для вменения вины юридически-ничтожные доказательства, субъективную оценку документа, что влечет необоснованное и незаконное привлечение физического лица Ш. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ. Многие обстоятельства, на которые ссылается пограничный контроль, незаконны. Указанные нарушения существенны, противоречат нормам материального и процессуального права Российской Федерации. Восстановления нарушенной законности возможно в судебном порядке путем отмены административного постановления и прекращения производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
В судебном заседании заявитель Ш. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал об отсутствии умысла на совершение вменяемого правонарушения.
Представитель Пограничного управления ФСБ России по Амурской области ФИО1 возражала против доводов, изложенных в жалобе, указывая в представленном письменном отзыве на жалобу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Выслушав пояснения присутствующих лиц, проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» - выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» - пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы » Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, *** года в *** минут в международном смешанном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Благовещенск (пассажирское направление), расположенному по адресу: *** при выезде из РФ в КНР гражданин РФ Ш. нарушил правила пересечения государственной границы, в ходе осуществления пограничного контроля лиц, выезжающих из РФ в КНР предъявил документ, удостоверяющий личность, дающий право на пересечение государственной границы - паспорт серии *** № *** выданный *** года ФМС *** по Амурской области, который вследствие воздействия влаги (воды) не соответствовал установленному образцу, т.е. недействительный документ на право пересечения государственной границы, тем самым гражданин РФ Ш. нарушил ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 11 Закона РФ № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 года N 687 «Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» любые несанкционированные изменения, внесенные настоящий паспорт, делают его недействительным, и он подлежит изъятию в соответствии с порядком, установленным федеральным законом (п. 13).
В соответствии с пунктом 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» - замена паспорта производится при непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа повреждения или других причин. В соответствии с п. 5 указанного Положения в паспорте производятся отметки: о регистрации и расторжении брака; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 108 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 26 марта 2014 г. № 211 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» - при невозможности дальнейшего использования паспорта до истечения срока его действия по причине отсутствия свободных страниц для проставления иностранных виз, отметок пограничных органов, изменения персональных данных (фамилии, имени, отчества, пола) или при значительном изменении внешности владельца паспорта, а также в случае порчи документа или его утраты, заявителю по его заявлению оформляется новый паспорт в установленном Административным регламентом порядке.
Из положений приведенных нормативных правовых актов следует, что основанием, при котором паспорт подлежит замене, является, в том числе, порча документа. Так, использование заграничного паспорта до истечения срока его действия в случае порчи, с целью выезды за пределы РФ действующим законодательством не предусмотрено.
Материалами дела подтверждено, заявителем не отрицается, что Ш. при прохождении паспортного контроля с целью выезда из РФ в КНР предъявил паспорт РФ серии *** № ***, выданный *** года ФМС ***, подверженный воздействию влаги.
Таким образом, предъявленный гражданином РФ Ш. паспорт серии *** № ***, выданный *** года ФМС *** не соответствует установленному образцу и является недействительным, что подтверждается актом № *** о проведении специальной проверки документов у лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации, согласно которому у лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации от *** года произведена специальная проверка документов на право пересечения государственной границы с помощью технические средства паспортного контроля (ТСПК) ПАК МСПВ «***», ИПС «***», «***» заграничного паспорта гражданина РФ Ш. серии *** № ***, выданного *** г. ФМС ***. В результате проверки установлено, что все страницы паспорта деформированы. В верхней части на страницах № ***, № *** имеется свечение размером *** мм на *** мм по УФ-люминесценцией. Ледерин, который является составной частью переплетного материала паспорта уменьшился по отношению к обложки паспорта по высоте на *** мм, по ширине на *** мм. На заднем форзаце с внешней стороны отошел ледерин от форзаца на *** см. На переднем форзаце с внешней стороны ледерин отошел от форзаца на *** см. Таким образом, документ на право пересечения государственной границы не соответствует установленному образцу.
При таких обстоятельствах действия Ш., совершенные им при пересечении *** года Государственной границы Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Факт совершенного Ш. правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от *** года, рапортами должностных лиц пограничного контроля ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 от *** года, протоколом изъятия у Ш. заграничного паспорта, копией заграничного паспорта, актом № *** о проведении специальной проверки документов у лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации и иными материалами дела, которые были оценены должностным лицом, рассмотревшим дело в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, выводы должностного лица о виновности Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы заявителя в части проведения досмотра без проведения протокола досмотра личных вещей, а также проведения административного расследования, определения о котором также не выносилось, подлежат отклонению, в связи со следующем.
При пересечении государственной границы правоотношения между гражданами и государственным органом, осуществляющим пограничный контроль, возникают на линии паспортного контроля при волеизъявлении лица пересечь государственную границу, которое выражается в предъявлении контролеру соответствующих документов на право пересечения государственной границы, что изложено в пункте 21 Приказа ФСБ России от 8 ноября 2012 г. № 562 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» - основанием для начала административной процедуры по осуществлению пограничного контроля является представление должностному лицу гражданами Российской Федерации действительных документов (документов установленного образца), удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, или иных действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определенных договором Российской Федерации с иностранным государством.
Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют такой метод контроля как проверка документов (п. 7 Постановления).
Методы контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления государственными контрольными органами своих полномочий при пропуске через государственную границу (п. 6 Постановления).
Проверка документов осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию и ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также в целях санитарной охраны территории Российской Федерации, определения соответствия ввозимой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений и животных, и в других целях.
Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля, анализа статистических сведений, а также другими способами, не запрещенными федеральным законодательством (п. 8 Постановления).
Решение о применении средств контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов (п. 5 Постановления).
Порядок применения средств контроля при осуществлении пропуска через государственную границу определяется нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (п. 4 Постановления).
Касательно пограничных органов, порядок применения средств контроля при осуществлении пропуска через государственную границу определяется приказом ФСБ от 11 октября 2010 г. № 493/ДСП «Об утверждении Инструкции об организации применения средств и методов пограничного контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ), в соответствии с которым, к средствам пограничного контроля, применяемым подразделениями пограничного контроля, относятся технические средства паспортного контроля (ТСПК) (пункт 24 Приказа). Порядок применения методов пограничного контроля подразделениями пограничного контроля изложен в пункте 29 Приказа, в соответствии с которой проверка документов на право пересечения государственной границы у лиц, следующих через государственную границу, осуществляется в целях установления действительности таких документов, а также отождествления достоверности содержащихся в них сведений с лицом, их предъявивших.
Проверка документов на право пересечения государственной границы подразделяется на общую и специальную. Общая проверка документов на право пересечения государственной границы осуществляется при предъявлении таких документов должностному лицу подразделения пограничного контроля.
В случаях, когда в ходе общей проверки документов на право пересечения государственной границы выявлены признаки, свидетельствующие о возможной недействительности документа на право пересечения границы, проводится его специальная проверка.
Специальная проверка документов на право пересечения государственной границы проводится в отдельном служебном помещении и включает: идентификацию реквизитов документа на право пересечения государственной границы с применением технических средств пограничного контроля по имеющимся образцам и описаниям, а также установление признаков частичной или полной их подделки.
Специальная проверка документов на право пересечения государственной границы должна быть проведена в срок не более 3 часов.
Результаты специальной проверки документа на право пересечения государственной границы оформляются актом.
В соответствии с пунктом 30.2 Приказа документы на право пересечения государственной границы, предъявленные для проверки лицами, следующими через государственную границу, изымаются должностными лицами в случае обнаружения неисправности в документе на право пересечения государственной границы при условии возбуждения в отношении данного лица дела об административном правонарушении.
Таким образом, протокола досмотра, указанный в жалобе, в рассматриваемом случае не составляется.
Относительно проведения административного расследования, то в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что фактически административное расследование не проводилось, процессуальные действия, требующие существенных временных затрат не осуществлялись, что свидетельствует о том, что поскольку административное расследование не проводилось, определение об административном расследовании не составлялось.
Указывая на обстоятельства проведения досмотра без составления протокола досмотра личных вещей, а также проведения административного расследования, определения о котором также не выносилось, заявитель делает вывод о незаконности получения акта проверки загранпаспорта. Тем не менее, указанные выше обстоятельства, вопреки доводам заявителя, свидетельствуют об отсутствии нарушений административным органом при вынесении постановления о привлечении Ш. к административной ответственности.
Довод заявителя об отсутствии у него умысла на совершение вмененного ему правонарушения, поскольку он ранее пересекал с вышеуказанным паспортом Государственную границу Российской Федерации и никаких претензий к нему не предъявлялось, в связи с чем он полагал о действительности предъявляемого при пересечении границы документа, подлежат отклонению.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст. 18.1 КоАП РФ, является нарушение требований установленного порядка управления с соблюдением режима Государственной границы Российской Федерации. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима Государственной границы Российской Федерации.
В силу положений п. 2.2. КоАП РФ административные правонарушения могут быть совершены либо умышленно, либо по неосторожности. При этом, административные правонарушения, которые могут быть совершены только с умыслом (прямым либо косвенным) прямо указаны в статьях особенной части КоАП РФ.
Субъективная сторона состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ не определена законодателем как совершаемая исключительно с умыслом, следовательно, с субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Как указано выше, следует из акта № *** о проведении специальной проверки документов у лица, следующего через Государственную границу Российской Федерации, *** года произведена специальная проверка документов на право пересечения государственной границы с помощью технические средства паспортного контроля (ТСПК) ПАК МСПВ «***», ИПС «***», «***» заграничного паспорта гражданина РФ Ш., серии *** № ***, выданного *** г. ФМС ***. В результате проверки установлено, что все страницы паспорта деформированы. В верхней части на страницах № ***, № *** имеется свечение размером *** мм на *** мм по УФ-люминесценцией. Ледерин, который является составной частью переплетного материала паспорта уменьшился по отношению к обложки паспорта по высоте на *** мм, по ширине на *** мм. На заднем форзаце с внешней стороны отошел ледерин от форзаца на *** см. На переднем форзаце с внешней стороны ледерин отошел от форзаца на *** см. Между тем, использование заграничного паспорта до истечения срока его действия в случае порчи, с целью выезда за пределы РФ действующим законодательством не предусмотрено.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Постановление о привлечении Ш. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено Ш. в пределах санкции ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 07.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении Ш. оставить без изменения, а жалобу Ш. - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З.Кургунова