ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-180/2013 от 05.02.2013 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-180/2013РЕШЕНИЕ

г. Вологда 05 февраля 2013 года

 Судья Вологодского городского суда Вологодской области Л.К. Молокова, рассмотрев жалобу Юшенковой И.В. на постановление Административной комиссии города Вологды № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

 Юшенкова И.В. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Административной комиссии города Вологды № ей назначено административное наказание по делу об административном правонарушении по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 5000 рублей. Основанием для привлечения к административной ответственности как должностного лица ЗАО «<данные изъяты>», в данном случае послужил факт нарушения установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно отсутствие у ЗАО «<данные изъяты>», договоров на утилизацию (захоронение) ТБО с организациями, в собственности и (или) во владении или пользовании которых находится объект, утилизации отходов.

 Считает указанное постановление незаконным и необоснованным, поскольку ЗАО «<данные изъяты>» надлежащим образом исполняет свои обязанности в области обращения с отходами, в полном соответствии с нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обществом заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов и их последующую сдачу для захоронения в организации, эксплуатирующие полигоны (городские свалки) с ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИП ФИО1, которые правомочны на осуществление соответствующего вида деятельности. Утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности осуществляет ЗАО «<данные изъяты>», с которой вышеуказанные организации также связаны отношениями. Плату за оказанные услуги по договорам Общество уплачивает в полном объеме. Копии договоров, которые относятся к предмету спора, общество представило в Административную комиссию города Вологды для подтверждения отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.6: Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях».

 Материалы дела об административном правонарушении №, как с фактической, так и с формально - юридической точки зрения подтверждают неправильную оценку и квалификацию деяния Административной комиссией в г. Вологде действий Юшенковой И.В., поэтому не могут быть признаны состоятельными.

 Доказательственная база, а также другие материалы дела и доводы по вопросам, на которых были основаны соответствующие выводы Административной комиссии и нашедшие своё отражение в Постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № не соответствуют действующему законодательству, при отсутствии нормативного (законодательного) закрепления о прямых договорных отношениях с организациями, в собственности и (или) во владении или пользовании которых находится объект утилизации отходов (полигон), хозяйствующих субъектов понуждают к заключению соответствующих соглашений в нарушение ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Просит постановление Административной комиссии в городе Вологде о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Юшенковой И.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 5000 рублей отменить, производство по делу прекратить.

 Представитель Юшенковой И.В. по доверенности Зимин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, также пояснил, что Юшенкова И.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения.

 Представитель Административной комиссии в городе Вологде по доверенности Лазаренко А.П. с доводами жалобы не согласился, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

 Судья, заслушав участников процесса, исследовав подлинный административный материал, приходит к следующему.

 Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом по обращению с отходами Отдела экологии Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут помощник генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» Юшенкова И.В. допустила нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно п. 5.2 Порядка сбора отходов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Главы города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), поскольку у ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИП ФИО1 отсутствуют объекты утилизации (захоронения) отходов, представленные ЗАО «<данные изъяты>» договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, с указанными организациями-перевозчиками отходов являются договорами только на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Действий по передаче твердых бытовых отходов, вывозимых с объектов ЗАО «<данные изъяты>», другой организацией на утилизацию (захоронение) по указанным договорам не предусматривается. У ЗАО «<данные изъяты>» отсутствует прямой договор на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с организациями, в собственности и (или) во владении или пользовании которых находится объект утилизации отходов.

 Действия Юшенковой И.В. квалифицированы по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях».

 Постановлением Административной комиссии в городе Вологде № от ДД.ММ.ГГГГ Юшенкова И.В. как должностное лицо привлечена к административной ответственности по ст. 3.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 5000 рублей.

 Судья не может признать оспариваемое постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.

 Согласно примечаний к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций,   а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

 К числу организационно-распорядительных функций можно отнести руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

 К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, принятие решений о начислении заработной платы, премий и т.п.

 В силу пункта 4.1 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ №, юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов осуществляют вывоз отходов на основании договоров на вывоз отходов со специализированной организацией либо осуществляют вывоз отходов специализированным или приспособленным транспортом, исключающим возможность аварийных ситуаций, их потерь в процессе перевозки и загрязнения окружающей среды.

 Пункт 5.2 указанного Порядка управляющими организациями, юридическими и физическими лицами, в том числе осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися собственниками помещений, владеющими и (или) эксплуатирующими контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры, утилизация отходов производится по договорам на утилизацию отходов с организациями, в собственности и (или) во владении или пользовании которых находится объект утилизации отходов (далее - полигон).

 В соответствии с должностной инструкцией ФИО1 помощник генерального директора относиться к категории специалистов предприятия, принимается и увольняется генеральным директором, подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия. Основными задачами помощника генерального директора являются организационное и документационное обеспечение управленческой деятельности, участие в разработке документов правового характера.

 В соответствии с разделом 2 должностной инструкции в должностные обязанности ФИО1 как помощника генерального директора входят: обеспечение приема, учета, регистрации, контроля исполнения документов, информационно-справочного обслуживания и хранения документной информации, выполнение работы по документационному делопроизводству предприятия, контроль качества подготовки, правильности составления, согласования, утверждения документов, представляемых на подпись руководству предприятия, осуществление контроля исполнения документов и поручений руководства, принятие оперативных мер, направленных на своевременное и качественное их исполнение, осуществление организации подготовки, принятия решений и доведения их до непосредственных исполнителей, проведение анализа справок и докладов, предоставляемых руководству, давать по ним компетентные заключения, осуществление оперативной связи с о сторонними организациями (как коммерческим так и государственными) и отдельными гражданами по вопросам текущей деятельности предприятия (телефон, факс и т.п.), ведение приема посетителей, изготовление необходимых документов, проведение ежегодного отбора документов на архивное хранение или уничтожение, выполнение поручения руководства по профилю финансов- хозяйственной деятельности предприятия, принятие участия в разработке правовых документов предприятия, контроль за своевременностью заключения договоров, связанных с хозяйственной деятельностью, общества, их соответствие действующему законодательству, и др.

 Таким образом, ФИО1, являясь помощником генерального директора ООО «<данные изъяты>» организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделена.

 Согласно ст. 3.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов несут граждане, должностные и юридические лица.

 В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Часть 4 указанной статьи устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 На основании изложенного, учитывая, что ФИО1 организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделена, судья приходит к выводу, что ФИО1 не может быть привлечена к административной ответственности как должностное лицо, за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 При таких обстоятельствах по делу, постановление Административной комиссии в городе Вологде № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» следует отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

 Постановление Административной комиссии в городе Вологде № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» отменить.

 Производство по административному делу по ст. 3.6 Закона Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья Л.К. Молокова