ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-180/2021 от 03.09.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Голубин А.М. дело № 12-180\2021

№ 7-557/2021

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 3 сентября 2021 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А..

при секретаре: Бессаловой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «РАМС» Ларина ФИО5 на решение Приволжского районного суда города Астраханской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «РАМС» Ларина ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям от 18 июня 2021 года, оставленным решением судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 22 июля 2021 года без изменения, директор ООО «РАМС» Ларин С.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 40000 рублей.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, директор ООО «РАМС» Ларин С.П. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения суда, прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения либо о замене назначенного административного штрафа на предупреждение.

Доложив дело и жалобу, выслушав директора ООО «РАМС» Ларина С.П., его защитника, поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд второй инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу постановления и решения суда.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «РАМС» является производство и реализация строительных материалов и продукции производственно-технического назначения, производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины.

Для осуществления указанной деятельности ООО «РАМС» эксплуатирует кирпичный цех, который (на момент проверки административного органа) является объектом негативного воздействия на окружающую среду I-й категории и имеет код объекта № 12-0130-000827-П.

В соответствии со сведениями статистической отчетности 2-ТП в ходе деятельности ООО «РАМС» за 2020 год валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 8725 тонн, из них: твердых 0, 256 тонн, жидких и газообразных - 8, 469 тонн.

Ранее действовавшее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 7327\03 утратило силу 28 июля 2019 года.

Иные разрешения на момент проверки ООО «РАМС» не получены.

Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет административную ответственность.

Суд первой инстанции, проверяя законность постановления административного органа о привлечении директора ООО «РАМС» Ларина С.П. к административной ответственности, пришел к выводу, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения постановления, поскольку оно основано на неисполнении положений статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с внесенными в нее изменениями с 1 января 2019 года, в связи с чем отказал в удовлетворении жалобы директора общества.

Суд второй инстанции, проверив правильность применения судом первой инстанции материального и процессуального права, также полагает, что жалоба директора ООО «РАМС» не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.

В силу пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Анализ внесенных в Закон об охране окружающей среды изменений позволяет сделать вывод о том, что в Законе предусмотрен дифференцированный подход к нормированию - в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, тогда как в прежней редакции Закона требования различались в зависимости от отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обязанности, возлагаемые природопользователей, возлагаются на них в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 4.2 Закона об окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

На момент проверки и в 2020 году (период, в который совершено правонарушение) ООО «РАМС» относился к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.

Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения.

Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 143.

Положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496 -ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Учитывая, что с 1 января 2019 года часть нормативных положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» изложена в новой редакции, которые не содержат исключения по разработке разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона №496-ФЗ от 25 декабря 2018 года, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, должны обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 1 января 2019 года и данные нормативы будут действовать до дня получения комплексного экологического разрешения, что ООО «РАМС» не выполнено.

Тот факт, что в 2021 году изменилась категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ввиду чего представляется декларация о воздействии на окружающую среду, не исключает в действиях должностного лица общества состава вменяемого административного правонарушения, связанного с выбросом в 2020 году вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Постановление о привлечении директора ООО «РАМС» Ларина С.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Что касается доводов жалобы о замене административного штрафа на предупреждение, то они не основаны на законе и обстоятельствах дела.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, замену административного наказания, как способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданной лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий не причиняет или не могло причинить существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния, а также учитывая, что объектом правонарушения являются отношения в сфере охраны окружающей среды и в результате хозяйственной деятельности общества оказывается негативное воздействие на окружающую среду, оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не находит.

По тем же основаниям суд не признает совершенное правонарушение малозначительным. Также отмечает, что совершенное административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать его малозначительным.

Оснований для иных выводов суд второй инстанции не усматривает.

С учетом изложенного и, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу директора ООО «РАМС» Ларина ФИО7 - без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 3 сентября 2021 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина