Судья – Мурашев Н.И. Дело №12-1818/2015
Р Е Ш Е Н И Е
«09» июня 2015 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Диденко И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 06 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст 8.5 КоАП РФ, возбужденного в отношении ОАО «Славянскгоргаз»,
установил:
Постановлением № <...> от <...> государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и <...>< Ф.И.О. >3 юридическое лицо ОАО «Славянскгоргаз» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Ко АП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Представитель ОАО «Славянскгоргаз» по доверенности ФИО2 обратился в Славянский городской суд с жалобой на указанное постановление.
Обжалуемым решением Славянского городского суда Краснодарского края от 06 мая 2015 года жалоба представителя ОАО «Славянскгоргаз» по доверенности ФИО2 на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея ФИО1 от <...> № <...> о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАПРФ удовлетворена. Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея ФИО1 от <...> № <...> о привлечении ОАО "Славянскгоргаз" к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей отменено, производство по делу прекращено в связи отсутствием в действиях ОАО "Славянскгоргаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В своей жалобе, адресованной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 выражает несогласие с принятым решением суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявитель мотивирует тем, что суд дал неверную оценку доказательствам по делу.
Также заявитель просит восстановить срок для обжалования решения суда первой инстанции, поскольку копия оспариваемого судебного акта получена Управлением 18.05.2015г.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно материалам дела, копия обжалуемого решения суда поступила в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 18.05.2015г., а жалоба на данное решение направлена в адрес городского суда 27.05.2015г., то есть в пределах предусмотренного законом десятидневного срока, ввиду чего судья краевого суда полагает, что заявителем процессуальный срок на обжалование пропущен не был.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья вышестоящей инстанции находит решение судьи не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, на основании распоряжения от <...> УФС Росприроднадзора по КК и РА осуществлена плановая выездная проверка ОАО «Славянскгоргаз» по обеспечению юридическим лицом исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, расположенном по адресу: <...>. В ходе проверки, проведенной в период с <...> по <...>, установлены нарушения законодательства, в связи с чем старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по КК й РА < Ф.И.О. >3<...> в отношении юридического лица ОАО «Славянскгоргаз» вынесено постановление №05-43-38-ЭП-12/2 о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа 10000 рублей.
Как указано в протоколе № <...> об административном правонарушении, составленном <...> государственным инспектором Управления Росприроднадзора по КК и РА < Ф.И.О. >4, согласно анализу производственной деятельности ОАО «Славянскгоргаз», технологического процесса эксплуатации и транспортировки газа потребителям установлено, что потери газа на трубопроводах обусловлены эксплуатационными утечками газа в газопроводах, связанные с негерметичностью установленных на них арматуры и оборудования, которые рассчитываются ОАО «Славянскгоргаз?) согласно «Методике по расчету Удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства». При этом указано, что транспортировка газа по трубопроводам, как и любого иного топливно - энергетического ресурса, невозможна без потерь, в силу того, что невозможно обеспечить абсолютную герметичность фланцевых, резьбовых и цапковых соединений газопроводов, оборудования и сооружений на них - ГРП, ШРП и т.п. Потери газа наблюдаются при проведении ремонтных и профилактических работ в системах газораспределения и газопотребления, во время врезки и пуска газа при вводе объектов газоснабжения в Эксплуатацию, а также при аварийных и залповых выбросах газа в системах газоснабжения и при проведении аварийно-восстановительных работ. В соответствии с этим ОАО «Славянскгоргаз» также рассчитываются объемы потерь при данных работах и указываются как технологические нужды предприятия.
В расчет тарифов газа включаются технологические потери газа, в которые включаются технологические (эксплуатационные) потери газа, в том числе перечисленные потери, кроме потерь газа, связанных с авариями и проведением аварийно-восстановительных работ.
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее по тексту Порядок), Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент».
В соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Так, из материалов дела следует, что при натурном обследовании территории предприятия ОАО «Славянскгоргаз» с участием представителя по доверенности <...> от <...> ФИО3 специалистом Славянского отдела ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведен отбор пробы отхода «мусор, смет с территории», точка отбора пробы N 2 - территория автостоянки на определение компонентного состава и класса опасности (протокол отбора пробы отхода N 139 от <...>г.)
По результатам проведенных исследований на определение компонентного состава и класса опасности отхода «мусор, смет с территории», точка отбора пробы N 2 - территория автостоянки и экспертному заключению по техническому заданию N б/н от <...> отход отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды.
Лимит на размещение отходов N 09/65 для ОАО «Славянскгоргаз» выдан <...>, в котором отсутствует отход мусор, смет с территории Автостоянки предприятия (отход 4 класса опасности).
При этом в предоставленных расчетах платы за HBOC ОАО «Славянскгоргаз» при заполнении раздела 4 расчетов платы за HBOC «Размещение отходов производства и потребления» по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от <...> N 204, внесены недостоверные сведения в части внесения платы предприятия за размещение отхода производства и потребления - мусор, смет с территории автостоянки (отход 4 класса опасности) за 2,3,4 кварталы 2011 г., 1,2,3,4 кварталы 2012 г., 1,2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 г., как за отход 5 класса опасности.
ОАО «Славянскгоргаз» в расчетах платы за HBOC за 2,3,4 кварталы 2011г., 1,2,3,4 кварталы 2012 г., 1,2,3,4 кварталы 2013 г., 1 квартал 2014 г. в части размещения данных отходов, как за один из видов негативного воздействия на окружающую природную среду, раздел 4 заполняется не достоверно.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия па окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников и социальных факторов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 того же Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 21 названного Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 того же Закона юридические липа, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 30 того же Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ОАО «Славянскгоргаз» эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно действующему техническому отчету по инвентаризации, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проекту нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО «Славянскгоргаз» разработанных в 2010 г., по данным которых предприятием эксплуатируется 26 источников выбросов, всего 196 источников выбросов вредных веществ.
Согласно представленному разрешению № <...> от <...>, всего предприятие выбрасывает в атмосферу 18 наименований загрязняющих веществ. Всего по предприятию выбрасывается в атмосферу 0,425368 т/год загрязняющих веществ.
В соответствии с проведенным анализом эксплуатации объектов ОАО «Славянскгоргаз», а именно источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлена причина несоответствия данных
по количеству суммарных данных выбросов газообразных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Так, согласно разрешению на выброс № В 519 от <...> ОАО «Славянскгоргаз» учтены выбросы вредных загрязняющих веществ, связанные с потерями на трубопроводах.
Анализом производственной деятельности ОАО «Славянскгоргаз», технологического процесса эксплуатации и транспортировки газа потребителям установлено, что потери газа на трубопроводах обусловлены эксплуатационными утечками газа в газопроводах, связанные с негерметичностью установленных на них арматуры и оборудования, которые рассчитываются ОАО «Славянскгоргаз» согласно методике «Методика по расчёту удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства» разработана Гипрониигаз, 1997г.
При этом транспортировка газа по трубопроводам, как и любого иного топливо-энергетического ресурса, невозможна без потерь, в силу того, что невозможно обеспечить абсолютную герметичность фланцевых, резьбовых и цапковых соединений газопроводов, оборудования и сооружений на них ГРП, ШРП и т.п.
Потери газа наблюдаются при проведении ремонтных и профилактических работ в системах газораспределения и газопотребления, во время врезки и пуска газа при вводе объектов газоснабжения в эксплуатацию, а также при аварийных и залповых выбросах газа в системах газоснабжения и при проведении аварийновосстановительных работ.
В соответствии, с чем ОАО «Славянскгоргаз» также рассчитываются объемы потерь при данных работах и указываются как технологические нужды предприятия.
В расчет тарифов газа включаются технологические (эксплуатационные) потери газа, в которые включаются все вышеперечисленные потери, кроме потерь газа, связанных с авариями и проведением аварийно-восстановительных работ.
Документальным подтверждением понесенных ОАО «Славянскгоргаз» фактических потерь газа при его транспортировке потребителям являются договоры и акты о количестве поданного-принятого газа (газ горючий природный), согласно договорам покупки газа (Покупатель ОАО йСлавянскогргаз» - Поставщик ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар»).
ОАО «Славянскгоргаз» представлен договор <...> от <...>г. о количестве поданного-принятого газа, заключенный с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» с приложением актов выполненных работ.
Согласно актам выполненных работ за 2011 г. ОАО «Славянскгоргаз»: на технологические нужды израсходовано: 0, 494 тыс. куб.м.; за 1 квартал 2011г. - 0,494 тыс. куб.м., 2 квартал 2011 г. - 0 тыс. куб.м., 3 квартал 2011 г. - 0 тыс. куб.м., 4 квартал 2011 г. - 0 тыс. куб.м.; на технологические потери израсходовано: 126,500 тыс. куб.м. Всего - 126,994 тыс. куб.м.
ОАО «Славянскгоргаз» представлен договор <...> от <...>г. о количестве поданного-принятого газа, заключенный с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» с приложением актов выполненных работ.
Согласно актам выполненных работ за 2012 г. ОАО «Славянскгоргаз»: на технологические нужды израсходовано всего - 127,244 тыс. куб.м.
Согласно договора <...> от <...>. за 2013 для ОАО «Славянскгоргаз» поставлено газа всего - 117,402 тыс. м3.
Согласно договора <...> от <...>. за 2014 для ОАО «Славянскгоргаз» поставлено газа всего - 70,593 тыс. м3.
Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, указано, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г.№ 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал
Положением ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о* выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Тем самым, суд первой инстанции правомерно указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного приведенной нормой, в действиях ОАО «Славянскгоргаз» отсутствует, вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения материалами дела не подтверждается, ввиду чего суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отмене постановления Управления Росприроднадзора и прекращении производства по делу.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, так как они противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, на иную оценку исследованных судьей доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы судебного постановления.
При таких обстоятельствах суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 06 мая 2015 года оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 – без удовлетворения.
Судья