ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-180/20 от 24.08.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело 12-180/2020

Решение

24 августа 2020 г. г. Ижевск

Судья Верховного суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев жалобу ООО «Спецавтохозяйство» на постановление судьи Первомайского районного суда г.Ижевска, в отношении ООО «Спецавтохозяйство», по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

В Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление) из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Удмуртской Республики поступило обращение (вх. -ж от 23.12.2019г.) с доводами о нарушении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Спецавтохозяйство» (далее - ООО «САХ», Общество) Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, выразившимся в ненадлежащем осуществлении контроля за деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами ( далее – ТКО, твердые коммунальные отходы) на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики, что привело к нарушению схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.

26 февраля 2020 года государственным инспектором РФ, в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике в отношении ООО «САХ» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в нарушение требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, ООО «САХ» - являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением МУП ЖКХ «Сюмсинское» с твердыми коммунальными отходами на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики; допускало направление МУП ЖКХ «Сюмсинское» собранных с мест накопления отходов в МО «Сюмсинский район» на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> г, разрешенное использование земельного участка - для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике (Глава 7).

Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска ООО «Спецавтохозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> (сто тысяч) рублей.

В обоснование принятого постановления судья районного суда сослался на обстоятельства отраженные в протоколе и п. 6.1 договора У-М/18 от 4 декабря 2018 года заключенного между ООО «Мусоровоз» (оператор) и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сюмсинского» (Исполнитель), согласно которому текущий контроль за качеством оказываемых услуг по погрузке и транспортировке ТКО осуществляется Региональным оператором.

В жалобе, поданной в Верховный суд УР, представитель ООО «САХ» просит отменить судебный акт и производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).

Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО: Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Пунктом 14 указанных Правил определено, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, должностными лицами в области охраны окружающей среды и прокуратуры Сюмсинского района УР в ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов.

Данный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, из земель категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, передан в аренду МУП ЖКХ «Сюмсинское» Администрацией МО «<адрес>» на основании договора аренды /юд от ДД.ММ.ГГГГ Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (49 лет) (л.д.47-51)

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды УР /ПС от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «ЖКХ Сюмсинское» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении, транспортировании отходов производства и потребления.

В свою очередь ООО «САХ» вменяется в вину, что являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением МУП ЖКХ «Сюмсинское» с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики; допускало направление МУП ЖКХ «Сюмсинское» собранных с мест накопления отходов в МО «<адрес>» на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> г, разрешенное использование земельного участка - для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия судьей районного суда решения о привлечении ООО «САХ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

С ООО «Спецавтохозяйство» Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 28 апреля 2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.

Зоной деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики является вся территория Удмуртской Республики.

Предметом Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики от 28 апреля 2018 года, является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного решением единственного участника от 30.07.2018 г.

Согласно Уставу, целью ООО «САХ» является удовлетворение потребностей участников рынка в товарах, работах и услугах, а также извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, обработка, удаление, утилизация отходов: сбор, обработка, удаление сточных вод; торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; торговля оптовая неспециализированная; деятельность автомобильного грузового транспорта, в том числе специализированного; аренда и управление собственным недвижимым имуществом; и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

ООО «САХ» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, в части транспортирования отходов III-IV класса опасности. Лицензия действует бессрочно.

Установлено, что ООО «САХ» заключен договор с оператором по обращению с ТКО по результатам проведения электронных аукционов: договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Мусоровозов» (Исполнитель, лицензия 018228/П от ДД.ММ.ГГГГ - бессрочная).

Согласно п. 3.1.28 данного договора, исполнитель обязан предоставлять региональному оператору информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Исполнителем, цена которого или обитая цена которых составляет более чем 10 процентов цены настоящего договора, в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.

Согласно письму ООО «Спецавтохозяйство» от 20.11.2019г., письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мусоровозов» направил информацию региональному оператору о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Исполнителем в целях исполнения обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В перечень соисполнителей входит МУП «ЖКХ «Сюмсинское» (Соисполнитель, лицензия ДД.ММ.ГГГГ - бессрочная) с которым ООО «Мусоровозов» (Оператор), в целях исполнения обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ с региональным оператором, заключило договор -У-М/18 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по погрузке твердых коммунальных отходов в местах их накопления в границах территории оказания услуг и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения. Сроки оказания услуг по данному договору с 01.01.2019 г. по 29.02.2020 г.

Согласно п. 1.3 данного договора, МУП ЖКХ «Сюмсинское» оказывает услуги по погрузке и транспортировке ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 №213.

Пунктом 6.1 данного договора У-М/18 (определено, что текущий контроль качества оказываемых Исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО осуществляется Региональным оператором, Оператором путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя, информации о деятельности по обращению с ТКО, предоставляемой осуществляющими контроль-надзорные функции в области обращения с ТКО уполномоченными исполнительными органами Удмуртской Республики и органами местного самоуправления территории, в границах которых оказываются услуги, а также иными доступными ему способами, в том числе: на основании поступающих претензий, жалоб, заявлений, поступающих от потребителей услуг в сфере обращения с отходами, по результатам рассмотрения которых составляются акты; на основании информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации, материалов, полученных с видеорегистраторов, материалов иной фото -и(или) видеофиксации; на основании информации, полученной по результатам выездного контроля мест накопления ТКО, мест приема и передачи отходов, по результатам которых составляются акты.

В соответствии с приложением к данному договору, услуги по погрузке и транспортированию ТКО, в рамках договора -У-М/18 от ДД.ММ.ГГГГ, оказываются в пределах границ муниципального образования «<адрес>».

В данном случае, речь идет не о нарушениях при погрузке и транспортировке ТКО, а осуществленном несанкционированном складировании твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, из земель категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, передан в аренду МУП ЖКХ «Сюмсинское» Администрацией МО «<адрес>» на основании договора аренды /юд от ДД.ММ.ГГГГ Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (49 лет) (л.д.47-51).

При этом установлено, что несанкционированное складирование осуществляет МУП ЖКХ «Сюмсинское», за что руководитель последнего был привлечен к административной ответственности.

Ссылка суда в обоснование принятого решения на п. 6.1 договора У-М/18, заключенного между ООО «Мусоровоз» и МУП ЖКХ «Сюмсинское», которым определено, что текущий контроль качества оказываемых Исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО осуществляется Региональным оператором, не указывает на ответственность Регионального оператора за организованную МУП ЖКХ «Сюмсинское» несанкционированное складирование ТКО на земельном участке, принадлежащем Муниципальному образованию и переданному в долгосрочную аренду МУП ЖКХ «Сюмсинское».

Следует также отметить, что Региональный оператор не являлся стороной при заключении договора между ООО «Мусоровоз» и МУП ЖКХ «Сюмсинское».

В свою очередь в соответствии с п. 6.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ООО «САХ» (Региональный оператор) и ООО «Мусоровоз» (Исполнитель) Региональный оператор осуществляет текущий контроль качества оказываемых Исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО путем мониторинга и анализа деятельности Исполнителем – ООО «Мусоровоз», что также указывает на отсутствие обязанности за контролем со стороны регионального оператора за осуществленное несанкционированное складирование ТКО на территории Муниципального образования.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Соответственно, Региональный оператор не несет ответственность за организованную несанкционированную свалку на земельном участке Муниципального образования, переданного в аренду МУП ЖКХ «Сюмсинское» для осуществления деятельности очистных сооружений канализации.

При установленных обстоятельствах, полагаю, что в действиях (бездействия) ООО «Спецавтохозяйство» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет отмену вынесенного судебного акта и прекращению производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу ООО «Спецавтохозяйство» удовлетворить.

Постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска, в отношении ООО «Спецавтохозяйство», по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов