ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-180/2021 от 10.12.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Сергунина И.И. Дело №12-180/2021

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2021 года город Орёл

Судья Орловского областного суда Циркунова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО6 на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 12 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО7,

установила:

постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 12 ноября 2021 года индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее ИП ФИО3) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, ИП ФИО3 ставит вопрос об отмене постановления судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 12 ноября 2021 года и прекращении производства по делу.

Приводит довод об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, поскольку его вина не доказана.

Ссылается на то, что транспортное средство - автобус <...> с государственным номером рус <дата> в 15 часов 30 минут не работало по утвержденному маршруту, двигалось без пассажиров в стороннюю организацию для выполнения работ по установке автоинформатора.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО8 к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебном акте выводы о том, что <дата> в ходе проведения дополнительных профилактических мероприятий по выявлению фактов эксплуатации транспортных средств с нарушением действующего законодательства, сотрудником Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ ФИО1<адрес> по адресу: <адрес> 15 часов 30 минут было зафиксировано на фотофиксацию транспортное средство «<...> с государственным номером рус, следовавшее по маршруту «<...>», где водитель (личность не установлена), осуществляющий пассажирские перевозки (перевозчик ИП ФИО2), в нарушение пункта 4 раздела 1 Приложения к Указу Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического контроля благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», находился в транспортном средстве без средств индивидуальной защиты органов дыхания – маски, респиратора или иных средств защиты.

ИП ФИО3, осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров (Муниципальный контракт №005 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам), не обеспечил контроль за соблюдением водителями требований законодательства по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания – масок (л.д.5-7).

Принятое по делу судебное постановление законным признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.

Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении от <дата>-СТ-09/2020, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, он составлен начальником отдела административной практики и контроля управления дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ ФИО1<адрес>ФИО4 в отношении ИП ФИО3, в его отсутствие 29 сентября 2021 года в 10 час.00 мин. (л.д.5-7).

Из содержания протокола усматривается, а также приложенных к нему документов усматривается, что ИП ФИО3 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещался должностным лицом административного органа посредством почтового отправления, направленного через Федеральную почтовую службу по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес> (л.д.32).

В своих письменных возражениях (л.д.58) и в объяснениях данных судье районного суда (л.д.101об.) ФИО3 утверждал, что не извещался должностным лицом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, протокол был составлен в его отсутствие, копию протокола не получал.

Проверяя законность действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда счел доказанным извещение ИП ФИО3 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на основании представленной должностным лицом административного органа копии уведомления от <дата>г. и справки об отправке/доставке почтового отправления , направленного в адрес ФИО3 (ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>) о вызове в Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ ФИО1<адрес> для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (л.д.32, 33).

Вместе с тем, из муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым маршрутам (л.д.12об.), а также представленной копии паспорта видно, что ФИО3 с <дата> имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>.

Однако, документов, подтверждающих доставление уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО3 по адресу его места жительства - <...>, материалы дела не содержат.

Сведений об извещении ИП ФИО3 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении иными способами в материалах дела не имеется.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом в отсутствие ИП ФИО3, извещенного о времени и месте его составления по ненадлежащему адресу.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.

Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению, судьей Железнодорожного районного суда г. Орла не проверено правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу судебного акта.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 12 ноября 2021 года, вынесенное в отношении ИП ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 12 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО9, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО10 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда О.М. Циркунова

Судья: Сергунина И.И. Дело №12-180/2021